Нашелся православный батюшка, обвиняющий в мужском криминале женщин

ИА БайкалИнформ   
21.10.2025 17:50

Недавнее высказывание протоиерея Михаила Швалагина вызвало бурную реакцию в обществе. Священник заявил, что мужчины совершают преступления из-за женщин, которые «слишком многого хотят». Фраза, сказанная в проповедническом контексте, мгновенно превратилась в предмет общественной дискуссии и интернет-мемов.

Нашелся православный батюшка, обвиняющий в мужском криминале женщин

Однако официальные представители Русской православной церкви поспешили дистанцироваться от этих слов. Настоятель Серафимо-Саровского храма отец Сергий подчеркнул, что подобные оценки отражают лишь личное мнение священника, а не позицию Церкви в целом.

Многие общественные деятели назвали высказывание Швалагина оскорбительным и анахроничным. Глава «Содружества многодетных семей Башкортостана» Рустем Шайахметов заметил, что на практике всё наоборот: именно женщины нередко становятся сдерживающим фактором, не позволяющим мужчинам совершать ошибки или поступки, выходящие за рамки закона.

Психолог Эрика Сарварова, комментируя инцидент, отметила, что агрессия и преступное поведение мужчин редко имеют внешнюю причину. Чаще это следствие внутренних конфликтов — детских травм, неосознанных обид, нехватки поддержки, особенно в ранних отношениях с матерью. По её словам, перекладывание ответственности на «женское влияние» — это удобная, но психологически бесплодная стратегия: она снимает ответственность с субъекта, превращая женщину в символ внешнего зла.

Женщина как «первородный соблазн»: как формировался миф о женской вине

Чтобы понять, почему подобные идеи до сих пор звучат из уст некоторых представителей духовенства, стоит обратиться к истокам — в самую ткань христианской культуры.

Образ женщины как «виновницы падения» уходит корнями в библейский миф о Еве. Согласно книге Бытия, именно она первой поддалась искушению змея и уговорила Адама вкусить запретный плод. Этот сюжет стал архетипом: на протяжении веков Еву воспринимали как символ женской слабости, соблазна и непослушания.

В патристической литературе (труды раннехристианских отцов церкви) можно найти целую гамму оценок женской природы — от снисходительного сожаления до откровенного страха. Тертуллиан, один из самых влиятельных христианских мыслителей II–III веков, писал: «Ты — врата дьявола, ты разрушила древо жизни». Августин Блаженный, рассуждая о грехопадении, связывал женскую плоть с источником страсти и искушения. Эти идеи надолго закрепили в западном сознании представление о женщине как о существе, несущем в себе первородный грех.

Средневековая культура довела эту мысль до социальной практики. Женщина становилась объектом контроля и подозрения, воплощением «опасного начала». От монастырских предписаний до судеб инквизиции — всё было пронизано идеей, что женская природа требует ограничения.

И только с эпохи Возрождения и особенно Нового времени началось постепенное переосмысление. Богословы и философы XVII–XIX веков, включая Жана-Жака Руссо, Мэри Уоллстонкрафт и Сёренa Кьеркегора, стали задаваться вопросом: не является ли «вина женщины» культурной конструкцией, оправдывающей мужское доминирование?

Современность: между догмой и психологией

Сегодня подобные взгляды, как у протоиерея Швалагина, звучат не просто архаично, но и контрпродуктивно. Современная психология рассматривает отношения между мужчинами и женщинами как сложную систему взаимных влияний, где ответственность всегда обоюдна.

Женщины, как отмечают современные исследователи религии, всё чаще становятся активными участницами духовной и общественной жизни, разрушая старый стереотип «слабого сосуда». В том числе и в христианской среде — от теологов и миссионеров до волонтёров и меценатов.

Культурологически же сам факт того, что подобные слова вызывают бурную общественную реакцию, — симптом зрелости общества. Там, где когда-то молчали, теперь задают вопросы.

Вместо эпилога:

Миф о «греховности женщины» прожил две тысячи лет, сменив множество масок — от библейского соблазна до современных «женщины-виновницы мужских ошибок». Но в XXI веке он уже не работает. Современный человек всё чаще понимает: источник моральных выборов — не пол, а личность.

Новости конфессий

Православных батюшек призвали быть осторожней в проповедях

Священнослужителям Русской православной церкви рекомендовано проявлять осторожность при выступлениях в храмах, чтобы не допустить искажения их слов в соцсетях и масс-медиа.

 
40 копий Ганжура переданы буддийским учреждениям Монголии

11 ноября монастырь Гандантэгченлин, центр буддизма в Монголии, совместно с посольством Индии в Монголии передал 40 комплектов монгольского Ганжура буддийским монастырям и учреждениям по всей стране.

 
Забайкалье помогает восстановить разрушенный вандалами субурган в ДНР

Возведенный бойцами спецоперации и пострадавший от вандалов буддийский субурган в Донецкой Народной Республике стали восстанавливать, сообщил в своем Telegram-канале губернатор Забайкалья Александр Осипов.

 
Нашелся православный батюшка, обвиняющий в мужском криминале женщин

Недавнее высказывание протоиерея Михаила Швалагина вызвало бурную реакцию в обществе. Священник заявил, что мужчины совершают преступления из-за женщин, которые «слишком многого хотят». Фраза, сказанная в проповедническом контексте, мгновенно превратилась в предмет общественной дискуссии и интернет-мемов.

 
Патриарх Кирилл предрекает Апокалипсис

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что человечество неизбежно приближается к апокалипсису. Об этом он сказал на фестивале «Вера и слово», проходившем в зале церковных соборов храма Христа Спасителя.

 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок