Прекрасная Россия будущего года

Сергей ШМИДТ   
28.12.2018 15:27

Сергей Шмидт

Предновогодние дни – суматошные, поэтому позволю себе последний в 2018 году выпуск «Срока» сделать сумбурным, эмоциональным. Ноль аналитики и рассудительности.

Денис Г., самый известный шоумен города И., отведший невообразимое количество новогодних торжеств, заметил недавно, что практически не помнит случая, чтобы тостующие на торжествах не называли уходящий год «сложным» и не озвучивали надежды на то, что следующий год таким, каким был уходящий, не будет. В общем, и я со своим куцым опытом готов присоединиться к этому наблюдению. В последние десять лет я не припоминаю, чтобы люди хвалили уходящий год и смотрели на год приходящий с уверенным оптимизмом. Вроде бы легкая «светлость» была, когда встречали 2014-й, и это все, пожалуй. 2014-й, кстати, оказался грозовым и все нынешние «мрачности» так или иначе с тем годом связаны.

Так вот. 2018-й год был очень хорошим, преотличным, я бы сказал. И дай бог, чтобы следующий год был просто таким же, каким был 2018-й. Сугубо формально мы имеем все шансы, чтобы прожить в следующем году возможно последний спокойный год в новейшей истории.

Объясняю. Как бы ни колебалась цена на нефть, совершенно точно, что для поддержания бюджетных основ общественного спокойствия денег, получаемых и накопленных, в 2019 году хватит.

Но главное – это будет последний год, которого всерьез не коснется проблема-2024, проблема транзита власти после окончания четвертого срока В.В. Путина. В 2020 году уже будет решаться проблема выборов в Государственную Думу-2021. Эта будущая Дума принципиально важна, потому что именно она будет действовать в год транзита. А вот 2019-го года это все не касается, поэтому и можно ожидать, что он будет последним спокойным годом… ожидания.

Ожидания всех тех бурных процессов и событий, которые выглядят практически неизбежными. Мне кажется, что этот режим ожидания уже запустился в уходящем году. Все чего-то ждут. Стараются ничего не делать, потому что не очень понятно, что делать. Это касается власти, общества, системных политических сил, политических сил оппозиционных… всех! Есть такое ощущение, что даже любимое развлечение российской политизированной публики – давать катастрофические прогнозы – пошло на убыль. Приутихли ветераны субкультуры «могильщики путинского режима», которой в этом году, кстати, исполнилось десять лет, с чем всех поздравляю. Объявлять каждый завтрашний день днем похорон путинского режима вошло в моду как раз в 2008 году, из-за тогдашнего кризиса и падения цен на нефть. Впрочем, все возможные прогнозы сделаны и уже по нескольку раз. Остается только ожидать, чтобы хоть один из них хоть как-то начал сбываться.

Ждут усталые игрушки. Поневоле вспоминаются любимые историками слова Сергея Соловьева, сказанные им в лекции о Петре Первом: «Народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился». Вот так и современная Россия ждет – не уверен, что вождя, не уверен, что она ждет именно кого-то, скорее, ждет чего-то. Хоть черного лебедя какого-нибудь. Любой сдвижки-подвижки, которая элементарно позволит хоть как-то представить будущее, которое сейчас вообще никак не просматривается – ни в виде открытых возможностей, ни в виде неотвратимой судьбы.

В этой атмосфере всеобщего ожидания все зреющие нарывы нашей жизни словно выбирают - то ли все-таки лопнуть, то ли начать рассасываться? Нарывы тоже не могут ни на что решиться.

В общем, желаю всем хорошего нового года! Года ожидания. Ну а фиксировать различные аспекты и нюансы этого ожидания я продолжу в новом году – в ежемесячных выпусках проекта «Срок». С продолжением срока и наступающим новым годом, друзья!

Сергей ШМИДТ - серия статей

Серия статей Сергея Шмидта

Уроки советского

Я давным-давно живу в соответствии с мудрым принципом, подсказанным одним старшим товарищем: «Если ты не можешь ничего изменить, ты должен попытаться хотя бы понять». У меня даже футболка с этими словами есть, специально заказал и надеваю, если предстоит общение с какими-нибудь фрустрированными по политике балагурами.

 
Борец с ветряными иблисами

Перелома на полях сражений за минувший месяц не произошло – ни решительного, ни коренного. Позволю себе, чуть ли не в первый раз за боевой год, написать о делах внутренних, а не боевых и внешнеполитических. Репертуар внутриполитических тем у нас не такой уж богатый и, на мой вкус, одна из самых интересных тем в нём – Медведев. Дмитрий Анатольевич. После 2012 года политик из стратегического резерва главного политического командования, а ныне самый лютый из всех российских блогеров. В сравнении с которым сам Рамзан Ахматович выглядит образцом толстовского смирения и пацифизма.

 
Рождение нации из грохота пушек

Год минул. В Лужниках состоялось хоровое пение Цоя. Я немного удивился, что пели «Группу крови». Думал, что «Звезду по имени Солнце» с необходимыми правками:

 
Танки идут ромбом

Январская история с «Леопардами» – довольно интересный сюжет, как на тему замысловатости политической жизни в демократиях, так и на тему взаимодействия внутренней и внешней политики. Канцлер Шольц по причинам, которые могут быть самыми разными, танки Украине давать не хотел. Но министр иностранных дел его правительства – госпожа Анналена Бербок, которую топовый публицист нашего времени Дмитрий Медведев назвал «малограмотной германской бабкой» (бабке 43 года, она младше Медведева на 15 лет) – полезла поперёк канцлера в пекло и объявила, что танки будут поставлены. Шольц был вынужден смириться, ибо если бы он дезавуировал реплику собственного министра, та могла бы устроить обрушение коалиционного правительства, которое и так с трудом удалось сколотить. Напомню, что «начинающая бабка» состоит в партии Зеленых, а Шольц из СДПГ. Если что, пересказал эту историю со слов Алексея Венедиктова*, одному из немногих публичных спикеров, к которому я сохранил доверие.

 
Знак беды — знак вопроса

Видит бог, я из тех мелких жуликов от гуманитаристики, прячущихся под якобы солидной вывеской «политолог», что совершенно не стесняются полного провала своей аналитики и прогнозов. В моей «политологической» жизни таких суперпровалов было два и 2022-й год один из них. Моя годичной давности уверенность в том, что никакого перевода отношений России с Украиной в формат – в очередной раз воспользуюсь красивым словосочетанием от Владислава Суркова – «контактной геополитики» не будет, и мои сарказмы в адрес тех, кто допускал такой вариант развития событий, были настолько безальтернативными, что у меня сегодня просто не поднимается рука ставить ссылки на то, что я писал в конце прошлого года и в начале нынешнего (уходящего). Не хочу заметать свои ошибки под ковер, я совершенно не стесняюсь своих ошибок, просто все оказалось настолько другим, чем мне казалось год назад, что позволю себе просто не выставлять лишний раз на всеобщее обозрение свидетельства своего фиаско.

 

История Оксаны Костиной, художественная гимнастика

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок