Деятельность Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области в 2018 году

Газета "Исток"   
02.05.2019

Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области (далее - служба) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляющим функции в сфере регионального государственного экологического надзора в части:

- регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

- регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

- регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

- регионального государственного надзора в области обращения с отходами;

- регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, за исключением государственных заказников регионального значения;

- регионального государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

За отчетный период службой проводились плановые контрольно-надзорные мероприятия в соответствии с согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, а также внеплановые проверки и иные контрольно-надзорные мероприятия по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Всего за 2018 год службой проведено 290 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

плановых – 16;

внеплановых – 83, из них:

- по контролю исполнения предписаний об устранении ранее выявленных службой нарушений – 50;

- мероприятий на основании информации о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде, содержащейся в заявлениях (обращениях) физических и юридических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ – 26, в том числе три проверки (выездные и документарные) по согласованию с прокуратурой Иркутской области;

- по требованию прокуратуры – 7;

- рейдовых мероприятий по проверке фактов, изложенных в заявлениях (обращениях) физических и юридических лиц, в информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации – 191.

Должностные лица службы приняли участие в качестве специалистов в 188 проверках, проведенных органами прокуратуры Иркутской области и Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой. По результатам участия в проверках должностными лицами службы составлены заключения.

В ходе надзорных мероприятий государственными инспекторами Иркутской области в области охраны окружающей среды выявлено
445 нарушений обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере:

-       охраны атмосферного воздуха – 108;

-        обращения с отходами производства и потребления – 236;

-        организации и осуществления производственного экологического контроля, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды – 34;

-     использования и охраны водных объектов - 25;

-      внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также невыполнения или несвоевременного выполнения обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представления сведений для актуализации учетных сведений – 23;

-     геологического изучения, рационального использования и охраны недр – 19.

В рамках осуществления регионального государственного геологического надзора на основании Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 564, службой произведены расчеты размера вреда:

- повлекшего утрату полезных ископаемых в результате самовольного пользования недрами в карьере, расположенном на 54 км автодороги «Усть-Кут – Звездный» Усть-Кутского района Иркутской области (на расстоянии около 2 км от железнодорожного полотна 778 км ВСЖД и 1,5 км от автодороги «Усть-Кут – Звездный» Усть-Кутского района Иркутской области с левой стороны по ходу движения в г. Усть-Кут Иркутской области - 95 963 574,8 рублей (расчет направлен в адрес Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области в связи с производством по уголовному делу);

- повлекшего утрату полезных ископаемых в результате самовольного пользования недрами на участке недр местного значения «Зуевский-1» -
3 238 298,25 рублей (расчет направлен в адрес Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры).

В рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами производства и потребления на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238, произведены расчеты вреда в результате:

- самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами (земельный участок, эксплуатируемый ООО «АНТЭК») в размере 187 239,0 рублей;

- загрязнения почвы канализационными стоками в районе домов 54, 56 и 58 по улице Ключевая поселка Малая Топка Иркутского района в размере 1 229 455,5 рублей (заключение специалиста от 26 апреля 2018 года направлено в Прокуратуру Иркутского района);

- загрязнения гудроном земельного участка, прилегающего к железнодорожному полотну, расположенному в районе ул. Воровского в Ленинском округе г. Иркутска, в размере 439 617,50 рублей (службой направлена претензия владельцу земельного участка, готовится исковое заявление);

- захламления земельного участка в г.Усть-Илимске, принадлежащего гражданину Ван Куй, отходами лесопиления, в размере 18 432 000,0 рублей (заключение специалиста направлено в Усть-Илимскую межрайонную природоохранную прокуратуру)

На основании расчетов вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов лесопиления:

- судом по искам прокурора Чунского района Иркутской области взыскан вред в общей сумме 3 866 903,0 рублей с ООО «Победа», ООО «Дружба», ИП Манафов Б.И.о., ИП Саргсян С.М.;

- по иску прокурора Иркутской области судом взыскан вред в сумме
187 239,0 рублей с ООО «АНТЭК».

По итогам контрольно-надзорной деятельности, рассмотрения обращений граждан и юридических лиц должностными лицами службы возбуждено 202 дела об административных правонарушениях. Из этого числа 45 дел об административных правонарушениях направлены на рассмотрение в суды и другие юрисдикционные органы по подведомственности.

В отчетном периоде в службу поступило на рассмотрение 128 постановлений прокуроров о возбуждении дел об административных правонарушениях и протоколов должностных лиц иных юрисдикционных органов.

Всего в 2018 году должностными лицами службы рассмотрено 285 дел об административных правонарушениях, из них:

- рассмотрено с прекращением производства ввиду отсутствия состава правонарушения – 1 дело;

- с назначением наказания в виде предупреждения – 43 дела;

- с назначение наказания в виде штрафа – 241 дело.

Мировыми судьями в 2018 году рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами службы, с назначением административного наказания в виде штрафа.

Всего должностными лицами службы и мировыми судьями по делам, возбужденным службой, и делам, поступившим на рассмотрение в службу, назначено наказаний в виде штрафа на сумму 11 484 000 рублей.

В 2018 году в бюджет Иркутской области было взыскано штрафов на сумму 3 707 563 рубля, в местные бюджеты – 4 586 468 рублей. Всего в консолидированный бюджет Иркутской области за 2018 год поступило штрафов на сумму 8 294 032 рубля (с учетом штрафов, назначенных в 2017 году).

На принудительное исполнение в службу судебных приставов переданы 36 постановлений о назначении наказаний в виде штрафов на общую сумму 3 864,0 тысяч рублей, с учетом предыдущих отчетных периодов.

В 2018 году лицами, привлеченными к административной ответственности, в судах и вышестоящему должностному лицу оспорены 39 постановлений о назначении административного наказания, вынесенных должностными лицами службы в 2017 (14) и 2018 (25) годах.

9 дел по жалобам находятся на рассмотрении в судах, 30 дел по жалобам рассмотрены. По результатам рассмотрения жалоб 14 постановлений отменены с прекращением производства, 2 постановления отменены с возвращением дел на новое рассмотрение в службу, 4 постановления изменены в части размера назначенного наказания (снижен штраф), 10 постановлений оставлены без изменения. Стабильность постановлений должностных лиц службы составила 33%.

В 2018 году к службе, ее должностным лицам были заявлены два административных иска. Производство по одному из исков прекращено арбитражным судом Иркутской области в связи с возвращением заявления заявителю, в удовлетворении второго иска районным судом г. Иркутска заявителю отказано в полном объеме.

Помимо этого, в 2018 году судами рассмотрено 5 исковых заявлений службы, из которых полностью либо в части удовлетворено 4 иска, в удовлетворении одного иска службе отказано.

Служба приняла участие в качестве третьего лица, в качестве заинтересованного лица в 64 судебных спорах, рассмотренных арбитражным судом Иркутской области, судами общей юрисдикции Иркутской области.

Во исполнение статьи 8.2 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, службой разработан перечень мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации. Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора утверждена распоряжением службы от 28.12.2017 № 420 ср «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2018 год» (далее – Программа профилактики нарушений).

В 2018 году в рамках реализации Программы профилактики нарушений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 13 предостережений.

Во взаимодействии с Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Байкальский центр образования» 29 мая 2018 года проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики в формате семинара «Обеспечение экологической безопасности. Государственное регулирование 2018».

25 декабря 2018 года службой проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики для поднадзорных хозяйствующих субъектов.

В ходе публичных обсуждений были освещены актуальные вопросы по темам:

- наиболее типичные нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, выявляемые в ходе контрольно-надзорной деятельности;

- требования природоохранного законодательства, закрепленные в нормативных правовых актах Российской Федерации и Иркутской области;

- государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- особенности формирования ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- проведение контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- случаи вынесения предостережений и мотивированных представлений на проведение внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных должностным лицам службы.

В работе семинара приняли участие должностные лица министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, прокуратуры, природоохранных структур, члены экспертного сообщества, общественных природоохранных организаций, представители субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Иркутской области.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах Открытого Правительства Иркутской области и службы по адресу: http://irkobl.ru/sites/baikal/ службой размещаются:

- нормативные правовые акты и/или их отдельные части в области природопользования и охраны природы, ответственности за нарушения природоохранного законодательства;

- комментарии природоохранного законодательства для хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований;

- обобщения практики осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Иркутской области с
анализом часто встречающихся случаев нарушений обязательных
требований, рекомендации для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях недопущения таких нарушений.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на 29.12.2018 размещено 42 (в т.ч. за 12 мес. 2018 года – 10) публикации с обзорами природоохранного законодательства Российской Федерации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ведение регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

В рамках реализации приоритетного проекта «Реформа  контрольной и надзорной деятельности» и внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, на основании статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» службой проводится работа по ведению регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (с 1 января 2015 года согласно Федеральному закону № 219-ФЗ).

По итогам государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за весь период осуществления данной функции (с октября 2016 года) по состоянию на 29 декабря 2018 года в службу поступило 4917 заявок, по результатам рассмотрения которых:

- выдано свидетельств о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – 1670;

- выдано свидетельств об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – 172;

- выдано свидетельств о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – 54;

- направлено по подведомственности в адрес Управления Росприроднадзора по Иркутской области – 63;

- отклонено заявок о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – 2958.

Согласно Критериям отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 1410, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора отнесено 1670 объектов.

К категории высокого риска отнесен 1 объект;

к категории значительного риска отнесены 4 объекта;

к категории среднего риска отнесены 90 объекта;

к категории умеренного риска отнесены 1193 объекта;

к категории низкого риска отнесены 382 объектов.

Критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора учтены при формировании плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2019 году.

Работа с обращениями граждан и общественных организаций

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Жители Иркутской области, их объединения, юридические лица активно реализуют это право.

Так, в период с 2014 по 2018 год службой рассмотрено всего 1812 обращений граждан и организаций по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.

Ежегодно и неуклонно число поступающих обращений растет: со 171 в 2014 году до 507 в 2018 году. При этом далеко не каждое обращение касается личных проблем обратившегося лица, что свидетельствует об активизации гражданской позиции жителей региона и повышении уровня доверия граждан региональной власти.

Из общего числа обращений граждан и юридических лиц, поступающих на рассмотрение в службу:

- примерно в 40 % заявлений приводятся доводы о нарушениях требований при обращении с отходами производства и потребления, об организации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов;

- около  35 % обращений – это заявления о загрязнении водных объектов, водоохранных зон;

- в 15 %  обращений заявители сообщают о загрязнении атмосферного воздуха;

- в 10 % заявлений приводятся сведения о незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Все обращения рассматриваются службой в установленные Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки, по возможности полно и всесторонне.

Нередко обращения граждан и юридических лиц, содержащие обоснованные и подтвержденные доводы о нарушении природоохранного законодательства, становятся основанием для контрольно-надзорных мероприятий, возбуждения дел об административных правонарушениях.

Анализ роста числа обращений граждан и юридических лиц, структуры и обоснованности доводов обращений свидетельствует о наличии вполне определенного социального запроса на усиление контрольно-надзорной деятельности, ужесточение наказания за совершение экологических правонарушений, безусловное обеспечение соблюдения принципа неотвратимости наказания и обеспечения восстановления естественного состояния окружающей среды.

Основные задачи службы на предстоящий период

  1. Обеспечить выполнение плана контрольно-надзорных мероприятий на 2019 год, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ, за исполнением природопользователями требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
  2. Продолжить работу:

-       по контролю исполнения хозяйствующими субъектами ранее выданных предписаний по устранению нарушений природоохранного законодательства;

-       по повышению качества рассмотрения дел об административных правонарушениях; активизировать исковую работу, а также работу по обеспечению исполнения постановлений о назначении административных наказаний и судебных решений по искам службы;

-       по взаимодействию с органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере управления отходами;

-       по взаимодействию с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти;

-       по взаимодействию с правоохранительными органами;

-       по использованию аналитического сопровождения в контрольно-надзорной деятельности службы;

-       по межведомственному взаимодействию;

-       по взаимодействию с общественными организациями;

-       по внедрению института общественных инспекторов по охране окружающей среды в соответствии с положениями статьи 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Метки:
 
Видеосюжеты
Крейзис: История болезни