Поучительная история про веник и совочек

Кирилл БАКУРКИН   
08.12.2016 15:20

Помните народное возмущение по поводу «общедомовых нужд»? Не знаете, куда оно делось и почему ничего не слышно о том, как в ЖКХ беспрецедентно быстро и глобально решили эту проблему? Так вот, если коротко - хозяйке на заметку – если вы взялись убирать комнату веником, а совочка нет – заметите собранный мусор под ковер. Во всяком случае, российские законодатели в сфере ЖКХ этим не гнушаются.

Вообще, для человека, который о ЖКХ не думает ежедневно, тема «с нуля» практически неподъёмна. Поэтому приготовьтесь к пониманию.

Краткая предыстория №1

Пресловутые «общедомовые нужды» (здесь и далее речь пойдет только о водоснабжении) появились в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 в ред. от 04.05.2012 г. №442. В разных регионах они были введены в разное время, но сразу после введения вдруг оказалось, что в некоторых домах стоят невидимые олимпийские бассейны, за которые жильцы теперь были вынуждены заплатить. Послышался рокот народного недовольства и… Неожиданно тема сама себя исчерпала. Гневные звонки в СМИ от жителей прекратились, и никто так и не задался вопросом откуда они взялись и, главное, куда делись?

Определимся с понятием

Упрощенно, но по существу - общедомовые нужды (ОД) это разница между показаниями индивидуальных приборов учета (ИПУ) + нормативами (Н) для тех, у кого приборов нет, и показанием общедомового прибора (ОДПУ).

То есть,  ОДН = ОДПУ – (ИПУ+Н)  В этой нехитрой формуле две переменные (ОДПУ и ИПУ), но они имеют систематический и закономерный размер.  То есть, когда ОДН  варьируются в астрофизических величинах, это не нужды. Это потери воды – то есть несистематические и незакономерные потери – «бешенные переменные». Если потерь нет, то ОДН должны быть равны нулю. В доме, где живет автор этого текста, ОДН вообще с «минусом». Но вот один важный момент, там, где потери есть - они были всегда. Просто однажды у них появился объём и конкретная цена благодаря оприбориванию квартир и домов.

Разберемся, что это за потери и откуда они берутся

Во-первых, - это течи на внутридомовых магистралях.

Во-вторых, это пресловутые квартиры «нулёвки», где никто не прописан, приборов нет, но по факту проживает, порой, до 10 человек. Фактор «нулёвок» непосвященному человеку может показаться незначительным, но в некоторых домах их количество может достигать 25%, а общегородское количество до 10%. Например, в Братске 5000 условно «пустых» квартир.

В-третьих – это сбросы воды (вообще-то на профессиональном жаргоне коммунальщиков это звучит эротичней – «сброс стояка») во время ремонтных, аварийных или других работ. Ну, например, пришли к вам сантехники – поставить те же счетчики или заменить радиатор отопления и литров 50 – 500 в зависимости от этажности и вида ремонта – сбросили в канализацию.  Случилась авария  - тот же объём опять навертелся на общедомовой счетчик.

В-четвертых, это внутриквартирные течи, например, протекающий унитазный клапан даёт за сутки месячный норматив на одного - пяти человек, и счастье, если он в доме на 240 квартир – один. Это на самом деле счастье. Поверьте.

То есть, важно понять, что «общедомовые нужды» были всегда, просто с введением учета ресурсов, они выпали из нормативов и потребовали отдельного тарифа.

В преддверии введения общедомовых нужд, многие управляющие компании (УК) перешли на так называемое «непосредственное управление». Внимание! Здесь становится ещё сложнее, поскольку речь пойдет о схеме, которую представить себе в собственном повседневном опыте сложно, но, тем не менее, она существует. Если коротко – управляющая компания отвечает перед ресурсниками (ресурсники - это компании, которые поставляют горячую воду, отопление, холодную воду и осуществляют водоотведение) по долгам жителей. То есть, если собираемость квартплаты, например, 90%, то это не проблема ресурсников – они должны получить свои 100% оплаты, а долги жителей касаются только УК.

Поясню. В общем составе квартплаты: за отопление, горячую воду, холодную воду, водоотведение и ремонт и обслуживание общедомового имущества,  на долю последней статьи (это оплата УК) приходится от 25 до 35 процентов от общей суммы. Вы руководитель УК. И если вы собрали вместо одного миллиона (примем за 100%) – 900 тысяч, остальные деньги вы должны отдать ресурсникам «из своих», то есть от 250 -300 тысяч «своих» отнять недостающие 100 тысяч. А значит, почти половину или треть из того, что причитается УК. Если собираемость 80% - вам не остается вообще ничего.  При этом обязанности по обслуживанию в таком случае с вас никто не снимает. Странная схема да?  Но это эхо «заметания под коврик» кризиса неплатежей в 90-х- нулевых годах – пусть дом рухнет, но отопление быть должно – тогда эта логика имела некоторый смысл.  Но тогда тоже никто не задался вопросом – куда делись эти неплатежи, о которых разговоров в телевизоре было по часу каждого эфирного дня на каждом канале?

Ну, вот управляющие компании и выкрутились три года назад «непосредственным управлением» (в 2015 году оно было отменено законодательно), при котором жители платят раздельно и УК за долги не отвечает, поскольку неплатежи с общедомовыми нуждами – 100% банкротство. Кто не успел – либо прекратил своё существование, либо бизнес был отжат самими ресурсниками.

Да, разумеется, первые ОДН считали как попало. Оказывалось, что на одном общедомовом приборе «висит» и магазин (ы) и сами жильцы (приборы устанавливали ресурсники, им эти мелочи незачем). Был и подсчет ресурсов по, образно говоря, «междомовым» приборам. Через 2-3 месяца глобальные «косяки» были ликвидированы, но…  Странным образом в некоторых местах (отдельных домах и микрорайонах) ОДН ничуть не уменьшились.

Как поступил невидимый, но знакомый нам «законодатель»? Правильно. Замёл под коврик. Теперь превышение норматива ОДН, которое есть у жильцов,  платит управляющая компания, независимо от того – платят ей жители за ресурсников или платят раздельно каждой компании (общая квитанция или раздельная со своим счетом на каждую компанию).

Что это означает?

Это означает, что управляющей компании необходимо укротить вышеупомянутые «бешенные переменные». С внутридомовыми подтеканиями разобрались быстро, тем более, что это вопреки убеждениям жильцов, это не самые большие потери. А дальше…

С «нулёвками» сложно – тот же самый законодатель не дал УК прав «вписывать» или каким-либо иным образом решать проблему с теми, кто фактически живет в квартире, но в ней не зарегистрирован.

Сбросы воды тоже неизбежны – странно, но жители дома не хотят договариваться об одновременном ремонте своей сантехники в определенный день и час – им все равно, они платят норматив. Мало того – сети некоторых домов устроены так, что сбрасывать – сливать приходится не один стояк, а весь дом. Как правило, это дома с большими магазинами на первом этаже. То есть, речь не идёт о сотнях литрах, речь идет о тоннах. Само собой, никто в 70-х и 80-х годах, проектируя этот дом, не думал, о том, что когда-то эти сливы будут считать. Переделывать всю систему дома – огромный объём работ, в сущности – реконструкция и капитальный ремонт, по тратам сравнимый с самими потерями в течение нескольких лет. А это слишком широкий горизонт планирования, никчемный и невозможный сейчас.

С внутриквартирными потерями вообще всё ещё сложней. Управляющая компания (да даже президент РФ!) не может обязать жильцов или установить приборы учета или починить, например, унитаз. Здесь речь идет о здравомыслии каждого отдельного человека и здесь в этой «бешенной переменной» - пропасть вариантов. Дошло до того, что явно малоимущим (но здравомыслящим) УК готова совершенно бесплатно починить кран или унитаз, ибо здесь и траты поменьше, эффект почти такой же как при реконструкции дома, и планирование покороче.

Но пока всё остается «под ковриком». Много ли там лежит сейчас? Ну, скажем, некоторые УК на этот «мусорок» могли бы ремонтировать, минимум, 4 подъезда в месяц дополнительно.

Нет, конечно, год за годом проблема или решится или УК, подняв тарифы, в рамках этих потерь, решит её тем же «заметанием под коврик». Ну, а дальше уже длинная история про законы и ценообразование благодаря этим законам… Я же только часть рассказал.

 

 

ОБ АВТОРЕ. Кирилл БАКУРКИН — журналист, редактор братской газеты "Горожанин", блогер (никнейм bakuriani в Живом Журнале) — а в последнее время по совместительству пиар-менеджер управляющей компании ООО "Жилтрест", что позволило глубоко изучить «изнутри» проблемы коммунальной отрасли.

Взявшись за попытку представить альтернативный взгляд на ЖКХ в серии публикаций на сайте baikalinform.ru, Кирилл подчеркивает, что она никак не связана с интересами его работодателя и не является «заказной»: «Хотя в это мало кто поверит — и вообще, клеймо «говнюка» в комментариях, по старинной интернет-традиции, увы, неизбежно...»

Новости общественной жизни

Возможности использования маткапитала расширили в Иркутской области

В Иркутской области расширили возможности использования материнского капитала. С инициативой о внесении изменений в действующий закон на сессии Законодательного собрания Иркутской области 17 апреля выступила региональная прокуратура.

 
Эхо «голой вечеринки»: Лолита рассказала о реакции Пугачевой на скандал

Певица Лолита Милявская рассказала о «мудром совете», недавно полученном от коллеги по цеху Аллы Пугачевой.

 
В этом году уже более 1200 инвалидов в Иркутской области получили путёвки в санатории

В Иркутской области с начала 2024 года более 1200 человек с инвалидностью получили путевки на санаторно-курортное лечение от Соцфонда России.

 
Прокуратура помогла пенсионерке из Иркутского района отсудить украденные мошенниками деньги

В Иркутском районе пенсионерка отсудила у мошенников украденные у нее деньги с процентами за использование.

 
В Приангарье с начала года на номер «112» поступило почти 300 тысяч обращений

С января по март 2024 года на единый номер «112» в Иркутской области поступило 296 тысяч 988 обращений. Из них 100 497 вызовов, 34% от общего количества, были направлены для реагирования в экстренные оперативные службы, сообщили в ОГКУ «Безопасный регион».

 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок