Думы о Думе: 10 лет спустя

Сергей ШМИДТ   
31.08.2021 08:59

Сергей ШМИДТ - серия статей

Студент, учившийся у меня десять лет назад, прислал сканы своих конспектов моих лекций по политологии, читанных весной 2011-го года. 2011-й тоже был годом думских выборов, и я рассуждал на одной из лекций о двух на них самых больших проблемах партии действующей власти – «Единой России». Во-первых, «Единая Россия» всем надоела (сказано 10 лет назад). Во-вторых, «Единая Россия» не может позволить себе самую интересную для избирателей политтехнологическую игру – борьбу с каким-нибудь «врагом». А ты попробуй заинтересуй избирателя и замани его на участки без «зигфридовой» борьбы с каким-нибудь «драконом». Без врага и его мочилова, с одной так называемой «позитивной повесткой», нет будоражащей интриги, нет увлекательного сюжета. У КПРФ, например, есть огромное преимущество на полях выборных сражений – у нее есть «враг». Не уверен, правда, что КПРФ умеет так уж толково этим «врагом» пользоваться.

Прошло десять лет. Могу повторить оба тезиса про слабые места «Единой России» – надоела и вынуждена действовать на выборах без образа врага. В самом деле, не с Америкой же ей на выборах сражаться? Во-первых, война с Америкой это тема Верховного главнокомандующего. Путинские соколы-фельдмаршалы – Лавров и Шойгу – на топовых местах в списке «Единой России», но дела это не меняет. Поэтому Лавров в лучшем случае отмазывает Сталина от западных очернителей, а Шойгу вообще вынужден возводить города-миллионники в сибирской тайге. Америка и НАТО это работа Путина, а не партии Путина на выборах.

К ставшей неизменной паре слабостей «Единой России» за эти 10 лет добавилось еще повышение пенсионного возраста. Судя по тому, что в той или иной степени подконтрольным Кремлю КПРФ и «Справедливой России» разрешили давать несбыточное обещание вернуть возраст выхода на пенсию к советским показателям, тема эта не признана властью совсем уж критической, но атмосферы вокруг «Единой России» она не озонирует это точно.

Правда на все три болезненных места есть у «Единой России» три эффективных пластыря – сам Путин, административный ресурс на местах и большие медиа («государственный телевизор»). Поэтому ничего катастрофического на сентябрьских выборах партии действующей власти не грозит, пусть и думских мандатов она получит меньше, чем в 2016 году.

Если собственные лекции по политологии из весны десятилетней давности мне помог освежить в памяти бывший студент, то свои краткосрочные прогнозы осени 2011-го года (выборы в Думу тогда были в декабре) я прекрасно помню и, что особенно интересно, могу повторить один в один в отношении выборов, которые произойдут через три недели.

После выборов нас ожидает «пир победителей». Все объявят себя победителями. «Единая Россия» – потому что она получит большинство мандатов. Сейчас сохраняется интрига, будет ли это простое большинство или конституционное (интрига так себе – вместе с верными союзниками типа «Справедливой России» и ЛДПР, а также с ситуационным союзником КПРФ это не имеет значения), но насчет большинства сомневаются разве что совсем отлетевшие навальнисты. Коммунисты объявят себя победителями, потому что получат мест больше, чем в предыдущей Думе. ЛДПР объявит себя победительницей, потому что каждый избирательный сезон ей предрекают падение в связи с дряхлением Жириновского, а Жириновскому и его партии всё как с гуся вода. «Справедливая Россия» объявит себя победительницей, потому что социология опять показывала ее балансирование на грани пятипроцентного барьера. Если в Думу попадет какая-нибудь пятая партия (поговаривают, что чудо может случиться с «Новыми людьми», про «Яблоко» в этом смысле позабыли), то она не будет нуждаться в подсказках, как ей выставить себя победительницей.

Подчеркну: ровно это я говорил 10 лет назад и готов повторить слово в слово и сейчас. Это к вопросу о том, насколько далеко продвинулась политика в России – а ведь 10 лет назад, во время Болотной площади казалось, что она далеко продвинется.

10 лет назад прогнозы сбылись – думаю, что и сейчас сбудутся – однако тогда же случилось и то, что мало кто ожидал, я вот точно не прогнозировал. Речь о помянутой Болотной площади, действительно массовых протестах, направленных на делегитимизацию итогов тогдашних выборов. Я, кстати, полагаю, что Болотная площадь зимой 2011-2012 гг. и сбитый «Боинг» летом 2014 года – это самые серьезные вызовы, с которыми сталкивался путинский режим в минувшее десятилетие, каждый из них нёс реальную угрозу его обрушения или сноса. Все остальное для этого режима было мелочами и шелухой.

Ключевая интрига выборов 17-19 сентября – не предпримет ли оппозиция (на которую в этом году обрушились полноценные репрессии) попытки делегитимизировать их результаты? Никакой особой подготовки к этому мы не видим. Впрочем, ее не было и в 2011 году. Александр Кынев, «мелкий бес оппозиционной политологии», обрисовал примерные черты того, как делегитимизация может произойти на уровне коллективной психологии. Люди, с одной стороны, будут знать, что «Единая Россия», как партия, не получила и половины голосов, с другой стороны, они узнают, что у «Единой России» большинство в Думе (за счет одномандатников), и это взорвет им мозг. Может быть. Мне кажется, что мозг у людей взрывается только тогда, когда в нем агитационными методами поджигают запал. Будет он поджигаться или нет, мы узнаем всего через три недели.

Сергей ШМИДТ - серия статей

Серия статей Сергея Шмидта

Уроки советского

Я давным-давно живу в соответствии с мудрым принципом, подсказанным одним старшим товарищем: «Если ты не можешь ничего изменить, ты должен попытаться хотя бы понять». У меня даже футболка с этими словами есть, специально заказал и надеваю, если предстоит общение с какими-нибудь фрустрированными по политике балагурами.

 
Борец с ветряными иблисами

Перелома на полях сражений за минувший месяц не произошло – ни решительного, ни коренного. Позволю себе, чуть ли не в первый раз за боевой год, написать о делах внутренних, а не боевых и внешнеполитических. Репертуар внутриполитических тем у нас не такой уж богатый и, на мой вкус, одна из самых интересных тем в нём – Медведев. Дмитрий Анатольевич. После 2012 года политик из стратегического резерва главного политического командования, а ныне самый лютый из всех российских блогеров. В сравнении с которым сам Рамзан Ахматович выглядит образцом толстовского смирения и пацифизма.

 
Рождение нации из грохота пушек

Год минул. В Лужниках состоялось хоровое пение Цоя. Я немного удивился, что пели «Группу крови». Думал, что «Звезду по имени Солнце» с необходимыми правками:

 
Танки идут ромбом

Январская история с «Леопардами» – довольно интересный сюжет, как на тему замысловатости политической жизни в демократиях, так и на тему взаимодействия внутренней и внешней политики. Канцлер Шольц по причинам, которые могут быть самыми разными, танки Украине давать не хотел. Но министр иностранных дел его правительства – госпожа Анналена Бербок, которую топовый публицист нашего времени Дмитрий Медведев назвал «малограмотной германской бабкой» (бабке 43 года, она младше Медведева на 15 лет) – полезла поперёк канцлера в пекло и объявила, что танки будут поставлены. Шольц был вынужден смириться, ибо если бы он дезавуировал реплику собственного министра, та могла бы устроить обрушение коалиционного правительства, которое и так с трудом удалось сколотить. Напомню, что «начинающая бабка» состоит в партии Зеленых, а Шольц из СДПГ. Если что, пересказал эту историю со слов Алексея Венедиктова*, одному из немногих публичных спикеров, к которому я сохранил доверие.

 
Знак беды — знак вопроса

Видит бог, я из тех мелких жуликов от гуманитаристики, прячущихся под якобы солидной вывеской «политолог», что совершенно не стесняются полного провала своей аналитики и прогнозов. В моей «политологической» жизни таких суперпровалов было два и 2022-й год один из них. Моя годичной давности уверенность в том, что никакого перевода отношений России с Украиной в формат – в очередной раз воспользуюсь красивым словосочетанием от Владислава Суркова – «контактной геополитики» не будет, и мои сарказмы в адрес тех, кто допускал такой вариант развития событий, были настолько безальтернативными, что у меня сегодня просто не поднимается рука ставить ссылки на то, что я писал в конце прошлого года и в начале нынешнего (уходящего). Не хочу заметать свои ошибки под ковер, я совершенно не стесняюсь своих ошибок, просто все оказалось настолько другим, чем мне казалось год назад, что позволю себе просто не выставлять лишний раз на всеобщее обозрение свидетельства своего фиаско.

 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок