Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.

Читатель Толстов: Ковидные тенденции в мировой моде, история хэви-металла и еще несколько новинок о творчестве и творческих людях

Владислав ТОЛСТОВ   
15.08.2021 00:00

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2021 г. Выпуск 528

Новая норма в эпоху пандемии

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2021 г.

Новая норма в эпоху пандемии

Я ждал, что такая книга должна появиться. Это сборник статей, написанных авторами журнала «Теория моды» - единственного в мире академического издания, посвященного вопросам современной моды, стиля и т.п. «Новая норма» - это как измениись модные тенденции за последний год, после начала пандемии коронавируса. Ну, понятно, что прошлым летом почти никто не «худел к пляжу», потому что пляжи были запрещены. Ну, понятно, что медицинская маска, став атрибутом одежды, немедленно превратилась в модный аксессуар, существуют уже целые сообщества дизайнеров, разрисовывающие это нехитрое средство защиты кто во что горазд (и, кстати, обрушились продажи помады и блеска для губ – зачем, если все в масках). Самоизоляция легализовала домашнюю одежду, стало возможным появиться на улице и в магазине в домашних штанах и тапочках, и это никого не удивляло. Зум-конференции трагически и серьезно изменили корпоративный дресс-код – если ты сидишь на удаленке, вовсе не обязательно надевать офисный костюм. И вообще коронавирус повлиял на многое, но вот теперь написана целая книга о том, как он повлиял на нашу манеру одеваться и наши представления о модном. Полезная книга, весьма. И познавательная.

Эндрю О Нил «История хеви-метала»

  • Изд-во «Рипол Классик», 2021 г.

Эндрю О Нил «История хеви-метала»

Новая книга из серии «Плейлист», и всем фанатам «тяжелого металла» рекомендую ее прочесть, хотя первая же фраза меня огорошила: «В мире есть два типа людей: люди, которые любят хевиметал, и мудаки. Не волнуйтесь, если вы попали в последнюю категорию; я очень убедителен». Уж что и говорить, убедительнее не бывает. Я не большой любитель экстремальной музыки, но «История хеви-метала» - очень личный и пристрастный экскурс в историю гитарной музыки последних примерно полувека, начиная с дебютного альбома Black Sabbath, с которого Эндрю О Нил и предлагает вести отсчет истории «хеви-метала». Вообще такой книги не хватало, потому что современный «металл» - это десятки самых разнообразных стилей, и давно пора разобраться, что там из чего выросло и как все эти многочисленные стили соотносятся друг с другом. О Нил правильно пишет, что эволюция хеви-метала происходила от попыток создать самую громкую гитарную музыку в 70-е, потом эта музыка стала главной даже не для молодежной, а для подростковой аудитории, которой требовалось что-то погромче и поэкстремальнее, а потом, как водится, музыка, которую играли в клубах для маленькой аудитории, стала частью большого музыкального бизнеса. Всем бы хороша была эта книга, если бы не корявые огрехи в переводе. «Лемми популяризовал ношение пулевых поясов» - какие, вашу дивизию, пулевые пояса, что это такое? И подобные ляпы на каждой странице, увы. Но по содержанию – очень толково, для тех, кто интересуется историей рок-музыки, рекомендую.

Кирилл Кобрин «На пути к изоляции. Дневник предвирусных лет»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2021 г.

Кирилл Кобрин «На пути к изоляции. Дневник предвирусных лет»

В моей читательской картине мира Кирилл Кобрин занимает примерно то же место в русской публицистике, какое прежде занимал покойный Петр Вайль. Это такие путевые заметки автора-интеллектуала, свободно перемещающегося по миру и рассказывающего о впечатлениях и культурных аллюзиях, которые порождены его поездками. Вайль, положим, рассказывал увлекательнее и ярче, Кирилл Кобрин, в свою очередь, дает больше подробностей, у него другой стиль, другая концепция путешествий (он признается в начале книги, что рассматривает весь мир как некий арт-объект). Его заметки вполне можно использовать как пособие по изучению современных тенденций в мировом искусстве, тем более Кобрин щедро разбрасывает в своих заметках десятки имен, названий, пересказывает прочитанное, делится новыми знаниями – словом, это хороший такой культурологический травелог, от Китая в Европу, из Европы в Азию и далее со всеми остановками. Книги Кирилла Кобрина – хорошая интеллектуальная проза, с интересными размышлениями, рефлексиями и экскурсами в историю. В таком жанре сегодня мало кто пишет – вернее, пишут-то многие, но сравниться с Кобриным по широте культурологических знаний, по уровню эрудиции и вниманию к самым незначительным деталям окружающего мира (вернее, мирового арт-пространства, следуя его концепции) мало кто может среди российских путешественников-эрудитов.

«Берегись автомобиля. Расследование»

  • Совместное издательство редакции журнала «Искусство кино» и магазина «Подписные издания», 2021 г.

«Берегись автомобиля. Расследование»

Я совсем недавно писал о первом совместном проекте журнала «Искусство кино» и магазина «Подписные издания» - книге о том, как создавался фильм «Июльский дождь», этапная картина советского кинематографа. Но «Июльский дождь», при всем к нему уважении, все же кино достаточно элитарное, глубокое, массовому зрителю не очень известное, а «Берегись автомобиля» - кино на века, первый совместный фильм Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Главный редактор «Искусства кино» Антон Долин написал великолепное предисловие, где совершенно точно поставил Юрия Деточкина в один ряд с «лишними людьми» русской классической литературы – Печориным, Евгением Онегиным, Раскольниковым, кроме того, авторы «угадали» в Деточкине черты и Дон-Кихота, и Робин Гуда и даже Фауста! Но главное в книге, конечно, это удивительная реконструкция создания фильма, возможность увидеть, как изменялся первоначальный замысел, как вместо Юрия Никулина, под которого писалась роль Деточкина, появился Иннокентий Смоктуновский, как проходило обсуждение сценария (утверждается, что «Берегись автомобиля» основан на истории реального человека, который угонял машины у советских жуликов). Авторов упрекали, что работник советской торговли не может купить капкан, чтобы поставить его в машине на живого человека, заставили убрать роль хитрого прокурора-южанина, которого должен был играть Этуш… В итоге первоначальный сценарий зарубили (сами прочитаете, как изящно авторы вышли из этой истории и добились повторной постановки). Во время чтения этой книги вырастает не только образ того «Берегись автомобиля», каким он был задуман изначально, но и подробно восстановлены условия, в которых приходилось работать советским кинематографистам – даже самым заслуженным и всенародно любимым. Классная книга!

Михаил Марголис «Наше время. 30 интервью»

  • Изд-во «Бомбора», 2021 г.

Михаил Марголис «Наше время. 30 интервью»

Что и говорить, Михаил Марголис прекрасен. Два года назад я писал о его авторизованной биографии «Машины времени», где он не столько рассказал об истории всенародно любимой группы, сколько представил широкую панораму официального советского «шоу-бизнеса», книга невероятно интересная. И «Наши люди» получилась как минимум не хуже, только теперь Марголис рассказывает о людях постсоветского шоу-бизнеса – начинает с очерка об Игоре Талькове и дальше, дальше: брак Киркорова и Пугачевой, закулисная сторона музыкальных премий, как готовится «Песня года», кто такие Борис Зосимов и Юрий Айзеншпис (новое поколение и не слышало об этих великих деятелей отечественного музбизнеса). Сказать, что это невероятно интересно – ничего не сказать. Марголис не просто обладает инсайдерской информацией, он не просто много лет варился в этой тусовке, он еще и хороший журналист, с чувством юмора, способностью различать плохое и замечательное, с соблюдением необходимой дистанции между автором и его героями. Вот сколько у нас появляется книг о героях российской эстрады, сколько людей заняты тем, чтобы воспевать их светские и музыкальные подвиги, но книжка Михаила Марголиса куда информативнее, честнее, да и просто занимательнее всей той чепухи, которую поставляют бесконечные «музыкальные критики» и «светские репортеры». Настоятельно ее всем рекомендую, Михаил Марголис – лучший.

Вам также придется по душе:

обзоры кинопремьер ежемесячно

Нина Берберова «Чайковский. История одинокой жизни»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2021 г.

Нина Берберова «Чайковский. История одинокой жизни»

«И в это мгновение дрожь отвращения прошла по нему. Его замутило. Он понял, что начинается ни сон, ни явь, — ужас, которому не будет конца. И в ту же минуту он увидел за плечом Антонины Ивановны глаза Анатолия, и он понял, что Толя читает его мысли, что Толя боится за него. Спазма сжала ему горло. Он выдавил на лице мертвую, страшную улыбку. Все было кончено». Это описание венчания Петра Чайковского, он только что впервые поцеловал невесту. То есть вы уже поняли, что биография Нины Берберовой не избежала самого широкого присутствия и обсуждения «любовных вкусов» великого русского композитора (хотя понятно, что любим мы его, как говаривал Путин, не за это). Но Нина Берберова в 1937 году написала биографию Чайковского, где впервые коснулась этой темы, которую она сама деликатно называет «тайной, которую настало время раскрыть». Берберова упоминает, что само обращение к этой теме тоже стало возможным именно в те годы, после сенсационных публикаций Фрейда и повышенного интереса к интимной стороне жизни великих современников. Тем более Берберовой удалось еще одно важное для биографа дело: она застала последних представителей поколения Чайковского, которые знали его лично. В итоге получился очень внятный, глубокий, динамичный и написанный отличным слогом биографический очерк, один из несомненных шедевров биографической прозы, о котором российский читатель узнает только сейчас. Книга вышла в новой серии «Чужестранцы» - там выходят мемуары русских эмигрантов «первой волны», и выбор книги Нины Берберовой вполне оправдан.

 

Сергей Шмидт - серия колонок

книги отзывы рецензии

Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг традиционно привлекательны для посетителей нашего сайта. Его слово ценят и в российских книжных издательствах, чьи литературные новинки он использует как основу для обзоры художественной литературы (и не только - в сфере его внимания и научпоп, и исторические хроники). Иногда даешься диву - а не искусственный ли интеллект поглощает ежемесячно гигабайты новинок современной литературы? Но нет, это живой человек - пишущий на интересные книги рецензии с тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом... Какие новые книги вышли в свет - и что из них достойно вашего внимания? Владислав — надежный навигатор, представляющий, возможно, лучшие обзоры книг в Рунете.

На этой странице ищут: новые книги 2020новые книги 2021новинки литературыкниги отзывы рецензииобзор современной литературыкниги обзоры рейтингиновинки литературы 2020новинки литературы 2021рейтинг книг обзор лучшихобзор художественной литературыкнижные рецензииновинки современной литературыновинки военно исторической литературыновинки российской литературы