Размышление: возвращается ли сталинизм в Россию? |
ИА БайкалИнформ | |||||||||||||||
23.05.2025 08:19 | |||||||||||||||
О чем заставили задуматься пластиковый горельеф и памятники вождю за забором. Размышляет публицист Кирилл Шулика Фото: ркрп.рус
Размещение на московской станции метро «Таганская» копии горельефа со Сталиным, которой там не было долгие годы, вызвало бурную дискуссию. Эту композицию убрали после ХХ съезда КПСС и развенчания культа личности, а ее оригинал был утрачен в 1966 году, когда на станции строили переход между линиями. Бывшая директор Пушкинского музея, искусствовед Елизавета Лихачева отметила, что утраченный горельеф был из фарфора и считался удачным проектом советского искусства. Ныне же в метро разместили копию из пластика примерно такого же качества, какие делают для фотозон. Надо сказать, это не так уж и случайно. Действительно, сейчас мы видим настоящую кампанию по возвращению памятников и бюстов Сталину, но делается это так, что, будь я сталинистом, мне стало бы стыдно. Скандальный памятник Сталину в Вологде, который открывал губернатор Георгий Филимонов, стоит на территории музея за двухметровым забором, так что доступ к нему имеют только посетители музея. Другие памятники и бюсты по всей стране, как правило, открываются на частной территории, в том числе принадлежащей региональным отделениям КПРФ. Там тоже все как правило обнесено заборами и свободного доступа к монументам никто не обеспечивает. И как же тогда быть с аргументами сталинистов о том, что Ельцина вся страна ненавидит, а Сталина обожает? Ведь памятник первому президенту России стоит в центре Екатеринбурга и находится в свободном доступе. Кроме того, обратите внимание, как завершилась дискуссия о переименовании Волгограда в Сталинград. После символической смены вывесок все закончилось предложением депутата Госдумы от «Единой России» Елены Цунаевой о переименовании в Сталинградский Центрального района города. Правда, умерла даже эта идея. К тому же, напомню, что, согласно данным опроса ВЦИОМ, 67% волгоградцев выступили против переименования города. Все это может свидетельствовать о том, что сталинизм в России трансформировался из политической идеологии в составную часть массовой культуры — наподобие «Старых песен о главном» образца 1990-х годов. Вот поэтому и горельеф сделали из пластика. Он, видимо, призван стать частью декора в модном ныне стиле ретро без всякой смысловой нагрузки. Будь иначе, можно не сомневаться, что хватило бы денег и на воссоздание монумента из фарфора. Да и общественное восприятие горельефа на самом деле вполне спокойное. Пассионарная часть общества сошлась в политических баталиях, а пассажиры метро просто видят очередное изваяние. Такое ретро-украшение станции в духе оберток пломбира в советской эстетике. С другой стороны, прокат фильма «Любовь Советского Союза» про романтику 1930-х годов, получившего деньги от государственного Фонда кино, прошел с серьезным убытком в 250 млн рублей. То есть некие милые истории, случившиеся в самые страшные годы репрессий, массовому зрителю, как ныне говорят, «не зашли». Что в целом опровергает доводы про позитивное отношение россиян к сталинской эпохе. И это все же одна из причин, по которой государство хотя и не противодействует попыткам внедрения Сталина в масскульт и разрешает губернаторам пробовать поднимать рейтинги, используя имя вождя, все равно подходит к этому аккуратно и дозировано. Скажем, памятники Сталину стоят за заборами, а если и на виду, то делают их из пластика. При этом памятники жертвам его правления, погибшим узникам ГУЛАГа стоят во многих городах на открытых площадках. Причем, среди них есть настоящие шедевры, типа работ Эрнста Неизвестного. И в обществе никак не обсуждается вопрос о сносе этих монументов. Не забывайте также и о том, что в школьную программу включен Александр Солженицын, а наследие писателя сохраняется и изучается при всесторонней государственной поддержке. К этому еще можно добавить, что у представителей российской правящей элиты одним из самых цитируемых философов остается Лев Гумилев. Утверждать, что прямо сейчас возрождается сталинизм, конечно, не стоит. Скорее, мы видим попытки привлечь на сторону власти людей с ностальгией по советскому прошлому. Их не так уж много, причем большей частью они составляют ядерный электорат КПРФ. По мнению же некоторых политологов, перед выборами в Госдуму стоит задача вытолкнуть коммунистов со второго места в партийной иерархии и заменить их на ЛДПР. Не знаю, насколько верны такие предположения, но нынешние реверансы в сторону сталинистов очень похожи на какие-то сиюминутные политические решения. На самом деле проблема тут не в сегодняшнем дне, а в завтрашнем. Многие справедливо замечают, что уход из жизни свидетелей Второй мировой войны приводит к тому, что общество перестает бояться войн. И мы видим, скажем, как Европа в своих интересах пытается поддерживать конфликт на Украине. И обратите внимание, что главным миротворцем выглядит Дональд Трамп, родившийся в 1946 году. Активность также проявляет президент Бразилии Лула да Силва, который на год старше американского лидера. Конечно, они не застали войну, но с детства хорошо помнят тех, чью судьбу она определила. Но завтра уйдет уже и это поколение, а для более молодых людей большая война выглядит чем-то далеком и нереальным. Поэтому, например, стремление России сохранять память о войне, активность Израиля в сохранении памяти о Холокосте как минимум не заслуживают осуждения со стороны других стран. Вот примерно так же и с оценками роли Сталина. Жертв репрессий остается все меньше. Про ужасы ГУЛАГа уже мало кто может рассказать, соответственно, общество начнет об этом забывать. Человеческая память так устроена, что в ней сохраняется прежде всего хорошее. И вот такой позитив сейчас пытаются найти в сталинской эпохе, чтобы через масскульт увлечь этим общество. Справедливо при этом говорится, что свою историю надо уважать. Но нельзя уважать ее выборочно. Да, эпоха Сталина останется частью нашей истории. Равно как и то, что после него культ личности был развенчан, причем наши предки, признав вождя виновным в репрессиях, сочли его не заслуживающим ни памятников, ни сохранения имени в топонимике. Можно сказать, что к решениям XX съезда нужно относиться с не меньшим уважением, чем к сталинской индустриализации или его роли в Победе. Можно вспомнить и попытки реабилитации Сталина уже во времена Леонида Брежнева. Но даже тогда власть прислушалась к авторам «письма двадцати пяти», среди которых были такие разные люди, как Олег Ефремов и Петр Капица. Поэтому укоренение имени Сталина в масскульте можно считать не уважением к истории, а попытками манипулировать этой наукой в угоду той или иной целесообразности, не исключая даже коммерческой.
|
- Бабушка стала дерзкой из-за деменции и захотела отметить 102-ление со стриптизером
- Британка ушла от мужа с детьми ради воина из дикого племени
- Россиянка рассказала о странных особенностях Японии
- Мужчина застукал жену с любовником и лишился части пениса
- Ограничение на посещение лесов продлили в Иркутской области