Иркутские школы постепенно переходят на пятидневку |
| ИА БайкалИнформ | |||||||||||||||
| 31.10.2025 21:21 | |||||||||||||||
|
В Иркутске планируют поэтапно перевести все школы на новый режим обучения – пять дней в неделю, сохранив качество образования и не допустив перегрузки детей. Об этом стало известно на слушаниях в думе Иркутска 29 октября. Большинство школьников областного центра, к слову, уже отдыхают два дня – и в субботу, и в воскресенье. В 2024-2025 учебном году 82,8% учащихся перешли на пятидневную неделю. Как сообщила начальник департамента образования администрации города Анжела Головко, этот процесс начался еще в 2021 году и идет постепенно. – В 2020-2021 учебном году пилотной площадкой стала школа №18, где пятидневка была введена только в начальных классах. В 2021-2022 учебном году полностью перешла на новый режим школа №19. В 2022-2023 таких школ было уже 15, в 2023-2024 – 23, а в текущем 2024-2025 учебном году – 29, – рассказала Головко. Всего в Иркутске работают 73 школы, где обучаются чуть более 90 тысяч учеников. Пять дней сейчас учатся 74 тысячи 637 школьников, что составляет 82,8%, а по шестидневной – 15 тысяч 464 человека, или 17,2%. При этом во всех 67 школах, где есть начальные классы, дети с этого года учатся только пять дней в неделю. Шестидневка сохраняется лишь в трех лицеях – Иркутского государственного университета, лицее №2 и лицее №3. Еще 35 школ работают в смешанном режиме: часть классов занимается пять дней, часть – шесть. По словам Головко, решение о режиме обучения принимается на уровне каждой школы, как это предусмотрено статьями 28 и 30 федерального закона «Об образовании». При этом учитываются мнения педагогов, родителей и учеников, а также материально-технические возможности. – Для многих школ переход связан с инфраструктурными ограничениями: пропускной способностью столовых, нехваткой спортивных залов, специализированных кабинетов, – пояснила Головко. – Кроме того, при высокой наполняемости классов и кадровом дефиците одномоментный переход пока невозможен. Например, трудности с внедрением пятидневки сохраняются в гимназии №44 и школе №23. С 1 сентября 2023 года школы начали работать по обновленному федеральному государственному образовательному стандарту среднего образования (ФГОС СОО). В 10-11 классах введено профильное обучение: в учебный план включено 13 обязательных предметов и два профильных. По словам Головко, часть профильных предметов и практик проходит по субботам – совместно с вузами и колледжами, где школьники осваивают профессиональные компетенции. – Перенести эти занятия на будние дни не всегда возможно, так как расписания нужно синхронизировать с партнерами, – уточнила она. По расчетам департамента образования, переход на пятидневку снижает общую учебную нагрузку: у начальных классов она сокращается на 306 часов в год, у 5-9-х – на 510, у 10-11-х – на 204. – Программы остаются прежними, сокращаются только объемы практических заданий и часов повторения. Важно, чтобы дети не просто выполняли больше, а усваивали лучше, – подчеркнула Головко. Председатель думы Иркутска Евгений Стекачев отметил, что поддерживает переход на пятидневку и как родитель, и как законодатель. – Современным детям нужен полноценный отдых, – сказал он. – Один выходной в неделю не позволяет ни восстановиться, ни провести время с семьей. Москва и другие города давно перешли на пятидневку, и мы должны идти тем же путем. В ходе обсуждения депутаты задали ряд вопросов, касающихся влияния реформы на учебный процесс и социальную сферу. Их интересовали кадровые риски, возможность снижения зарплат учителей при сокращении часов, сохранение учебных стандартов, а также готовность инфраструктуры школ – от спортивных залов до столовых – к изменению расписания. Кроме того, прозвучали предложения дождаться федеральных рекомендаций по единому подходу к переходу на пятидневку, чтобы избежать региональных различий. По словам депутата Леонида Усова, у части педагогов вызывает беспокойство возможное сокращение нагрузки и, как следствие, заработка. Анжела Головко пояснила, что фонд оплаты труда сохраняется в полном объеме: – Средняя нагрузка на одного учителя составляет 1,7 ставки. Даже при снижении количества уроков зарплаты не уменьшатся, поскольку действует стимулирующая часть. За последние четыре года в школы пришли 1320 молодых специалистов, и мы рассчитываем, что этот процесс продолжится. Отвечая на вопрос о личном отношении к переходу, Головко добавила: – Я сама училась по шестидневной неделе и любила школу, но понимаю, что нынешним детям и родителям нужен баланс. Поэтому пятидневка – это шаг к гармонизации учебного процесса. Переход всех школ Иркутска на пятидневный режим, по данным мэрии, продолжится в ближайшие годы. Решения будут приниматься поэтапно, чтобы не нарушить учебный процесс и не допустить перегрузки педагогов. Напомним, ранее в Госдуму поступил законопроект с изменениями в федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Парламентарии предполагают дополнить положение новой частью 11.1, которая закрепит обязательную пятидневную неделю. Рекомендации Госдума рассмотрит в ходе осенней сессии.
Метки: |
- Уважение к добыче: подстреленный американкой аллигатор пойдет на коврик и сосиски
- Льготы на лекарства: кто имеет на них право в России?
- Четыре человека задохнулись выхлопными газами в Ангарске
- За неделю в Приангарье зарегистрировано 14 335 случаев заболевания ОРВИ
- Риск потери телефонного номера в России: это очень серьезно

