Наказание за телефон на «зебре»: пешеходов будут штрафовать наравне с водителями |
| ИА БайкалИнформ | |||||||||||||||
| 18.08.2025 09:42 | |||||||||||||||
|
Водителей и пешеходов хотят уравнять в ответственности. Размышляет Николай Яременко, главред ИА «РосБалт», доцент Финансового университета
Российские дороги — это не только полотно асфальта, но и арена постоянных столкновений интересов: водителей, пешеходов, велосипедистов. Каждая сторона по-своему права и по-своему несет риски. В этой вечной борьбе за безопасность и соблюдение правил предложение о введении штрафа в 2 тысячи рублей за пересечение пешеходного перехода в наушниках и с телефоном в руках звучит как очередной, казалось бы, драконовский, но на деле — весьма логичный и даже справедливый шаг. Да, это очередное ужесточение правил, очередная попытка государства регулировать нашу повседневную жизнь, но в данном случае с аргументами сложно поспорить. Вице-президент Движения автомобилистов России Ольшанский, чьи слова прозвучали в новостях, выражает консолидированную позицию многих водителей: «Нам нужен такой штраф, потому что водителей со всех сторон прижали: по телефону говорить нельзя, детское кресло обязали ставить. А пешеход все еще находится вне наказания». И в этом есть глубокая правда. Долгое время законодательство и общественное сознание фокусировались преимущественно на ответственности водителей, возлагая на них почти исключительную вину за ДТП с участием пешеходов. Безусловно, водитель управляет источником повышенной опасности и должен быть максимально внимателен. Однако безопасность дорожного движения — это двухсторонний процесс, и безответственное поведение пешеходов является не менее, а порой и более значимым фактором в создании аварийных ситуаций. Представьте себе картину, ставшую, увы, обыденностью: человек, уткнувшись в экран смартфона или погруженный в музыку, шагает по пешеходному переходу. Его голова опущена, взгляд прикован к виртуальному миру, уши изолированы от звуков улицы. Он не слышит приближающегося автомобиля, не видит жестов водителя, не реагирует на сигнал клаксона. Фактически он превращается в «зомби», пересекающего проезжую часть. В этот момент он становится источником повышенной опасности не только для себя, но и для водителя, который может не успеть среагировать, резко затормозить, создав аварийную ситуацию для других участников движения, или, что самое страшное, совершить наезд. Статистика неумолима: отвлечение внимания — одна из главных причин ДТП. И это касается не только водителей. Если водитель, разговаривающий по телефону, подвергает риску себя и окружающих, то почему пешеход, находящийся в столь же отвлеченном состоянии, должен быть исключением? Переход улицы, особенно оживленной, требует максимальной концентрации и использования всех органов чувств: видеть, слышать, оценивать скорость и расстояние. Наушники и телефон в руках лишают пешехода этих жизненно важных инструментов восприятия. Это не просто неудобство для водителя; это прямая угроза его жизни и здоровью, а также жизни и здоровью самого пешехода. Аргумент «пешеход всегда прав» несправедлив, когда «правота» граничит с безрассудством. Конечно, водитель обязан принять все меры для предотвращения наезда, но у него есть свои физические и технические пределы. Введение штрафа за отвлечение внимания пешехода на «зебре» — это не попытка переложить ответственность с водителя на пешехода, а стремление к более сбалансированному распределению рисков и обязанностей. Это сигнал: безопасность на дороге — общая ответственность. Каждый участник движения должен быть внимателен и предсказуем. Вопрос отслеживания по камерам, безусловно, вызовет споры о приватности и технической реализуемости. Однако, если камеры уже фиксируют непристегнутые ремни безопасности и разговоры по телефону за рулем, то распознавание характерной позы и наличия телефона у уха или в руках пешехода не выглядит чем-то невозможным. Это потребует доработки систем, но технологически осуществимо. Главное здесь не столько фискальная функция штрафа, сколько его превентивная роль. Сам факт угрозы штрафа, пусть даже не каждого нарушителя удастся поймать, способен значительно изменить поведение пешеходов, заставив их быть более внимательными. В итоге, предложение о штрафе за наушники и телефон на пешеходном переходе — это не просто очередное ужесточение, а попытка восстановить здравый смысл и баланс в правилах дорожного движения. Это признание того, что в условиях современной городской среды, насыщенной гаджетами и отвлечениями, безопасность требует от каждого участника дорожного движения максимальной бдительности. Болезненный, но необходимый шаг к созданию более ответственного и, как следствие, более безопасного дорожного пространства для всех.
|


