Объявления и реклама

Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога в FaceBook, во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.

Читатель Толстов: Иностранное: отличные новинки переводной прозы, не пропустите!

Владислав ТОЛСТОВ   
26.03.2020

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2020 г. Выпуск 383

Айелет Гундар-Гошен «Лгунья»

  • Изд-во «Синдбад», 2020 г.

Айелет Гундар-Гошен «Лгунья»

В сегодняшнем обзоре книги – одна другой лучше, как на подбор, нечасто такое случается. Вот, например, «Лгунья» - еще один неизвестный шедевр израильской прозы. Семнадцатилетняя девочка Нофар, работая в кафе-мороженом на каникулах, обвиняет одного из посетителей, известного эстрадного певца, в том, что он пытался ее изнасиловать. И потом ложь начинает обрастать все новыми подробностями, и выясняется, что все кругом лгут, изворачиваются, лукавят, придумывают себе несуществующие заслуги и факты биографии. Один лжет, что собирается стать военным. Другая лжет, что в юности пережила Холокост. И этот липкий вал вранья накрывает все больше людей, которые барахтаются в луже лжи, не в состоянии выбраться – да и не хотят они выбираться. Потому что их фальшивые заслуги сияют куда ярче, и сами они становятся более значительными на фоне собственной лжи. Очень резкий, неприятный и беспощадный роман, показывающий, как одна ложь тянет за собой другую, а в итоге у одних жизнь благодаря их фантазиям становится ярче и интереснее, а у других – безнадежно сломанной. Отличный роман.

Мортен А.Стрекснесс «Времена моря»

  • Изд-во Corpus, 2020 г.

Мортен А.Стрекснесс «Времена моря»

Великолепно. Книга перекликается с «Моби Диком», но автор и сам постоянно к этому произведению обращается. Сюжет – два друга отправляются на рыбацкой лодке на поиски огромной гренландской акулы, которую уже полвека не видели у берегов Норвегии. Она, конечно, прячется где-то в глубине, и теперь это угрюмое страшилище предстоит изловить. Попутно сообщается масса необычной, волнующей и удивительной информации о жизни обитателей прибрежных норвежских деревень, о том, как вообще устроена вся эта многовековая история истребления морских обитателей (не обязательно акул), плюс полезные практические советы по рыбной ловле, наблюдения и рыбацкие байки. Я сам ни на минуту не рыбак, но от книги Мортена Стрекнеса оторваться не мог. Да и как оторваться, когда читаешь, например, такое: «Мясо акулы ядовито и отдает мочой. В старину инуиты давали его собакам, когда больше нечем было кормить. Собаки впадали в пьяный ступор, некоторые потом по нескольку дней не могли прийти в себя. В Первую мировую во многих северных селениях не хватало продовольствия, и стало не до жиру. Мяса гренландской акулы при этом было завались. Однако отведав его сырым либо приготовивши неправильно, люди легко подхватывали “акулью горячку”. Дело в том, что в мясе акулы содержится нервно-паралитическое вещество триметиламиноксид. Горячка эта, со слов очевидцев, напоминает тяжелое алкогольное опьянение. Пьяный несет несвязный бред, видит галлюцинации, шатается и туго соображает. Потом засыпает беспробудным сном». Исключительно вдохновляющее чтение, надо сказать.

Мартин О Кайнь «Грязь кладбищенская»

  • Изд-во Corpus, 2020 г.

Мартин О Кайнь «Грязь кладбищенская»

«Интересно, на каком же участке я похоронена: За Фунт или За Пятнадцать Шиллингов?

Или их совсем дьявол обуял, и они меня бросили в Могилу За Полгинеи — после всех-то моих наказов!» - так начинается «Грязь кладбищенская», одна из самых ожидаемых книжных премьер этого года, классический роман ирландской литературы, изданный в Ирландии еще в 1949 году, и только теперь, спустя 70 лет, добравшийся до российского читателя. Почившие в бозе жители ирландской деревушки и после смерти не угомонятся: выясняют отношения, высказывают претензии, непрерывно сквернословят и богохульствуют. А попутно выясняют, кого где и на каких условиях похоронили, и как там теперь родственники будут разбираться с наследством. У «Грязи кладбищенской» нет связного сюжета, это такой непрекращающийся, густо замешанный на черном юморе и ненормативной лексике диалог, в котором персонажи обустраивают свой загробный мир, и тащат за собой все привычки, претензии и суеверия своего докладбищенского существования. Мрачная философская сатира, считается классикой ирландского литературного модернизма и одним из главных произведений литературы ХХ века, где странным многоголосым эхом отзываются самые яркие события истории первой половины прошлого века.

Хан Ган «Человеческие поступки»

  • Изд-во «АСТ», 2020 г.

Хан Ган «Человеческие поступки»

В прошлом году в издательстве «АСТ» вышла первая книга корейской писательницы Хан Ган «Вегетарианка» - история корейской феминистки, которая отказалась от мяса, потому что видела во снах, как ее кормят сырым мясом и пришла к выводу, что это такой символ мужского подавления в отношении нее. Книга мне не понравилась, даже не стал о ней писать в «Читателе Толстове». А вот «Человеческие поступки» - совсем другое дело, и я бы ее рекомендовал к прочтению. Во-первых, это исторический роман, место действия – 1980 год, когда по Корее прокатились молодежные выступления. В городе Кванджу в результате столкновений протестантов с полицией погибает подросток. И сама писательница узнает историю о гибели мальчика и решает докопаться до истины. Она общается с членами его семьи, с полицейскими, с участниками митингов, чтобы разобраться в том, что случилось. Временами повествование приобретает поистине накаленную эмоциональность, есть чрезвычайно натуралистичные сцены, которые людям слабонервным лучше не читать. Тот же извечный вопрос, на который пытается найти ответ литература: почему в экстремальных событиях люди ведут себя так по-разному.

Джоанн Харрис«Земляничный вор»

  • Изд-во «Эксмо», 2020 г.

Джоанн Харрис«Земляничный вор»

Продолжение романа «Шоколад», точнее, завершение тетралогии, которая начиналась с «Шоколада», а продолжилась «Леденцовыми туфельками». И каждый роман сопровождается определенными запахами и ароматами – вот здесь, как понятно из названия, одуряюще пахнет лесной земляникой. Опять Вианн Роше, открывшая свою кондитерскую, спасает жителей маленького французского городка Ланскне-су-Танну. В прошлой книге «Персики для месье кюре» она воевала с местным священником, теперь они союзники – и дружат против Морганы, открывшей в городке свой тату-салон. А старшая дочь Вианн, Розетт, попадает в ситуацию, когда ей нужна помощь: местный флорист Нарсис завещал свой лес с загадочной земляничной поляной почему-то не собственной дочери, а именно Розетт. И чтобы понять, почему он так сделал, нужно добраться до дневника флориста, а прочесть его и раскрыть тайны хотят слишком многие в городке. Я не большой любитель Джоанн Харрис, но она выбрала, на мой взгляд, безошибочную стратегию, превратив унылую и скучную жизнь маленького провинциального городка в арену сильных страстей, тайн и магических ритуалов (как и Вианн в «Шоколаде», Розетт обладает магическими способностями). Отлично написанная и захватывающая книга – и скорее всего, это не финал эпопеи, поскольку открытый финал заставляет предположить, что автор еще не раз отправит читателей в прогулку по этому городку.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Дэвид Николс «Сто тысяч раз прощай»

  • Изд-во «Азбука», 2020 г.

Дэвид Николс «Сто тысяч раз прощай»

Английского прозаика Дэвида Николса называют современным классиком. Ну, классик не классик, но Николс создает такие тексты, которые обладают одинаковой притягательностью вне зависимости от национальных традиций – даром что ли его прошлый роман «Один день» перевели на 40 языков, а роман «Мы» (ставший основой для успешного сериала) попал в короткий список Букеровской премии. Помещая в центр повествования очередную трогательную историю любви, умея рассказать о человеческих чувствах без дешевой мелодрамы, а придумывая полнокровную, живую, умную историю, Николс по праву является одним из самых уважаемых авторов в жанре современной романтической прозы. Недавний школьник Чарльз подрабатывает летом на местной автозаправочной станции, перечитывает любимые книги (фантастику) и встречает Фрэн, начинающую актрису, которая убеждает его вступить в их театральный коллектив, где ставят шекспировские пьесы. Ну да, куда в такой истории без Шекспира. «Первая любовь то возносит нас на вершину блаженства, то повергает в бездну отчаяния, и Николс воспроизвел колебания этого маятника с идеальной точностью», пишет о книге рецензент Daily Express.