Иркутские объявленияНовое в иркутских объявлениях:
Объявления и реклама

Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога в FaceBook, во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.

Читатель Толстов: Год начинается ужасно: лучшие новинки остросюжетного жанра

Владислав ТОЛСТОВ   
02.01.2020

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2020 г. Выпуск 359

Клэр Малли «Любовь и шпионаж»

  • Изд-во «Лимбус Пресс», 2019 г.

Клэр Малли «Любовь и шпионаж»

Удивительная, конечно, книга. Ее бы можно было счесть плодом авторского воображения, но женщина, о жизни которой пишет Клэр Малли, действительно существовала. Кристина Грэнвилл – польская аристократка, ставшая шпионкой в годы второй мировой. Ее выбрасывали с парашютом в немецкий тыл, за ней охотились гестаповцы, она несколько раз чудом избегала ареста (и гарантированной мучительной смерти, если бы ее схватили). Она стала женщиной-агентом, получившей максимальное количество боевых наград. Малли подробно рассказывает о том, как была организована разведывательная сеть в оккупированной нацистами Европе. Контрразведка у немцев работала безупречно: в среднем активность одного агента-парашютиста продолжалась три месяца, а радиста – шесть недель. То, что Грэнвилл выжила в этой мясорубке – исключительное везение или дьявольская интуиция. Впрочем, после войны ни везение, ни интуиция Грэнвилл не помогли. Пять лет она перебивалась случайными заработками, пока не устроилась стюардессой на трансатлантический лайнер, завела интрижку с членом команды, а он возьми и убей ее из ревности. Книга «Любовь и шпионаж» поразительная по плотности фактуры: такое впечатление, что Малли сама облазила все тайные тропки, по которым в годы войны ходила ее героиня, и проследила за каждым поцелуем (Грэнвилл отличалась исключительной любвеобильностью, о ее любовных похождениях ходили легенды). Это образцовый документальный детектив – и главное, что героиню забыть после чтения невозможно, чрезвычайно яркий образ.

Франк Тилье «Лес теней»

  • Изд-во «Азбука», 2019 г.

Франк Тилье «Лес теней»

Танатопрактик (это специалист, который в морге готовит умерших к погребальной церемонии) Дэвид скрывает от коллег, что по вечерам он пишет детективы, и его книга вышла совсем недавно. И тут к нему обращается престарелый миллиардер Артур Дофр. Он передвигается в инвалидной коляске, он поражен книгой молодого автора и делает Дэвиду заманчивое предложение: написать новый триллер по мотивам реальных расследований, к которым миллиардер имеет какое-то смутное отношение. Гонорар предлагает бешеный, но условие одно: писать придется в отдаленном шале, одиноком домике посреди заснеженного леса. Дэвид с женой отправляется туда, а жене последние недели пишет какая-то психопатка. Но миллиардер, персонажи, жена, психопатка, вымышленные и реальные персонажи в нужный момент составят головокружительную комбинацию – создание подобных сюжетов и принесло Франку Тилье славу короля европейского триллера. «Лес теней» - отличный, азартный, сногсшибательный и мастерски придуманный триллер, отличное остросюжетное чтение.

Бернар Миньер «Лед»

  • Изд-во «Эксмо», 2019 г.

Бернар Миньер «Лед»

Французский писатель Бернар Миньер часто сравнивается со Стивеном Кингом – в хорошем, конечно, смысле. Миньер не подражатель Кинга, но у него очень похожая творческая манера. Он пишет большие романы, где присутствует детективная интрига, присутствует жутковатая атмосфера, но книги его принадлежат скорее большой полноценной литературе, нежели маленькому гетто «ужастиков». Достаточно прочесть предыдущие книги Миньера, которые издавались в России («Гребаная история» и «Гадкая ночь», я писал о них), чтобы убедиться, что писатель этот явно не середнячок, не автор однодневного чтива для любителей пощекотать нервишки. «Лед», кстати, получил премию «Бестселлер года» во Франции, по нему сняли сериал, благодаря именно этому роману Бернар Миньер стал признанным классиком современной литературы – и вовсе не обязательно остросюжетной. История противостояния преступника, капитана полиции и женщины-психиатра, работающей в закрытом институте психиатрии, где содержатся психопаты, маньяки и серийные убийцы – это не столько детектив, сколько реконструкция сложной психологической игры. Неподалеку от клиники совершаются убийства, есть подозрение, что к ним причастен кто-то из пациентов, в клинику приезжает грубоватый и прямолинейный капитан Мартен Сервас, но развязка, как всегда, оказывается вовсе не такой, какую мы себе придумали. Отлично.

«Криминальное чтиво и не только. Американский детектив первой половины XX века: новеллы»

  • Изд-во Corpus, 2019 г.

«Криминальное чтиво и не только. Американский детектив первой половины XX века: новеллы»

Завершающая (третья по счету) книга в серии антологий детективного рассказа, которая была открыла три года назад книгой «Не только Холмс» (о малоизвестных авторах детективов викторианской эпохи), продолжена антологией «Только не дворецкий» (забытые шедевры британского детектива в период между двумя мировыми войнами). «Криминальное чтиво» - антология текстов, опубликованных в многочисленных американских журналах во времена после Великой Депрессии. Имена авторов за редким исключением вам ни о чем не скажут – и спасибо составителям, что они разыскали эти рассказы, да еще выстроили их так, что становится понятно, почему именно в Америке детектив стал самостоятельным жанром. Американские писатели меньше всего были заинтересованы в следовании каким-то жанровым правилам, канонам, установкам. Они писали жестко, динамично, кроваво – выполняя определенный социальный заказ и формируя новые правила жанра. По рассказам Корнелла Вулрича потом снимал свои лучшие фильмы Хичкок, Шарлотта Армстронг, типичная американская домохозяйка, сочиняла рассказы, признанные шедеврами триллера. В общем, книга более чем достойна того, чтобы ее прочесть – и желательно поставить на полку рядом с предыдущими антологиями. Необычная верстка: текст набран в две колонки, как будто мы читаем репринт из журнала, где публиковались эти рассказы. Вообще, следует отметить, с какой любовь, вниманием и уважением сделана эта антология (как и две предыдущие). Тот случай, когда сборник детективных рассказов становится не просто «почитать что-нибудь перед сном», а превращается в важное культурное явление. Спасибо тем, кто это сделал!

Майк Омер «Внутри убийцы»

  • Изд-во «Эксмо», 2019 г.

Майк Омер «Внутри убийцы»

Новый автор – видимо, поэтому его книгу так активно раскручивают в соцсетях. Очередная попытка превзойти сюжет «Молчания ягнят», где девушка из правоохранительных органов будет противостоять умному, изворотливому и изобретательному маньяку. Зоя Бентли работает в ФБР профайлером, составляет психологические профили серийных убийц. И тут как раз подвернулась работенка. На обочинах магистральных шоссе стали находить обезображенные женские трупы. Есть подозрение , что маньяк – то ли дальнобойщик, то ли сотрудник похоронного агентства, уж больно красивыми выглядят жертвы после смерти. Зое в напарники дают спецагента ФБР Тейтума, который, как водится, отличается странностями поведения, но именно эти странности помогут им докопаться до истины. Крепкий добротный триллер про охоту на маньяка, сделанный в лучших традициях, но «Молчание ягнят» по-прежнему остается на недосягаемой сияющей вершине.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Кэролайн Данфорд «Смерть на охоте»

  • Изд-во «Эксмо», 2019 г.

Кэролайн Данфорд «Смерть на охоте»

В России выходит второй роман Кэролайн Данфорд – писательницы, придерживающейся традиций классического английского детектива. Сейчас в России издают книги Ти Кинси, которая также пишет английские старомодные детективы, и теперь вот Кэролайн Данфорд. Важно место действия (пасторальная сельская глубинка, аристократические поместья как в «Аббатстве Даунтон») и время действия – до первой мировой войны, когда мир еще не пережил глобальных тектонических сдвигов, уничтоживших былой уклад. У Данфорд симпатичная главная героиня – дочка сельского священника Эфимия Мартинс, занимающаяся расследованиями в силу природной живости ума и наблюдательности. В первом романе Эфимия вывела на чистую воду владельца имения Стэплфорд-Холл, где она была служанкой. В «Смерти на охоте» сэр Ричард Стэплфорд счастливо избегает петли и возвращается в поместье. Он теперь, понятное дело, злейший враг Эфимии, и устраивает приемы в охотничьем домике вместе с симпатичным управляющем Рори. Но не забывает интриговать и намерен устроить все так, чтобы бедную служанку Эфимию убили… Хороший роман, не Агата Кристи, конечно, но вполне читабельно.