Иркутские объявленияНовое в иркутских объявлениях:
Объявления и реклама

Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога в FaceBook, во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.

Читатель Толстов: Пять новинок, которые могут стать отличными подарками на Новый год

Владислав ТОЛСТОВ   
25.12.2016

Владислав Толстов - книжные рецензии

Прочитано в декабре-2016. Выпуск 44

Книга, как известно, лучший подарок. Вот и решил посвятить сегодняшний выпуск «Читателя Толстова» книгам, которые смело рекомендую дарить, и вам за это только спасибо скажут. Потому что такие книги надолго запомнятся.

В ПОДАРОК ДРУГУ, КОЛЛЕГЕ, НАЧАЛЬНИКУ – В ОБЩЕМ, ВСЕМ

Пол Фишер «Кинокомпания «Ким Чен Ир» представляет»

  • Изд-во «Фантом Пресс», 2016 г. Перевод с английского Анастасии Грызуновой.

Пол Фишер «Кинокомпания «Ким Чен Ир» представляет»

Начал читать, будучи совершенно уверен, что это художественный вымысел, такая сатира на Северную Корею. Это действительно роман, но – документальный, основанный на реальных событиях. И эта история происходила в самом деле, хотя поверить в нее вам будет трудно, настолько она фантастична. В общем, Северная Корея, 1970-е. Наследник великого вождя Ким Ир Сена и его официальный преемник Ким Чен Ир помешан на кино. Он занимается продюсированием северокорейских картин, и некоторые из них даже имеют локальный успех, например, в Китае (в память об этом лицо актрисы, сыгравшей главную роль в фильме «Цветочница», поместили на денежную купюру номиналом в один вон – случай уникальный для мировой нумизматики). Но больше всего Ким Чен Ира расстраивает то, что у северокорейских фильмов нет ни фестивального успеха, ни международного признания. Что делать? И Ким Чен Ир придумывает выход.

В это время в Южной Корее, в Сеуле живут режиссер Син Сан Ок и актриса Чхве Ын Хи – самая известная кинопара страны. Он – режиссер самых популярных фильмов южнокорейского кино, она играет в фильмах мужа главные роли. И обоих похищают северокорейские спецслужбы. Их привозят в Пхеньян, где Ким Чен Ир объявляет их своими почетными гостями и всячески старается привлечь к производству фильмов. Но потребовалось пять лет, потребовалось, чтобы режиссера бросили в тюрьму за попытку побега, а его жену практически держали в изоляции. В конце концов Син Сан Ок приступает к работе, и делает несколько фильмов мирового уровня (даже северокорейскую версию «Годзиллы» снимает, где Годзилла проникается классовым чутьем и громит дворцы богачей). Когда Ким Чен Ир уже предвкушает, какую славу ему принесут эти картины, парочка едет в Австрию, и там просит политического убежища, а после рассказывает о своих злоключениях. Скандал был настолько громким, что Северная Корея вынуждена была признать, что Син Сан Ок и Чхве Ын Хи были похищены.

Вот клянусь: оторваться от этой книги невозможно. Потому что сначала все выглядит как комедийный боевик с переодеваниями. Но потом понимаешь, что дело идет всерьез, и выбор у похищенных (в плену у Ким Чен Ира они провели восемь лет) невелик: либо делать, что велит «любимый руководитель» (официальный статус Ким Чен Ира в Северной Корее), либо погибнуть. При этом сам Ким Чен Ир – законченный псих. Он живет в каком-то искаженном мире: считает, что жители Северной Кореи – самые счастливые люди на свете, и поэтому единственное, чего им не хватает – это отличных фильмов собственного производства. Уверен, что картины про Джеймса Бонда и Рэмбо – не выдумка, а почти документальные рассказы о работе спецслужб (собственно, и похищение южнокорейских звезд он задумал после того, как насмотрелся шпионских боевиков). Пол Фишер подошел к работе основательно: когда готовил книгу, провел встречи с полусотней беглецов из Северной Кореи, поэтому все бытовые детали и подробности северокорейской жизни приводятся со слов непосредственных участников. Фишер даже сам несколько раз ездил в Северную Корею и попытался разузнать все об этой потрясающей истории. «Кинокомпания «Ким Чен Ир» представляет» - фантастическая история, которая временами читается как шпионский роман, временами – как сатира на тоталитарное общество. Самое фантастическое в ней то, что это правда.

В ПОДАРОК РОДИТЕЛЯМ

Никита Михалков «Мои дневники»

  • Изд-во «Эксмо», 2016 г.

Никита Михалков «Мои дневники»

В прошлом году вышла первая книга воспоминаний Никиты Михалкова – «Территория моей любви», мне понравилась. Новая оказалась не хуже, хотя это не столько мемуары, сколько дневники с комментариями. В 1972 году молодого актера и режиссера Никиту Михалкова из-за одной романтической истории забрили в армию, причем в назидание всем загнали аж на Камчатку, матросом Тихоокеанского флота.

А Михалков и там не пропал, и его как отличника боевой и политической взяли в экспедицию, которая должна была пройти маршрутом красных партизан-дальневосточников, а Михалков вел летопись экспедиции, писал заметки в газету. Тайга, тундра, самые дикие и безлюдные места. Михалков записывал текущие события и собственные мысли. Спустя 40 лет открыл эти тетрадки снова, снабдил отдельные факты комментариями – и получилась очень забавная книга, настоящий документ эпохи. Там есть и всякие анекдоты («Мичман Ткаченко взял с губы двух матросов сажать ему картошку. А те собрали с соседней помойки старые консервные банки и каждую картошку посадили, накрыв ее банкой. Долго ждал Ткаченко урожая. А моряков этих пойди найди теперь»), и впечатления о прочитанных книгах, и наброски будущих фильмов. Есть совершенно умопомрачительные моменты («это надо видеть: на ободранном курятнике вывешены все члены Политбюро! А мимо на четвереньках проползают пьяные коряки. Воровство, волокита, бесхозяйственность. А эти ребята висят себе на стенке, звездочками геройскими мерцают. И происходит это на самом краю русской земли, в самом прямом смысле этого слова»). Поскольку объема дневников было маловато, книгу разбавили еще записными книжками Михалкова, но именно дневниковые записи – самое ценное, читайте.

В ПОДАРОК УЧИТЕЛЮ

Филип Джексон «Жизнь в классе»

Изд-во «ИД Высшей школы экономики», 2016 г.

Филип Джексон «Жизнь в классе»

Книга издана в серии «Библиотека журнала «Вопросы образования», и вроде бы адресована прежде всего тем, кто работает в школе. Однако это не совсем так. Мне прочесть книгу Джексона тоже было интересно. Хотя написана она давно, и первое издание вышло в год моего рождения, в 1968 году. В том же году вышел известный фильм о школе, «Доживем до понедельника». Просто вспомните школьников из этого кино и спросите себя – а может ли нам что-то пригодиться из того опыта?

Пригодиться, оказывается, может многое. Филип Джексон неслучайно назвал книгу «Жизнь в классе». Он первым попытался рассмотреть школьников не как объект приложения педагогических усилий, а именно как уникальную социальную группу – учащиеся, школьники. Людей, для которых школа, класс, школьные коридоры – естественная среда обитания. Для учителя школа – место работы, а для школьника, который проводит в этих стенах десять лет – важная часть жизни. И эта смена оптики дала удивительные результаты. Нечасто исследователь пытается увидеть жизнь школы даже не глазами ученика или учителя (это не более чем социальные роли), а просто человека, который немалую часть жизни проводит в классе. И тут Джексон приходит к поразительным выводам (подкрепленным исследованиями, в том числе и более поздними). Что успеваемость учеников может зависеть от качества наглядных пособий и картинок на стенах класса. Что есть связь между размерами класса и количеством учеников, которые внимательно слушают учителя. Что появление новичка в классе – феномен совершенно неизученный. И что социокультурную роль школьного туалета как своеобразного «закрытого клуба» нельзя недооценивать. Замечательная книга.

В ПОДАРОК МУЖЧИНЕ

Филип Зимбардо, Никита Коломбе «Мужчина в отрыве: игры, порно и потеря идентичности»

  • Изд-во «Альпина Паблишер», 2016 г.

Филип Зимбардо, Никита Коломбе «Мужчина в отрыве: игры, порно и потеря идентичности»

Я бы такие книги раздавал бесплатно всем знакомым мужчинам, ну, как минимум, тем, у кого есть дети-подростки. Такие книги нужны. Минус их в том, что написаны они скучновато, с длиннотами, изобилуют нравоучительными советами. Но несомненный плюс – там много актуальной и полезной статистики, много ссылок на реальные научные исследования, в общем, хорошее подспорье.

Филип Зимбардо решил написать книгу о том, почему современные мужчины такие, эээ, мужчины. Почему они несамостоятельны, пассивны, эгоистичны, эмоционально нейтральны, не уверены в себе, да список большой. И вообще, почему среди подрастающего поколения такой высокий процент ну совершенно инопланетных монстров, каких-то феерических, прости господи, мудаков? Зимбардо сначала обозначает симптомы, потом называет причины, и в третьей части книги предлагает рецепты. Среди причин Зимбардо особое внимание уделяет страсти молодых людей к компьютерным играм – оказывается, есть такое понятие «геймерская вдова» - это жена человека, который проводит все время в виртуальной игре, не общаясь с членами семьи. А также считает одной из серьезных причин измельчания рода мужского легкодоступное порно в Сети. Поскольку порно мало того, что создает у подростков превратное представление о М+Ж-отношениях, оно еще и делает мужчину неуверенным в себе. Вообще же причин, по которым мужчины перестают быть мужчинами, в книге приводится множество, и важно, еще раз повторюсь, что очень много четкой, структурированной научной и статистической информации. Например, если у ребенка в комнате находится хоть одно электронное устройство (планшет, компьютер, мобильник), он будет спать на два часа меньше ровесника, который ничего такого не имеет. Книга полезная – для родителей мальчиков, конечно, попросту незаменимая.

В ПОДАРОК ЖЕНЩИНЕ

Себастьян Фолкс «Там где билось мое сердце»

  • Изд-во «Синдбад», 2016 г. Перевод с английского Марии Макаровой.

Себастьян Фолкс «Там где билось мое сердце»

Одинокий врач-психиатр Роберт Хендрикс сидит в своей лондонской квартире, и все его раздражает: новые соседи слишком громко включают музыку, поссорился с подругой из-за какой-то ерунды, кто-то оставил на автоответчике сообщение с угрозами, и вообще – 1980-й год на дворе, Хендриксу 60 лет, и ничего в его жизни уже не случится. Разве что странное письмо он получил сегодня. Вот с этого письма все и начинается. Его коллега, невропатолог Александр Перейра, которому исполнилось 93 года, живет на маленьком острове у южного побережья Франции. Когда-то Перейра воевал, еще в первую мировую, и скорее всего знал отца Хендрикса, который погиб, когда сыну не исполнилось двух лет. Перейра приглашает Хендрикса приехать к нему в гости, и тот по непонятной причине соглашается – хотя совершенно не понимает, зачем и куда он едет.

А потом начнется настоящее волшебство. Потому что Перейра изучает механизмы человеческой памяти, и Роберту Хендриксу тоже есть что вспомнить. Он тоже воевал, и во время войны, находясь в госпитале после ранения, познакомился с итальянкой по имени Луиза. Между ними случился бурный роман, который ничем не закончился: Роберт уехал, Луиза осталась, 37 лет он ничего не знал о ней, но судя по всему, и эта встреча состоится. Я не буду пересказывать весь роман, потому что это и невозможно. Фолкс настолько диковинно переплетает судьбы героев, вспышки памяти обретают плоть, забытые события напоминают о себе, а скучная жизнь превращается в фейерверк удивительных переживаний. Все-таки прав Фолкс: главное, что есть в нашей жизни – это воспоминания, творчество и любовь. Головокружительная книга, в которой все флэшбеки, обрывки воспоминаний, кусочки историй складываются в цельную композицию только в самом конце. И еще это красивая история любви.