Иркутские объявленияНовое в иркутских объявлениях:
Объявления и реклама

Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога в FaceBook, во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.

Читатель Толстов: Наука о счастье, теле и голосе – новинки научно-популярного жанра

Владислав ТОЛСТОВ   
26.01.2020

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2020 г. Выпуск 366

Мара Олтман «Тело дрянь»

  • Изд-во «Индивидуум паблишинг», 2020 г.

Мара Олтман «Тело дрянь»

Это отличная книга, хотя не уверен, что она вписывается в рамки академического научно-популярного жанра. Сильно мне напомнила книги Мэри Роуч – есть такая американская журналистка, которая берется за какую-нибудь глобальную тему (секс, пищеварение, космос) и вытаскивает наружу такие детали, о которых почтенная публика даже не задумывалась никогда. Мара Олтман пишет о себе любимой. Вот, скажем, завелись у нее вши – и они подробно и тщательно описывает процесс излечения, а также разбирается в биологии и происхождении вшей. Или задумывается о том, почему она во время секса не стонет – и выясняется, что существует целое направление в науке, изучающее копулятивные звуки. И так о чем ни возьмись – получается забавное, легкое, остроумное и прежде всего познавательное эссе. Пот, отражение в зеркале, кашель – все Мара Олтман подвергла своему беспристрастному (на самом деле пристрастному, еще какому пристрастному – очень смешно она описывает свои телесные интересы) разбору.

Хоуп Джарен «Девушка из лаборатории. История о деревьях, науке и любви»

  • Изд-во «Альпина Паблишер», 2020 г.

Хоуп Джарен «Девушка из лаборатории. История о деревьях, науке и любви»

Еще одна книга, которую нельзя отнести к жанру «чистого» научпопа, это скорее такой синтез автобиографического жанра и научно-популярной книги. Автор – геобиолог, изучает деревья, семена и соцветия, но собственно о предмете своих научных изысканий пишет меньше, чем о том, как у них там в Америке организована научная деятельность. Как подают заявки на гранты, как проводят эксперименты, как составляют отчеты. Странным образом все эти бюрократические подробности научного процесса (тем более ни у кого прежде не доводилось читать столь подробных описаний) выглядят не менее увлекательным повествованием, чем рассказ о растениях, семенах, деревьях и почвах. Повествование выстроено несколько разбросанно: только что Хоуп Джарен говорила о том, что происходит с семенем, брошенным в почву – а вот уже она описывает процесс проведения эксперимента, а вот она рассуждает о любопытстве как движущей силе научно-технического прогресса, а вот рассказывает про строителей Суэцкого канала, которые обнаружили на сорокаметровой глубине корни акации… «Девушка из лаборатории», впрочем, стала международным научно-популярным бестселлером, это действительно книга, показывающая закулисную сторону научной деятельности – и оказывается, что все эти будни лабораторной жизни не менее интересны чем собственно научные открытия.

Карен Бойс «Моя доисторическая семья»

  • Изд-во «Индивидуум Паблишинг», 2020 г.

Карен Бойс «Моя доисторическая семья»

И эту книгу я бы тоже не назвал классическим научпопом. Похоже, это такой новый тренд в мировой научно-популярной литературе: автор не столько описывает какую-то научную проблему, сколько свое отношение к ней. Шведская журналистка Карен Бойс много лет писала о ДНК-экспертизе, много интересного узнала об этой сфере научных знаний. Но потом у нее умерла мама, потом оказалось, что сама Карен почти ничего не знает об истории своей семьи, о собственных предках – давно переехали, утратили связи с родственниками. И она решает провести собственное расследование, пользуясь сведениями, которые ей сообщает ее генетическая экспертиза. И выясняет, например, что ее далекая-далекая родственница, еще 54 тысячи лет назад, родила ребенка от неандертальца, и произошло это где-то на Ближнем Востоке. А само исследование превращается в расследование – Карен Бойс берет свидетельские показания у ученых, закапывается в результаты научных экспериментов, восстанавливает свое генеалогическое древо, используя последние достижения науки. Получается такой генетический детектив, в результате которого выясняется, что шведская девушка связана родственными узами с сирийскими и азиатскими женщинами, жившими несколько столетий назад. «Моя доисторическая семья» - великолепное пособие для тех, кому интересны все эти генетические вопросы, и написана книга весьма увлекательно. Нерушимая связь всех мертвых со всеми живыми производит в этом тщательном и продуманном труде огромное впечатление.

Грэм Харви «Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.

Грэм Харви «Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь»

Замысел книги хороший (сравнить два модуса религии – как ее видят сами верующие и как воспринимают люди «со стороны», то есть все общество), но мне показалось, что об этом можно было бы сказать точнее, доступнее, не растекаясь мысью по древу и не уходя в многословные лирические отступления. Книга интересная, в какой-то степени важная, как важны для меня как для читателя книги, например, Карен Армстронг, бывшей католической монахини, посвятившей свое творчество тому, чтобы объяснить внутренние, скрытые механизмы религии как социального института и как явления человеческой культуры. Грэм Харви довольно тонко и изобретательно находит разные нюансы и детали повседневной жизни, которые отличают верующих от всех остальных. Мы думаем, что это груда камней, а это священное место. Мы видим толпу странно одетых людей, а это паломники, совершающие важное для себя путешествие. Если бы автор еще не объяснял на каждом шагу, что именно и как он сейчас собирается рассказать, было бы вообще замечательно.

Пол Долан «Счастливы когда-нибудь. Почему не надо верить мифам об идеальной жизни»

  • Изд-во «Альпина Паблишер», 2020 г.

Пол Долан «Счастливы когда-нибудь. Почему не надо верить мифам об идеальной жизни»

В очередной раз (да и сколько уже было таких книг) автор берется объяснить человечеству, что такое счастье. И утверждает, что существуют социальные штампы, социальные стереотипы, общественные предрассудки, которые довлеют над нами и не дают по-настоящему стать счастливыми. Все упирается в слова «ты должен»: должен получить образование, завести семью, сделать карьеру, воспитать детей… При том, что само понятие «общественного долга» несовместимо со счастьем, утверждает британский профессор и исследователь феномена счастья (счастьевед? Счастьевод?) Пол Долан. Главная проблема – человеческая психика развивается куда быстрее, чем общественные институции, социальная мораль. Мы живем по заветам, которые нам вдолбили родители, но нынешний мир сильно отличается от того, в котором выросли они. И цели, которые полагали для себя важными наши родители, вовсе не обязательно будут сохранять актуальность для нас – не говоря уже о наших детях. Пол Долан посвятил книгу разоблачению социальных мифов и предрассудков, связанных со счастьем, но мне понравились ценности, которые он полагает неизменными (и которые обеспечивают самый короткий путь к счастью) – любовь к ближнему, творчество и эмпатию, готовность помогать другим.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Тревор Кокс «Зачем мы говорим? История речи от неандертальцев до искусственного интеллекта»

  • Изд-во «Азбука», 2020 г.

Тревор Кокс «Зачем мы говорим? История речи от неандертальцев до искусственного интеллекта»

Несколько лет назад в России выходила «Книга звука» Тревора Кокса, профессора инженерной акустики и обладателя самых престижных премий в сфере акустики (например, именно Тревор Кокс зафиксировал самое долгое эхо в истории). Новая его книга посвящена феномену человеческой речи, и даже конкретнее, человеческого голоса. Почему наши голоса обладают такой же неповторимой индивидуальностью, как отпечатки пальцев? Существует ли что-то подобное у братьев наших меньших? Как вообще создавался наш речевой аппарат в процессе эволюции, почему у нас такое богатство интонаций и модуляций, позволяющих не только передавать информацию, но и придавать ей самые тонкие эмоциональные оттенки? Как работают системы шифрования речи при телефонных переговорах – кстати, известно ли вам, что разработчики электронных синтезаторов речи использовали записи переговоров между Рузвельтом и Черчиллем времен второй мировой войны, и роботы, по сути, говорят в том же темпе, в каком когда-то говорили эти политические деятели? А отсюда уже недалеко до виртуальных персонажей, чьи голоса полностью синтезированы компьютером. И вот эта эволюция человеческой речи, от неандертальцев до компьютеров, представлена Тревором Коксом совершенно восхитительно.