Иркутские объявленияНовое в иркутских объявлениях:
Объявления и реклама

Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога в FaceBook, во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.

Читатель Толстов: Иностранная литература: новый-старый Шейбон, Декуэн и – фанфары! – новый Рушди!

Владислав ТОЛСТОВ   
21.03.2019

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2019 г. Выпуск 276

Майкл Шейбон «Союз еврейских полисменов»

  • Изд-во «Азбука», 2019 г.

Майкл Шейбон «Союз еврейских полисменов»

Маленький праздник читателя – «Азбука» выпустила в новом переводе знаменитый роман Майкла Шейбона (и, кстати, он теперь наконец-то Шейбон, а не Чабон, как все время писали) о том, как евреи устроили Землю Обетованную на Аляске. Это похоже на «Остров Крым» Аксенова: сначала делается некое историческое допущение, а потом на нем строится повествование. Аксенов, помните, написал роман о том, что произошло, если бы Крым отделился от Советской России в 1921 году. Шейбон взял за основу историю транспорта «Даймонд», на котором евреи из Европы, спасаясь от Гитлера, отправились в США. В реальной истории «Даймонду» не разрешили причалить в Нью-Йорке, в романе Шейбона корабль развернулся и отправился на Аляску, где евреи и построили свой Израиль, а город Ситка стал настоящим мегаполисом с миллионным населением. В Ситке и разворачиваются основные события – сначала в гостиничном номере находят труп известного шахматиста, потом начинается черный троллинг американской системы правосудия, американской юстиции, американской политкорректности, густо замешанный на еврейском юморе. Роман восхитительный, не уступающий «Удивительным приключениям Кавалера и Клея», который тоже недавно вышел в «Азбуке» в новом переводе (а вот разрекламированный «Лунный свет» того же Шейбона мне совсем не понравился).

Кристин Далчер «Голос»

  • Изд-во «Эксмо», 2019 г.

Кристин Далчер «Голос»

Еще одна книга, написанная в жанре «а как бы выглядел мир, если бы…». Кстати, мировой бестселлер – в США роман Кристин Далчер, доктора теоретической лингвистики из Джорджтаунского университета разошелся тиражом в миллион экземпляров. Это такая феминистская антиутопия о будущем, где женщинам запрещено произносить больше 100 слов в день. Скажешь на слово больше — испытаешь боль от удара током, который обеспечивается браслетом-счетчиком. Понятно, что при таких раскладах женщины не могут ни в политике, ни в корпоративном управлении присутствовать. Кухня, дети, дом – вот и все сферы, где женщина может проявить себя. Даже с подружками не поболтаешь! Всякое действие рождает противодействие: что, если бойкое феминистское движение спровоцирует мощный ответный удар? Главная героиня, Джин, объявляет молчаливую войну, и мужчинам, вплоть до президента, придется изрядно понервничать. В общем, меня книга оставила вполне равнодушным, но понимаю, сколько знакомых болтушек с радостью прочитают сюжет о том, как мужики несчастных женщин угнетают!

Дидье Декуэн «Англичанка на велосипеде»

  • Изд-во «Эксмо», 2019 г.

Дидье Декуэн «Англичанка на велосипеде»

В прошлом году в «Эксмо» вышел первый роман Дидье Декуэна «Среди садов и тихих заводей» - трогательная история японской вдовы, которая отправляется в столицу в далекое путешествие, чтобы доставить ко двору императора свежую рыбу, а вокруг бурлит и грозит всякими опасностями средневековая Япония. «Англичанка на велосипеде» как минимум не хуже, и тоже на историческом материале. Начинается роман знаменитой битвой при Вундед-Ни, где американские солдаты перебили отряд индейцев сиу. Одну маленькую девочку спасает индианка, приносит в американский лагерь и отдает первому встречному – спаси, мол. А первым встречным оказывается английский фотограф, решивший подзаработать на репортаже о войне с индейцами. И он сначала планирует отправить девочку в сиротский приют, а потом привозит ее в Ливерпуль, оставляет у себя, воспитывает ее как настоящую английскую леди. Присутствуют мотивы «Пигмалиона» и «Лолиты», но все целомудренно, тем более фотограф в итоге понимает, что воспитал себе не дочь, а жену, и берет девушку в супруги. А она все хочет разобраться, кто она такая, и мечтает поехать в Америку, чтобы на велосипеде объездить свои родные места, и понять, кто же она на самом деле – английская добропорядочная леди или все еще девочка из племени индейцев сиу? Отличный сюжет, отличный роман.

Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима»

  • Изд-во «Азбука», 2019 г.

Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима»

Странный какой-то роман. Хотя, в общем, ничего странного: примерно раз в год появляется книга, где местом действия выбирается Освенцим или какой-то другой нацистский лагерь. Ну, скажем, год назад это был роман Аффинити Конар «Чужекровка», а до этого роман Мартина Эмиса «Зона интересов». Особенность их в том, что Освенцим, реалии крупнейшего лагеря уничтожения представлены как фон, на котором разворачиваются события в жизни главных героев. Наверно, это какой-то тренд в мировой литературе, особый творческий эксперимент – поместить своих героев в такие условия, я этого не понимаю. Главный герой романа Хезер Моррис – Лале, который делает татуировки прибывающим в Освенцим, набивает номера на левой руке. А заодно переживает разные другие события – влюбляется в девушку из барака «Канада», делает мелкий бизнес… Одним из героев романа является доктор Менгеле, ставящий страшные эксперименты в секретной лаборатории. Мне «Татуировщик из Освенцима» показался скучным, несмотря на то, где происходит действие. Еще раз скажу, что я не понимаю этой традиции, романов об Освенциме. Лучшее на эту тему давно уже написано.

Джеффри Евгенидис «Найти виноватого»

  • Изд-во «Рипол Классик», 2019 г.

Джеффри Евгенидис «Найти виноватого»

Творчество американского писателя Джеффри Евгенидиса мне нравится не очень, а вот рассказы как жанр я люблю. А «Найти виноватого» - именно сборник рассказов, а короткая проза жанр для Евгенидиса, как принято считать, непривычный – Пулицеровскую премию он получил за роман «Средний пол». Но помимо этого еще время от времени писал рассказики для журнала The New Yorker, который плохих текстов по определению не публикует. За 30 лет скопилось всего 10 текстов, они и составили сборник короткой прозы Евгенидиса – первый, и, скорее всего, последний. Когда мастер больших форм, романист, обращается к жанру рассказа, чаще всего это какие-то неиспользованные замыслы больших романов. И истинный мастер проявляется в том, чтобы каждый рассказик был похож на концентрированный роман. У Евгенидиса, как мне кажется, получилось. Роскошный рассказ «Прихотливые сады», где два мужика оказываются вдали от жен, но тут им встречаются молодые путешественницы. Или рассказ, давший название сборнику, где герой пытается после измены восстановить отношения с женой. Или – самый известный, наверно – рассказ «Спринцовка», где героиня собирается сделать ЭКО, и ищет подходящих доноров спермы. Кстати, по мотивам этого рассказа снят фильм «Больше, чем друг» с Дженнифер Энистон в главной роли. Думаю, и из других рассказов сборника получилось бы неплохое кино.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Салман Рушди «Золотой дом»

  • Изд-во Corpus, 2019 г.

Салман Рушди «Золотой дом»

Рушди тоже не самый мой любимый автор, но пропустить новый его роман как-то не комильфо. Тем более в этом году, если не ошибаюсь, исполнится 30 лет, как за писателем охотятся все исламофанатики мира, которым аятолла Хомейни разрешил его убить за богохульный роман «Сатанинские стихи». Рушди с тех пор скрывается, живет под круглосуточным наблюдением МИ-6, но писать не перестает. Прошлый его роман, «Два года, восемь месяцев и 28 ночей» (вышел в 2017 году, и тоже в издательстве Corpus) обыгрывал сюжеты «Тысячи и одной ночи». В «Золотом доме» надо постараться, чтобы угадать литературную первооснову, и это, скорее всего, «Великий Гэтсби», история богатенького буратино, который и на лицо ужасный, и совсем не добрый внутри. Его зовут Нерон Голден, он выходец из Бомбея, у него три сына и молодая русская (!) жена. И где-то на периферии внимания этого важного человека крутится молодой режиссер Рене, который решил снять про Голдена фильм. Собственно, этот Рене нам про семью Голдена и рассказывает. Он попутно сочиняет сценарий, делает какие-то записи, вычеркивает, дополняет, переживает муки творчества – в общем, нам еще дают возможность побывать в шкуре главного героя, а также узнать некую сумму сведений по истории кино, философии и культурологии, включая феминизм и гендер.