Сгонять ничейку!

Сергей ШМИДТ   
01.12.2017 08:08

На исходе прошедшего месяца секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил о начале подготовки вывода нашей военной группировки из Сирии. Военные задачи в Сирии объявлены решенными – говорится в частности о том, что законные сирийские власти контролируют около 95 процентов территории страны.

Как говорится, правильное и давно назревшее решение. Во-первых, не стоит принимать участие в военном конфликте с весьма неопределенным финалом во время президентской компании. Во-вторых, не стоит затягивать участие в военном конфликте, смысл которого (участия) не очень понятен многим гражданам. Лично несколько раз приходилось слышать – почему-то в аптеках – иногда просто горькие, а иногда и гневные высказывания так называемых «бабушек» про то, что, мол, лекарства такие дорогие, зато в Сирии зачем-то воюем. И, в-третьих, главная цель внешней политики России последнего десятилетия лет все-таки достигнута.

В принципе удалось разрушить… однополярный мир. Сломать кое-что в логике международных отношений, установившейся после распада СССР. Для страны, экономика которой производит не очень значительный процент от мирового ВВП, страны, практически не имеющей в мировой политике надежных и сильных союзников, это хороший результат.

Почему я так уверенно говорю, что мир перестал быть однополярным, то есть то, о чем Кремлевские правители двадцать лет назад не могли и мечтать, пятнадцать лет назад могли только мечтать, а десять лет назад могли по поводу этой однополярности только огрызаться (Мюнхенская речь Путина), свершилось? Да очень просто. Если бы мир был однополярным, то Крым и Донбасс были бы украинскими, а в Сирии давно был бы другой президент, то есть все было бы так, как желал бы тот самый один единственный полюс мировой политики  - Вашингтон. Как это было во времена, когда Вашингтон был Бушингтоном. Международники, привыкшие к тому, что у каждой исторически сложившейся системы международных отношений есть свое «научно название» (Венская, Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская, однополярная), теперь и не знают, как называть нынешнюю систему международных отношений. Однополярной она более не является (критериальные аргументы в пользу такого вывода я привел выше), назвать «многополярной» ее язык не поворачивается. Мне лично нравится предложение Николая Злобина называть ее «бесполярной», но не будем отнимать хлеб у участников разнообразных научно-практических конференций, на которых любят пообсуждать понятийно-терминологические вопросы.

Скажу только со всей откровенностью: вполне вероятен вариант, что однополярный мир просто присел на скамейку запасных, встал на паузу, что нынешняя «бесполярность» это эпизод, а не тенденция и со временем, когда Россия исчерпает свои ресурсы или утратит своего волевого «национального лидера», все вернется на однополярные круги своя. Но про вероятные сценарии дальнейшего развития России и мировой политики в целом рассуждать не будем. Просто зафиксируем: классическая однополярность в актуальной современности отсутствует.

То, что однополярность повержена, но не упрятана в могиле, тем более, прикноплена осиновым колом, позволяет говорить о ничейном результате в нашей внешней политике. То, что положение Асада в Сирии, власть которого мы помогли сохранить вопреки желаниям американцам-однополярникам, а также то обстоятельство, что полноценное восстановление Сирии в прежних границах маловероятно, тоже являются свидетельствами ничейки, к которой надо психологически привыкнуть совсем уж жадным до побед гражданам диванных республик.

Что касается внутренней политики, то к ничейному результату следует активнее готовиться еще одному человеку с психологией победителя. Я о Навальном. У него получилась хорошая ничья. Власть сочла его слишком опасным, чтобы допускать его на выборы. Но при этом она сочла его недостаточно опасным, чтобы его на выборы не допускать. Запугать власть массовыми протестами в случае недопуска его на выборы Навальному не удалось. Зато удалось запугать ее достаточно, что этот недопуск состоялся. Ничья! Обе стороны могут объявить себя победителями.

Хорошую культуру ничьих продемонстрировал вчера и наш премьер-министр, заявивший, что он не собирается принимать участие в президентских выборах, и уверенно продемонстрировавший, что быть ему премьером и дальше – после победы кандидата от действующей власти на этих выборах.  Получается, что и у него тоже ничья. В президенты не вернулся, но и из большой политики (из кресла Председателя правительства) тоже не выпал, хотя именно этот «выпад» предсказывали многие эксперты, особенно в 2012-2013 гг.

У всех, в кого пальцем ни ткни, ничья.

От этого же автора:

Авторские колонки на irktorgnews.ru

Серия статей Сергея Шмидта

Уроки советского

Я давным-давно живу в соответствии с мудрым принципом, подсказанным одним старшим товарищем: «Если ты не можешь ничего изменить, ты должен попытаться хотя бы понять». У меня даже футболка с этими словами есть, специально заказал и надеваю, если предстоит общение с какими-нибудь фрустрированными по политике балагурами.

 
Борец с ветряными иблисами

Перелома на полях сражений за минувший месяц не произошло – ни решительного, ни коренного. Позволю себе, чуть ли не в первый раз за боевой год, написать о делах внутренних, а не боевых и внешнеполитических. Репертуар внутриполитических тем у нас не такой уж богатый и, на мой вкус, одна из самых интересных тем в нём – Медведев. Дмитрий Анатольевич. После 2012 года политик из стратегического резерва главного политического командования, а ныне самый лютый из всех российских блогеров. В сравнении с которым сам Рамзан Ахматович выглядит образцом толстовского смирения и пацифизма.

 
Рождение нации из грохота пушек

Год минул. В Лужниках состоялось хоровое пение Цоя. Я немного удивился, что пели «Группу крови». Думал, что «Звезду по имени Солнце» с необходимыми правками:

 
Танки идут ромбом

Январская история с «Леопардами» – довольно интересный сюжет, как на тему замысловатости политической жизни в демократиях, так и на тему взаимодействия внутренней и внешней политики. Канцлер Шольц по причинам, которые могут быть самыми разными, танки Украине давать не хотел. Но министр иностранных дел его правительства – госпожа Анналена Бербок, которую топовый публицист нашего времени Дмитрий Медведев назвал «малограмотной германской бабкой» (бабке 43 года, она младше Медведева на 15 лет) – полезла поперёк канцлера в пекло и объявила, что танки будут поставлены. Шольц был вынужден смириться, ибо если бы он дезавуировал реплику собственного министра, та могла бы устроить обрушение коалиционного правительства, которое и так с трудом удалось сколотить. Напомню, что «начинающая бабка» состоит в партии Зеленых, а Шольц из СДПГ. Если что, пересказал эту историю со слов Алексея Венедиктова*, одному из немногих публичных спикеров, к которому я сохранил доверие.

 
Знак беды — знак вопроса

Видит бог, я из тех мелких жуликов от гуманитаристики, прячущихся под якобы солидной вывеской «политолог», что совершенно не стесняются полного провала своей аналитики и прогнозов. В моей «политологической» жизни таких суперпровалов было два и 2022-й год один из них. Моя годичной давности уверенность в том, что никакого перевода отношений России с Украиной в формат – в очередной раз воспользуюсь красивым словосочетанием от Владислава Суркова – «контактной геополитики» не будет, и мои сарказмы в адрес тех, кто допускал такой вариант развития событий, были настолько безальтернативными, что у меня сегодня просто не поднимается рука ставить ссылки на то, что я писал в конце прошлого года и в начале нынешнего (уходящего). Не хочу заметать свои ошибки под ковер, я совершенно не стесняюсь своих ошибок, просто все оказалось настолько другим, чем мне казалось год назад, что позволю себе просто не выставлять лишний раз на всеобщее обозрение свидетельства своего фиаско.

 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты