Оценки за поведение: «Опять двойки...» |
ИА БайкалИнформ | |||||||||||||||
30.04.2025 08:08 | |||||||||||||||
В российские школы возвращаются оценки за поведение. Размышляет публицист Кирилл Шулика (Rosbalt.ru) Эксперимент по выставлению оценок школьникам за поведение проведут в пяти регионах России, он начнется с 1 сентября, а с 2026 года такие оценки введут повсеместно, сообщил в конце прошлой недели министр просвещения Сергей Кравцов. Первыми оценки за поведение получат школьники шести регионов — ЛНР, Мордовии, Чечни, Ярославской, Новгородской и Тульской областей. То, что введение подобной практики близко, стало понятно после встречи Владимира Путина с членами Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) в декабре прошлого года. Глава государства выразил удивление, что оценки за поведение в школе отсутствуют, указал, что если уж их внедрять, то они должны на что-то влиять, а вообще, все это стоит обсудить с родителями и педагогами. В соцсетях уже тогда начали шутить, что скоро можно будет сдавать ЕГЭ по поведению. С учетом же последней инициативы крымского митрополита Тихона (Шевкунова) воссоздать в каждой школе хор, то можно на всякий случай сдать ЕГЭ еще и по пению. Но если говорить серьезно, то оценки за поведение отменили в 1989 году, когда еще я учился в школе, ибо они действительно ни на что не влияли. Очень сомнительно, что в этом плане что-то поменялось. Например, поступление в институт требует не хорошего поведения, а знаний, поэтому нет никаких оснований отказывать в праве получить высшее образование тем, кто хулиганит в школе. Такие решения будут противоречить самому принципу ЕГЭ, от которого правительство отказываться не намерено. Возникает и второй вопрос — что именно учителя с 1 сентября будут оценивать, скажем, у чеченских школьников? И главное, какие учителя? Если в младших классах, где учитель один, это понятно, то в старшей школе у разных преподавателей может сложиться различное впечатление о поведении того или иного ученика. Скажем, будут ли в младшей школе оценивать то, как ученик слушает учителя? Просто я смутно вспоминаю, как нам, первоклашкам, учительница делала замечания за то, что некоторые на уроках ерзают, грозясь поставить в четверти плохую оценку за поведение. Однако сейчас то, что ученик не может сосредоточиться, может объясняться вовсе не тем, что он разгильдяй, а, например, наличием у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В старшей же школе совершенно непонятно, что должно влиять на оценку. Если ученик бьет одноклассников, портит имущество, выпивает и занимается другими непотребствами, то есть инспектора полиции по делам несовершеннолетних, которые такими случаями как раз занимаются. Для менее сложных проблем есть школьные психологи, которых готовят, кажется, уже во всех мыслимых учебных заведениях. К тому же нужно понимать, что особенности поведения могут быть связаны с различными нарушениями психики, непростой ситуацией дома и множеством других факторов, на которые ребенок повлиять не может. Низкие же оценки за поведение могут привести к его стигматизации и тому самому буллингу, с которым намерены решительно бороться ответственные за молодежную политику депутаты Госдумы. Не стоит забывать и то, что в детях развит дух противоречия, а значит, для многих школьников с девиантным поведением они станут дополнительным стимулом продолжать в том же духе. Надо сказать, что и среди педагогов нет единого мнения по вопросу о необходимости оценивать поведение школьников. Многие учителя еще советской закалки такую меру поддерживают. Правда, спорят о том, в какое прошлое возвращаться. С 1943 по 1970 год поведение оценивали по пятибалльной системе, а после ее заменили на словесные характеристики — «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». С другой стороны, например в Санкт-Петербурге, который вошел в число регионов-лидеров по качеству образования и развитию образовательной инфраструктуры, директор лицея № 369 им. Героя РФ А. Жихарева Константин Тхостов опасается, что от новой системы могут пострадать «нестандартные дети, которые мыслят не шаблонно, прорывно, и подчас очень неудобны тем, кто консервативен». По его словам, личность формирует среда, а не оценки. Скептически оценивает нововведения и бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. «Нужны критерии, но я пока даже представить не могу, какими они могут быть. Помню, в советские времена у нас были критерии воспитанности ребенка. Как выглядела проверка на воспитанность? Просили показать носовой платок. Нет его или скомканный — плохо, невоспитанный ребенок. Другое дело — отглаженный, аккуратно сложенный платочек. Садись, пять. Но разве это критерии? И даже если эти критерии как-то будут придуманы и разработаны, боюсь, все это будет легко фальсифицироваться и интерпретироваться так, как будет нужно. Мы снова вернемся к субъективизму», — отмечает он. К слову, какие критерии должны использовать учителя не знает даже депутат Госдумы Анатолий Вассерман, который, исходя из его опыта участия в интеллектуальных играх, должен, кажется, знать почти все. Идею возвращения оценок за поведение нельзя рассматривать в отрыве от других инициатив по школьной реформе, которая должна вернуть ее к практикам советского образования. Главным тут можно назвать то, что школа теперь должна не только учить, но и воспитывать. Однако не далее, как вчера, спикер Госдумы Вячеслав Володин на Совете законодателей в Санкт-Петербурге поднял тему нехватки педагогических кадров. По его словам, на селе дефицит педагогов составляет около 30%, но и в городах ощущается нехватка учителей по базовым предметам. По данным Минпросвещения, средний возраст учителей в России составляет 46 лет, при этом треть педагогов — старше 55 лет. Соответственно, школы требуют притока молодых кадров, но они ведь воспитывались уже в российской образовательной системе, так что вряд ли пойдут возрождать советские практики — для этого у них просто нет ни соответствующих компетенций, ни желания. Когда президент предложил серьезно обсудить эту тему, он явно имел в виду в том числе проблемы, которые оценки по поведению могут создать и для учительского сообщества. Однако никакого широкого обсуждения не случилось. Значит, учителя просто получат за те же деньги дополнительные обязанности, исполняемые, как правило, чисто формально. Так что школьники и их родители могут не переживать — на второй год из-за оценки по поведению никто никого не оставит.
|
- РУСАЛ подвел итоги конкурса волонтерских проектов «Вдохновляй и действуй!»
- Порнозвезда будет спасать девственников от невинности
- Японцы готовятся к испытаниям оружия будущего
- РУСАЛ внедряет ИИ в глобальную систему мониторинга алюминиевого производства
- Министра транспорта Бурятии подозревают в коррупции