ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

18.11.2010 13:11
Индекс материала
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 - 2015 годы»



В целях реализации мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 - 2015 годы».
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев


                                                               ПАСПОРТ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ»



Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены и Нижней Тунгуски и занимает площадь 775 тыс. км2, что составляет 4,6% территории России. Протяженность Иркутской области с запада на восток 1500 км, с юга на север 1400 км.
Ресурсный потенциал Иркутской области базируется на пяти отраслевых комплексах – лесопромышленном, топливно-энергетическом, нефтеперерабатывающем, цветной металлургии, химическом и нефтехимическом. Хозяйственная деятельность с использованием устаревших технологий и отсутствие стратегии развития на основе современных технологий  ресурсосбережения приводит к неизбежному росту негативного воздействия на окружающую среду.
Основные индикативные показатели в области охраны окружающей среды, определенные в соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года № 68-оз,  сохраняют относительно стабильные показатели. Вместе с тем, на территории Иркутской области остается ряд острых проблем, которые необходимо решать программно-целевым методом.
По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе (СФО) после Красноярского края и Кемеровской области. Высокий уровень загрязнения  регистрируется в следующих городах: Братск, Иркутск, Зима, Шелехов. Эти города включены в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздушного бассейна являются организации целлюлозно-бумажной, алюминиевой, химической, нефтехимической промышленности и топливно-энергетического комплекса.


По общему объему сточных вод, поступивших в водные объекты,  Иркутская область также занимает 3 место по СФО после Красноярского края и Кемеровской области (2% от суммарного значения показателя для Российской Федерации), а по объему загрязненных сточных вод - первое место по СФО (4,2 % от всего объема сбросов по Российской Федерации). Если в Иркутском водохранилище вода реки Ангары характеризуется I классом и оценивается как «условно чистая», то в Братском водохранилище (после сбросов гг. Усолье-Сибирское и Свирск) – III классом «загрязненная», а в заливе реки Вихоревой Усть-Илимского водохранилища – IV классом «грязная». Строительство Богучанской ГЭС и заполнение водохранилища приведет к перестройке экосистемы реки Ангары; при реализации проекта с НПУ 208 м в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС не будет проточного участка, что значительно снизит способность реки Ангары к самоочищению.
По количеству образовавшихся отходов Иркутская область находится на девятом месте в Российской Федерации и на третьем месте в СФО (после Кемеровской области и Красноярского края). Объем  отходов составляет 2,5 % от аналогичного показателя для Российской Федерации. В 2006-2007 годах администрацией Иркутской области проведена инвентаризация объектов размещения отходов. В результате установлено, что на территории Иркутской области находится 817 объектов размещения отходов, занимающих площадь 4 101,8 га. Требуется принятие мер по сокращению объемов размещаемых отходов. Необходимым условием выработки мер по решению проблемы обращения с отходами является разработка регионального кадастра отходов, что позволит в дальнейшем разрабатывать схемы управления отходами. Также одним из  путей   решения данной проблемы  является строительство мусороперерабатывающих комплексов в Иркутской области.


Одним из видов загрязнения природной среды являются опасные загрязнения в результате деятельности промышленности прошлых лет. Программой планируется предусмотреть решение трех первоочередных межмуниципальных проблем на территории Иркутской области, связанных с отходами I-III класса опасности.
1. По оценкам экспертов, за период работы цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское в окружающую среду поступило более 1350 тонн ртути.  Под корпусом цеха ртутного электролиза образовано техногенное месторождение металлической ртути с запасами от 500 до 350 тонн.  В зону риска ртутного  загрязнения входят города Усолье-Сибирское (90 тысяч человек), территории Усольского, Балаганского, Куйтунского, Зиминского районов (около 17 тысяч человек), а также муниципальное образование «город Свирск» (14 тысяч человек). За счет средств областного бюджета по областной государственной целевой программе «Защита окружающей среды в Иркутской области» на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года № 12/45-ЗС, в 2006-2009 годах  выполнялись работы по мониторингу ртутного загрязнения промплощадки ООО «Усольехимпром» и Братского водохранилища, а также разработана  Концепция проведения работ по демеркуризации цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское.
2. После закрытия (1949 год) Ангарского  металлургического завода в г.Свирск, осталось 2  источника загрязнения: отвалы пиритных огарков, общий вес 131,146 тыс.т. со средним содержанием мышьяка 1,15%, в том числе среднее содержание водно-растворимых форм мышьяка 0,15%-0,6%; полуразрушенные здания завода (3 шт.), бункеры и газоходы, содержащие полупродукты получения триоксида мышьяка в количестве примерно 100 тонн, с содержанием мышьяка до 56%. Соединения растворимой формы мышьяка достигли радиуса 300 метров и глубины более 10 метров со средней концентрацией мышьяка 500 мг/кг, что превышает предельно допустимые концентрации  в 250 раз. За счет средств областного бюджета в 2007-2008 годах проведены инженерно-экологические изыскания на объекте, начата разработка проектно-сметной документации.
Подготовленные обоснования позволили включить мероприятия по ликвидации загрязнений ртутью и мышьяком в федеральную целевую программу «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года № 791. Для получения средств федерального бюджета необходимо обеспечить софинансирование из областного бюджета.  
3. Управлением Россельхознадзора по Иркутской области выявлены бесхозяйные отходы сельскохозяйственного  производства (ядохимикаты и пестициды) в количестве 220 тонн. Данные химические отходы тридцатилетнего срока давности остались от ликвидированных в    1990-х гг. сельскохозяйственных организаций. Большинство токсичных отходов хранится в полуразрушенных, бесхозных складах, не исключающих возможности несанкционированного доступа к ним. Выявлены случаи хранения данных отходов под открытым небом, что создает угрозу окружающей среде, здоровью людей, животных и требует принятия срочных мер для их утилизации.
На территории Иркутской области существуют проблемы негативного воздействия вод, связанные с наводнениями, селями, деформацией русел и берегов водоемов, смывом или занесением плодородных земель, водной эрозией почв, явлениями волновой абразии, обвальной или оползневой деформацией.  Все города и населенные пункты Иркутской области располагаются в долинах рек. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности  населения и функционирования объектов экономики построены и интенсивно эксплуатируются многочисленные гидротехнические сооружения (далее по тексту - ГТС) – плотины, водосборные, водовыпускные сооружения, каналы, насосные станции, берегозащитные сооружения, дамбы и т.п.


В Иркутской области численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 104369 человек. Реализация  Программы позволит увеличить численность населения, проживающего на территории, защищенной в результате проведения мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод на 2326 человек; площадь защищенной территории составит 5298 тыс. кв. м., предотвращенный ущерб составит 1822, 99 млн. рублей. Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности – 93200 км.  Планируется увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности  до – 20-25 %. Реализация в рамках Программы  объектов капитального строительства позволит привлечь финансирование из федерального бюджета в виде субсидий от 100 до 200 млн. рублей в год.
Необходимо также отметить, что около 20% территории  Иркутской области входит в Байкальскую природную территорию (БПТ).      Экономика Иркутской области  несет дополнительную, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации,  нагрузку, связанную с выполнением Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ  «Об охране озера Байкал», в том числе обусловленную установленными ограничениями для хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне БПТ и применением повышающего коэффициента 2,0 к платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Повышенные расходы снижают конкурентоспособность продукции организаций, экологические ограничения влияют на социально-экономическое развитие территории Иркутской области. Экономическая нагрузка не компенсируется государством.


Настоящая Программа  является продолжением областной государственной целевой программы «Защита окружающей среды в Иркутской области» на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года № 12/45-ЗС. Решение задач по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, восстановление окружающей среды  - это целостная система мер, организуемая в данной Программе.
В формировании системы по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду  участвуют исполнительные органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, научные и общественные организации.
Межмуниципальный характер проблем, сложность решаемых задач, взаимосвязь  экологических, социальных и экономических проблем, сложившихся к настоящему времени на территории Иркутской области, включая вопросы охраны озера Байкал и развития центральной экологической зоны БПТ, обуславливают необходимость применения программно-целевого метода для их разрешения.




Раздел 2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели результативности



Основной целью Программы  является обеспечение реализации мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области для создания экологически безопасной и комфортной среды в местах проживания населения Иркутской области  и обеспечения устойчивого развития общества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- сохранение уникальной экологической системы озера Байкал и развитие центральной экологической зоны БПТ;
- повышение уровня экологической культуры и образования в сфере охраны окружающей среды;
- ликвидация накопленного ущерба в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, восстановление загрязненных, захламленных  территорий,  управление бытовыми отходами, обеспечение захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;
- обеспечение сохранности водных объектов и поддержание их в экологически благоприятном состоянии.


Программа рассчитана на 5 лет (2011-2015 годы), реализация планируется в один этап. Решение проблем в области охраны окружающей среды невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается реализация долгосрочных мероприятий с привлечением софинансирования из средств федерального бюджета.
Для обеспечения экологической безопасности региона необходимо поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Комплексное решение проблем охраны окружающей среды возможно  только при проведении мероприятий для снижения воздействия во всех природных средах.
Предполагаемыми показателями результативности Программы являются:
1. Сокращение валового выброса загрязняющих веществ  в атмосферу в Слюдянском районе Иркутской области на 5160 тонн.
2. Сокращение объема несанкционированных свалок на территории Ольхонского района  на 80%.  
3. Ликвидация 220 тонн непригодных к применению пестицидов и ядохимикатов.
4. Сохранение площади защищаемой территории – 5298 тыс.кв.км.  (увеличение численности населения, проживающего на территории, защищенной в результате проведения мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод, на 2326 человек, в том числе 31 объект экономики).
5. Предотвращение ущерба от негативного воздействия вод в размере 1822,99 млн. руб.
Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы указаны в приложении 1 к Программе.

Раздел 3. Система мероприятий Программы

Для достижения цели и решения задач Программы предлагается реализовать следующие мероприятия:
1. Мероприятия по сохранению уникальной экологической системы озера Байкал и развитию центральной экологической зоны БПТ.
2. Мероприятия  в сфере обращения с отходами производства и потребления.  
3. Мероприятия по сохранности водных объектов и поддержание их в экологически благоприятном состоянии.
4. Мероприятия по формированию экологической культуры и образования населения Иркутской области.
Система мероприятий Программы указана в приложении 2 к Программе.

Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Финансирование Программы  осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объем средств областного бюджета, необходимых для финансирования Программы, составляет: всего (2011-2015 годы) – 264783,81 тыс. руб., в том числе 43371,0 тыс. руб. – в 2011 году, 47708,1 тыс. руб. – в 2012 году, 52478,91 тыс. руб. – в 2013 году, 57726,8 тыс. руб. – в 2014 году и 63499,0 тыс. руб.  – в 2015 году.
Планируется привлечение средств из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года № 791 и  по разрабатываемой федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» на 2011-2020 годы. Кроме этого реализация в рамках Программы  объектов капитального строительства, направленных на берегоукрепление, позволит привлечь финансирование из федерального бюджета в виде субсидий от 100 до 200 млн. рублей в год.
Направления и объемы финансирования Программы указаны в приложении 3 к Программе.

Раздел 5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации

Мероприятия Программы реализуются путем выполнения работ и оказания услуг, приобретения оборудования и иного имущества на основании заключаемых в установленном порядке государственных контрактов (договоров), предоставления в установленном порядке из областного бюджета местным бюджетам субсидий.  Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем  - министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в установленном порядке. Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Иркутской области в пределах их компетенции и в установленном порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств по Программе осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.





Раздел 6. Оценка эффективности реализации Программы

Планируемые показатели результативности Программы приведены в приложении 4 к Программе. Для оценки эффективности реализации Программы используются  целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы. Значения целевых индикаторов зависят от утвержденных в областном бюджете на текущий год объемов финансирования. Социально-экономическая эффективность Программы будет рассчитана исходя из количественной оценки показателей затрат и целевых показателей результативности Программы как соотношение достигнутых и планируемых результатов. Результатами реализации Программы станут улучшение состояния окружающей среды и снижение вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности, обеспечивающей существенные сдвиги в решении трансграничных экологических проблем БПТ. Эффективность Программы в полном объеме следует определять после выполнения всех программных мероприятий.

Примечание: Приложение 2-4 находятся на сайте Министерства www.govirk.ru

Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области О.Ю. Гайкова


№ п/п Цели, задачи, целевые индикаторы, показатели результативности Программы Ед. измерения Базовое значение целевого индикатора, показателя результативности (за 2009 год) Значения целевых индикаторов, показателей результативности реализации Программы




За весь период реализации Программы 2011 год 2012 год 2013 год
2014 год 2015 год
Цель Программы: Обеспечение реализации мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области для создания экологически безопасной и комфортной среды в местах проживания населения Иркутской области и обеспечения устойчивого развития общества
Задача 1. Сохранение уникальной экологической системы озера Байкал и развитие центральной экологической зоны Байкальской природной территории
1 Сокращение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу тонн 607.9 5160
1290 1290 1290 1290
Задача 2. Повышение уровня экологической культуры и образования в сфере охраны окружающей среды
2 Количество участников, вовлеченных в природоохранные мероприятия
тыс. человек 250 1800 300 300 350 400 450
Задача 3. Ликвидация накопленного ущерба в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, восстановление загрязненных, захламленных территорий, управление бытовыми отходами, обеспечение захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов
03.01.10 Объем размещаемых отходов тонн 0 1500 300 300 300 300 300
03.02.10 Ликвидировано непригодных к применению пестицидов и ядохимикатов тонн 0 220 15 25 40 50 90
Задача 4. Обеспечение сохранности водных объектов и поддержание их в экологически благоприятном состоянии
04.01.10 Вероятный предотвращенный ущерб млн.руб. 135,57 1822,99 1025,19 653,2 40,2 48 56,4
04.02.10 Сохранение площади защищаемой территории тыс. кв.км 630 5298 5298



 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок