В иркутском «Сибэкспоцентре» провели форум «Образование Прибайкалья-2017»

19.04.2017
В иркутском «Сибэкспоцентре» в рамках 80-летия Приангарья состоялся 13-й форум «Образование Прибайкалья-2017». Материал о его работе подготовлен пресс-службой «Сибэкспоцентра».

Дети – наше будущее. А в будущее всегда хочется заглянуть всеми доступными способами – от гаданий на кофейной гуще до погружения в гущу событий, которые дают возможность прогнозировать и, хотя бы пунктирно смотреть наперед. Форум позволил сделать некоторые предположения.

Во-первых, проектная работа со школьниками, которую уже не первый год рассматривают на форуме как передовой опыт, подлежащий тиражированию и масштабированию, дает право педагогам реализовывать свои самые яркие способности, поскольку они занимаются тем, чем не могут не заниматься, другими словами – увлечены. А это уже совсем другая энергия, которая как магнит, притягивает предрасположенных к теме школьников. Они с интересом вовлекаются и с удовольствием работают. «Это было долго, но быстро, – резюмировала одна из участниц образовательного квеста «Школа будущего», который длился с 10:00 до 16:00 в третий день работы форума.

Увлеченность процессом дает другое ощущение времени, которое «летит», а также раскрепощенность, от которой неожиданно говорится стихами. «Завершилась наша встреча. Все. Пока. Гасите свечи», – поставила точку участница мастер-класса в секторе «Активная школа», где разбитые на конкурирующие группы школьники составляли набор односложных характеристик к объемному понятию семья: детский сад, школа, день рождения, торт,  спорт, чтение, кружки – список, понятное дело, можно продолжать еще долго.

Главное, судя по разговору в кулуарах с заведующей отделом дополнительного образования института развития образования Ольгой Копаневой, развивать креативность – это ценный критерий оценки качества работы с детьми. И серьезный задел в преддверии креативной экономики – это когда слишком многое будет отдано на откуп роботам, а свободный от должностных обязанностей гражданин должен будет найти себе занятие сам. В подтверждение серьезности образовательного тренда я увидела на столах список необходимой литературы: замечательный  Генрих Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗа), его блистательный сибирский последователь – ангарчанин Геннадий Иванов, по счастью и мне подаривший рекомендуемую книгу «Формулы творчества, или Как научиться изобретать». Как хорошо, что для нее наступило время, и как жаль, что вместе с людьми ушла возможность для наших молодых предпринимателей продуктивный ТРИЗ в рамках  полезных  региональных программ изучать, что еще раз подтверждает, что в любом деле главное – люди.  А педагоги – так и вообще особая статья всегда была и будет.

На форуме они делились  по направлениям – у каждого свое, и проектным опытом  – процесс этот  по традиции  на форуме налажен в режиме нон-стоп, а также результатами исследований  и новыми технологиями. Участникам важно было успеть  ухватить и узнать максимум. Плотная информационная среда, которую формирует программа форума, это учеба и экзамен экстерном  - в полном соответствии с меняющимся временем. Здесь, на форуме и школьники и педагоги, как писала  Марина Цветаева, «в плаще ученика», и  было  очень приятно на одном из уроков  в секторе «Качественная школа», посвященном писателям-землякам, услышать  про  коллегу – светлой памяти Бориса Архипкина,  трогательного человека и поэта, сумевшего вписать свою строку в литературную историю Прибайкалья.

Особенность Форума «Образование Прибайкалья-2017» – триединство учителей, родителей и учеников, что позволяет получить другой взгляд на уж отформатированные вещи. Вовлечение в процесс образования родителей – современный тренд, получивший серьезное развитие на Московском международном салоне образования, который только что завершился в столице и выявил разницу между традиционным и новаторским отношением родителей к своей роли. Исполнительный директор ММСО Максим Казарновский, побывавший на прошлом прибайкальском форуме, оценил иркутскую площадку (при ее соперничестве с красноярской и новосибирской)  как вполне  готовую для переноса  сюда мероприятий салона, а стало быть, и  привлечения  передового опыта и  авторитетных специалистов образования  в  регион.

Региональный форум работал по семи базовым направлениям жизни современной школы, в числе которых «Электронная школа», «Сельская школа», «Профессиональная школа», очень популярный сектор «Дошкольное образование».

Подводя итоги работы секции «Безопасная школа», участники форума  все вместе – родители, учителя и ученики - вывели на первый план  не физическую и санитарно-гигиеническую  защиту детей, что  без сомнений, очень актуально сегодня, а психологическую. Тему так и назвали: дедовщина в школе, подцепив к ней по умолчанию целый комплекс  и социальных, и  культурных проблем. На фоне ошеломительного скандала в сетях, пусть и  в черниговской, но русскоговорящей школе, где  оголтелая   Маша  мутузила  пинками  девчонок на глазах у праздно наблюдавших  «экшн» сверстников,  которые потом «по приколу» выложили  ролик в интернет, было понятно насколько сложна и тревожна тема, даже если на нее есть только  намек. И дети, и родители, и учителя при ее решении скованные одной цепью, символом чего и стала она, разноцветная, изготовленная участниками  квеста. Так выразили свое понимание современного процесса воспитания-образования будущие педагоги-студенты.

– А вы пойдете после вуза работать в школу? – получили они вопрос, что называется, в лоб.

– Мы должны пойти… на три года, – после короткой паузы и под дружный понимающий смех ответили девушки министру.

Подтекст был  понятен – работать в школе нынче сложно, не очень выгодно материально, но очень ответственно  морально, и труд этот доблестный, но беспрерывно меняющий содержание, конечно же, не для всех. Уже  можно развивать  какие-то навыки  виртуально, просто нажав пульт, как показали в секторе» Электронная школа», пригласив всех участников мастер-касса вслед за «мультяшным»  физруком  повторять танцевальные движения. Но роль личности  в истории каждого школьника никто не отменял, и, глядя на победителей  очного этапа конкурсов среди молодых педагогов образовательных организаций «Новая волна»  и молодых руководителей «Дебют», понимаешь, что потребность в талантах, равнозначных Макаренко и Ушинскому всегда актуальна, несмотря на то, что в педагогике  живут   новые технологии. Да и школьники обучаются без отрыва от Instagram, Wiber, Telegram и «Вконтакте». Во всяком случае, пока они решали  на форуме командные задачи: давали вторую жизнь полезному мусору, конструировали экодом, воспитывали грамотного потребителя – это  задания  квеста, многие так и не отрывались от  смартфонов, ну а лидеры – их видно сразу – «везли» процесс  на себе.

– Какие они? – поинтересовалась я у педагога, наблюдавшего за «своими» в сторонке.

– Закрытые  в своих сетях, виртуальных сферах и селфи. До них надо достучаться, чтобы заинтересовать, – поделилась своей задачей преподаватель  открытий Менделеева в школе.

– Цифровые, – получила я еще один  ответ в унисон.

Но вопросы-то ставят не виртуальные, а очень даже земные: как нам найти путь к себе – сформулировала  школьница тему  на следующий форум  министру образования Иркутской области Валентине Перегудовой. Современные дети боятся ошибиться с выбором. И оказывается, совсем не против, чтобы их  учили задавать себе сложные вопросы и искать на них собственные  ответы. Это очень пригодится им в будущем.

-

Новости образования

Организацию уроков начальной военной подготовки в школах обсудили в Иркутске

Рекомендации по вопросам организации начальной военной подготовки (НВП) в общеобразовательных организациях направит Иркутское региональное отделение «Единой России» на федеральный уровень, сообщает пресс-служба партии.

 
Игра «Что? Где? Когда? – Загадки Китая» состоялась в МИЭЛ ИГУ

В Международном институте экономики и лингвистики ИГУ прошла ежегодная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? – Загадки Китая», сообщает пресс-служба университета.

 
В Приангарье финансирование агробизнес-образования увеличено в два раза

По поручению секретаря регионального отделения партии Игоря Кобзева фракция «Единой России» в Законодательном собрании обеспечила финансированием поддержку агробизнес-образования на территории Иркутской области, сообщает пресс-служба партии.

 
1,1 тысячи школ отремонтировано в 75 регионах в 2022 году

Итоги реализации программы капремонта школ в 2022 году и планы на 2023 год обсудили на совместном ВКС «Единой России» и Минпросвещения, который прошёл при участии депутатов, закреплённых за объектами, и представителей родительских штабов в регионах.

 
Поддержку Российского научного фонда получили пять проектов ИГУ

Грантовую поддержку Российского научного фонда (РНФ) получили пять проектов ИГУ. На проведение исследований по каждому из них на первый год выделено по 1,5 млн рублей. Итоги конкурса опубликованы 29 ноября.

 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок