Иркутские объявленияНовое в иркутских объявлениях:
Объявления и реклама

Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога в FaceBook, во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.

Читатель Толстов: Любителям истории: самые интересные новинки января

Владислав ТОЛСТОВ   
06.01.2019

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2019 г. Выпуск 256

Борис Акунин «История российского государства. Том 6. Эпоха цариц»

  • Изд-во «АСТ», 2018 г.

Борис Акунин «История российского государства. Том 6. Эпоха цариц»

Никак нельзя пройти мимо нового тома из исторического цикла Бориса Акунина. Хотя вроде бы уже все статусные историки высказали свое мнение об этом проекте писателя-детективщика. Мол, и источники он использует некритически, и общей исторической концепции у него нет, и писать серьезные исторические исследования с такой скоростью (Акунин выдает по одному новому тому проекта каждый год) нереально. И вообще – куда он суется, писал бы уже про своего Фандорина! Но тут вот какое дело. Акунин, возможно, лажает в том, что касается академической точности своих сочинений. Но безупречен в том, что касается занимательности изложения. Даже я, знающий историю сикось-накось, замечаю косяки в его сочинениях, но пишет-то он интересно! Может, через десять лет весь этот проект отправится в чулан, как это произошло с историческими книгами другого писателя-детективщика Александра Бушкова, но пока – да, пока Акунин пишет, а мы читаем. В новом томе – век осьмнадцатый, женщины на российском троне – Екатерина Первая, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна (опа, даже не знал о такой), Елизавета Петровна, Екатерина Алексеевна свет Великая. Еще зачем-то пристегнули Павла Петровича – мол, он обладал совершенно женскими чертами характера и его тоже можно отнести к «времени цариц» (кстати, интересная мысль). В общем, читаем, ждем продолжения.

Елена Осокина «Алхимия советской индустриализации»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2018 г.

Елена Осокина «Алхимия советской индустриализации»

В прошлом году «НЛО» выпустило книгу Анны Ивановой «Магазин «Березка» - о системе советских валютных магазинов, где отоваривались избранные граждане. Книга Елены Осокиной также посвящена советским «магазинам не для всех», но это немного другая тема. Скорее всего, вы и не слышали ни разу этого слова – торгсин. В 1930 году советское правительство отчаянно нуждалось в средствах на индустриализацию – дело дошло до продажи за рубеж икон и переплавке церковных колоколов. И чтобы выкачать из населения ту валюту и золото, которое у него еще оставалось, была придумана система магазинов Торгсин (расшифровывается как «торговля с иностранцами»). Для жителей СССР Торгсины были единственным местом, где можно было приобрести практически любые товары – но только за валюту и золото. Сеть магазинов Торгсин просуществовала пять лет, до февраля 1936 года, но сам этот феномен – валютная торговля в социалистической стране – многие годы оставался вне внимания историков. И книга Елены Осокиной – первое полноценное исследование этого сюжета, одновременно и поразительного, и комического, и трагического. Потому что, с одной стороны, в Торгсины несли последнее, чтобы не сдохнуть с голоду, меняли фамильные ценности на кулек муки. Неслучайно самым прибыльным годом для Торгсинов стал 1933, год массового голода. С другой – на какие только ухищрения не шли наши люди, чтобы получить возможность отовариться в Торгсине. В ход шли и артефакты из могильных курганов, и переплавленные в слитки серебряные монеты, и банальный подкуп продавцов и директоров магазинов. Великолепная книга, исключительная, очень рекомендую.

Карло Гинзбург «Загадка Пьеро»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2018 г.

Карло Гинзбург «Загадка Пьеро»

Когда-то меня поразила книга Карло Гинзбурга «Сыр и черви»: используя судебные протоколы инквизиции, Гинзбург рассказал историю еретика-самоучки Меноккио (Доменико Сканделло), мельника из Фриули, который придумал собственную модель устройства Вселенной. В Европе Гинзбург считается основателем так называемой «микроистории» - исследовательской практики, где предметом изучения становится всякий «мусор эпохи»: судебные протоколы, долговые расписки, частные письма… Хотя важны не источники, а выводы, и Гинзбург умеет, как он сам говорит в одном интервью, рассмотреть под микроскопом кусочек кожи слона, а потом описать всего слона. Так и с этой книгой. «Загадка Пьеро» посвящена одному из самых таинственных художников раннего итальянского Возрождения Пьеро делла Франческо, точнее, диптиху «Бичевание», который Пьеро создавал по заказу герцога Федерико в Урбино. С этой картиной (она входит в золотой фонд мировой живописи) до сих пор многое непонятно. И как она создавалась, и что послужило для художника сюжетом, и как трактовать ее символический смысл – одних толкований возможного сюжета «Бичевания» сегодня существует не менее трех. Анализируя картины Пьеро делла Франческо, Карло Гинзбург попутно рассказывает массу интересных вещей о том, как вообще существовали художники в ту эпоху, как они взаимодействовали с заказчиками, и прочее в том же духе.

Михаил Елисеев «Москва против Твери»

  • Изд-во «Эксмо», 2018 г.

Михаил Елисеев «Москва против Твери»

Я живу в Твери и могу засвидетельствовать, что для местных историков тема противостояния Тверского княжества и Москвы до сих пор остается предметом оживленных дискуссий, даром что происходило это все 700 лет назад. Московский историк Михаил Елисеев подробно описывает хронологию событий, начиная с 1304 года (когда умер князь Андрей Городецкий и началась борьба москвичей и тверитян за владимирский престол), и до 1339 года, когда московские князья окончательно нагнули тверских и стали собирать с них дань. Между этим было много трагических событий: разгром московской рати в Бортеневской сече, гибель в Орде тверского князя Михаила, убийство предателя-московского князя Юрия Даниловича, и т.д. Михаил Елисеев описывает их, стараясь не отдавать морального преимущества ни одной из сторон. Мне понравилось, что его версия истории московско-тверских отношений изложена максимально объективно. Вообще хочу рекомендовать эту книгу всем, кто интересуется отечественной историей. Все-таки Москва и Тверь, как они там друг друга в крови топили – не самая приятная ее страница, но после довольно долгого перерыва появилась наконец-то книга, где этот эпизод изложен с наиболее возможной беспристрастностью.

Дмитрий Жуков, Иван Ковтун «Цветы ненависти»

  • Изд-во «Пятый Рим», 2018 г.

Дмитрий Жуков, Иван Ковтун «Цветы ненависти»

То, что у нас есть такие исследователи, как Дмитрий Жуков и Иван Ковтун – это большая удача для отечественной истории. Потому что темы они копают, как бы это помягче сказать, ну, за которые мало кто берется. И не брался за послевоенные 75 лет. Предыдущая их книга, «Бургомистр и палач» (я писал о ней), рассказывала о парочке одиозных личностей из тех, кто сотрудничал с немцами во время оккупации. Новая книга – она тоже об оккупации, о коллаборационистах, но тема взята более широкая: как нацисты строили свою антисемитскую пропаганду. Потому что это была система, включающая штатных пропагандистов, радиостанции, газеты, листовки, фильмы, брошюры… И немалое количество добровольных помощников на оккупированных территориях, которые активно продвигали весь этот нацистский бред. Я, кажется, впервые прочитал такой подробный разбор, как действовала пропагандистская машина, адресованная именно жителям оккупированных территорий, как придумывались все эти плакаты, лозунги («бей жида-политрука, просит морда кирпича» - это ведь действительно на серьезных щщах продвигалось). Тема, что там говорить, пахучая: с одной стороны, кому нужно перелопачивать газетки, которые нацисты издавали во время оккупации, и отслеживать судьбы наиболее успешных пропагандистов (а они, за некоторыми исключениями, прекрасно смогли устроиться после войны – у западных немцев, у американцев). С другой – ну это же совершенно неисследованная страница истории, и если «страна должна знать своих героев», то и этих «героев» надо знать тоже.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Дмитрий Дегтев «Воздушная битва за Москву»

  • Изд-во «Центрполиграф», 2019 г.

Дмитрий Дегтев «Воздушная битва за Москву»

Это удивительно, но, оказывается, книга Дмитрия Дегтева – первое исследование событий, которые творились в небе над Москвой осенью и зимой 41-го. Известны только «общие параметры» этой эпопеи: что немцы потеряли в небе над Москвой почти 10% своего воздушного флота, что столица пережила 700 налетов, что противовоздушная оборона Москвы стала образцом для аналогичных родов войск в других странах именно благодаря боям 41 года. Это действительно беспримерная воздушная битва, которая шла в небе в квадрате, точками которого были (посмотрите по карте) Ярославаль, Рязань, Нижний Новгород и Калинин. Москва находилась в центре этого «квадрата». Дмитрий Дегтев, тщательно изучивший не только советские, но и немецкие источники, добавляет в эту картинку сотни подробностей. В очередной раз оказывается, что война – не только победы и сражения, но и дикая неразбериха, приписки, туфта, лживые рапорты, дутые герои и все такое. У Дегтева это проходит вторым, даже третьим фоном, он тщательно восстанавливает обстоятельства воздушных боев буквально по дням, даже по часам. Но и эти истории оставлены в книге. Очень добротное, добросовестное, качественное исследование, можно смело рекомендовать всем, кто интересуется темой битвы за Москву.