Братья – меньшие, но наши

Алексей ПЕТРОВ, директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского   
05.08.2013 09:05

В апреле этого года прокуратура города Иркутска внесла в городскую администрацию представление, в котором говорилось, что расходование средств городского бюджета на отлов и содержание бездомных животных недопустимо, поскольку противоречит федеральному законодательству. Это сделало невозможным проведение аукциона на отлов и содержание собак в областном центре, который планировалось провести в апреле. А за некоторое время до этого в самом центре Иркутска, на улице Карла Маркса, там, где находится остановка «Сапожок», я видел свору бродячих собак. Само по себе это не привлекло бы особого внимания, если бы не то, что это были не мелкие дворняжки, а пять взрослых особей. И размер каждой из них был, скажем так, заметно больше среднего – эдакое живое воплощение растущей проблемы.

Эти два события – одно, состоявшееся в официальном правовом поле, и второе, бытовое, – указывают, по сути дела, на одно и то же: муниципальная власть на сегодняшний день не обладает достаточными возможностями для решения проблемы контроля за безнадзорными животными. Опасности, которые исходят от таких животных, достаточно хорошо известны, понятны, и нет необходимости специально на этом останавливаться. Лишившиеся хозяев, забредшие в город из дикой среды или родившиеся на улице собаки и кошки потенциально представляют угрозу для здоровья и даже жизни людей – причем такая угроза может исходить даже от одиночного животного, не говоря уже о стаях. Именно поэтому власть – в том числе в лице законодателя – обязано стремиться к решению этой проблемы.

Не все люди, к сожалению, способны ответственно относиться к своим питомцам и воспринимать их как объект заботы и внимания, а не как развлечение, которое в какой-то момент может стать обузой. Поэтому появляются и будут появляться брошенные животные, когда-то имевшие хозяев. Собаки и кошки могут лишаться хозяев и по другим причинам, например, из-за их смерти. Наконец, животные могут просто давать потомство, вследствие чего при отсутствии должного контроля их количество может расти кратно. Поэтому понятно, что не представляется возможным «окончательное решение» – то есть сведение числа бродячих животных к нулю. Однако существуют методы контроля численности бездомных кошек и собак, а также способы снижения уровня исходящей от них опасности.

Конечно, речь вряд ли может идти, например, о полном запрете продажи собак – такое решение в 2002 году было принято властями Ирана. Но, тем не менее, нам есть чему поучиться у других стран. Например, в столице Таиланда, Бангкоке, где количество одних только бездомных собак в 90-е годы прошлого столетия составляло 120 тысяч, предусмотрена их обязательная регистрация и введение в их тела чипов, позволяющих выявлять брошенных хозяевами собак, установлены штрафы за выбрасывание собак на улицу и запрещено прикармливание уличных собак. Штраф за выбрасывание домашнего животного на улицу в Германии может, если верить Википедии, достигать 25 тысяч евро и приравнивается к жестокому обращению с животными (надо, наверное, признать, что это так – зоологи утверждают, что даже собаки бойцовых пород, приученные к домашней жизни с людьми, на улице практически обречены). Широкое распространение получила практика создания приютов для бездомных животных, где им обеспечивается уход и откуда их можно забирать для жизни с людьми. Нередко контроль численности безнадзорных животных осуществляется по принципу «отлов – стерилизация – возврат», когда отловленные собаки и кошки вначале лишаются возможности иметь потомство, а затем выпускаются обратно в среду. Правда, полезность этого метода небесспорна, потому что он способен влиять на численность бездомных животных только в следующих поколениях, но не в текущем.

Некоторые из этих мер применяются и в нашей стране. Однако, судя по состоянию дел в Иркутске, их эффективность вызывает сомнения. Да, есть инициативные люди, которые создают приюты для бездомных животных и пристраивают собак и кошек в руки тех, кто готов брать ответственность за их содержание и жизнь. Да, работают ветеринарные службы, которые могут принимать меры против бездомных животных, представляющих опасность. Но все эти усилия – точечные, разнонаправленные, несистемные, и напоминают удары растопыренными пальцами. Одна из основных причин такого положения вещей – отсутствие упорядоченной правовой базы. Собственно, это как раз и подтвердила позиция иркутской прокуратуры по поводу незаконности финансирования отлова и содержания бездомных животных за счет средств местного бюджета. В этих условиях российские региональные и тем более муниципальные власти стараются предпринимать собственные усилия по организации работы с бездомными животными, разрабатывают и принимают для этого собственные нормативные акты. Такая работа ведется и в Иркутской области, где Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского совместно с областной службой ветеринарии подготовил и представил на публичное обсуждение соответствующие законопроекты. Ознакомиться с ними можно на интернет-сайте службы ветеринарии Иркутской области.

Один из законопроектов – «Об отлове, транспортировке и содержании безнадзорных животных, а также утилизации останков безнадзорных животных в Иркутской области» – закрепляет полномочия по этим вопросам за органами власти Иркутской области. Согласно документу безнадзорные животные должны отлавливаться и передаваться в специальные приюты, где им обеспечивается лечение, содержание и где должно быть исключено их размножение. Животные содержатся в приюте в течение шести месяцев (к слову, именно такой срок установлен Гражданским кодексом, и потому его нельзя сократить по решению областных или местных властей – несмотря на очевидную затратность). Если в течение этого срока прежний хозяин не заберет своего питомца обратно, то животное либо стерилизуется и выпускается в окружающую среду (это и есть метод «отлов – стерилизация – возврат»), либо передается любому, кто захочет взять его себе (можно будет подавать соответствующие заявки), либо умерщвляется. Мы постарались привлечь к участию в подготовке законопроектов все заинтересованные стороны, включая защитников прв животных, и неудивительно, что именно последний вопрос вызвал довольно бурные дискуссии. В результате предложены только три основания умерщвления бездомного животного: заболевание его бешенством, страдания (когда животное нежизнеспособно) и появление нежелательного приплода (в возрасте до десяти дней) или приплода с такими пороками, которые несовместимы с жизнью.

Вся работа по отлову бездомных животных, их перевозке в приюты и содержанию их в приютах будет вестись организациями, с которыми заключается государственный контракт на отлов и транспортировку безнадзорных животных.

Второй законопроект – «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области отлова, транспортировки и содержания безнадзорных животных, а также утилизации останков безнадзорных животных в Иркутской области» – нужен для того, чтобы передать областные полномочия по решению проблемы бездомных животных на муниципальный уровень, где они могли бы исполняться более оптимально, с «привязкой» к ситуации на конкретных территориях, но под контролем областных властей.

Надо сказать, что возможности областного законодателя во всех этих вопросах ограничены. Например, областным законом – а тем более решениями органов местного самоуправления – нельзя ввести обязательный учет домашних животных, который широко практикуется за рубежом и позволяет вести достаточно эффективный контроль за содержанием животных (и, соответственно, за численностью бездомных собак и кошек). Для введения такого учета нужно решение в виде федерального закона. На областном уровне не может быть введен штраф за выбрасывание животных на улицу. Надо сказать, что на рассмотрении Государственной Думы вот уже почти три года находится проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными», который призван решить эти и другие смежные проблемы. Он был принят в первом чтении в марте 2011 года, то есть уже более двух лет тому назад, и дальнейшая его судьба все еще не ясна. Хотелось бы верить, что эта пауза возникла из-за напряженной работы по поиску оптимальных законодательных решений, а не просто потому, что законодателю некогда и у него сейчас другие приоритеты.

Как бы то ни было, но проблема сохраняется, и в этом мы убеждаемся практически каждый день, выходя на улицу. Корень же проблемы состоит в том, что бездомные, безнадзорные животные, когда-то раньше имели и дома, и надзор. У них были хозяева – люди. Поэтому проблема бродячих собак и кошек – это проблема, созданная, в первую очередь, людьми. Людям ее и решать. Но для этого нужно вырабатывать в себе то, что способен понять и испытывать только человек: чувство ответственности за другую жизнь.


  • Коротко об авторе. Алексей Александрович ПЕТРОВ родился в 1976 году в Иркутске. Окончил с отличием юридический факультет Иркутской государственной экономической академии (ныне – Байкальский государственный университет экономики и права). С сентября 2009 года – директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. Кандидат юридических наук, автор более ста публикаций по вопросам конституционного, избирательного и муниципального права.
 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок