РЖД и Приангарье подпишут меморандум в рамках модернизации БАМа и Транссиба

Ольга Шарипова   
21.08.2020 22:44

Правительство Иркутской области и РЖД 27 августа подпишут меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Госкорпорация возьмёт на себя некоторые обязательства в рамках реконструкции БАМа и Транссиба и принятых в связи с этим послаблений по прохождению различных процедур относительно проектирования объектов. Об этом стало известно 20 августа на пресс-конференции.

Речь идёт о законе, который всполошил общественность, поскольку в публичном поле озвучивалось, что он разрешит массовые вырубки леса в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Однако и представители правительства Иркутской области, и РЖД уверяют: лес будут валить локально. По всей территории, включая Приангарье и Бурятию, планирует вырубить 41 га леса.

– Значительная часть проектов РЖД уже получила необходимые заключения. Мы тоже проверили и поняли, что никаких массовых вырубок не будет. Будут небольшие рубки не особо ценных пород в рамках отвода, – прокомментировал исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов.

По словам заместителя начальника ВСЖД Александра Парщикова, на обеих магистралях в модернизации нуждаются 108 участков. И дело не в том, что БАМ и Транссиб обветшали. Необходимость продиктована тем, что экономика России на сегодня переориентировалась на восток, огромное количество грузов идёт в страны Юго-Восточной Азии. Топ-менеджер предприятия отметил, что за последний год почти в четыре раза увеличились контейнерные перевозки, значительно выросли поставки угля и руды. А вот перевозки леса, в связи с ужесточением регионального законодательства, сократились почти на четверть. Кроме того, перед РЖД стоит задача обеспечить грузоперевозки с востока на запад страны за неделю.

Чтобы как можно быстрее пошёл процесс модернизации железнодорожных путей, и был инициирован новый проект. Теймур Магомедов отметил, что вопрос не в вырубках, которые и так разрешены для строительства линейных объектов (впрочем, тут стоит напомнить, что ОЭЗ «Ворота Байкала», которая находится также в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, долгое время стагнировала, в том числе, потому что не могла добиться разрешения на вырубку лесосек под дороги и ЛЭП – прим. ред). Документ на федеральном уровне лишь упростил юридическую сторону, обеспечив послабления для РЖД в части сроков прохождения всевозможных экспертиз.

Сейчас в разной степени готовности находятся 34 проекта. Александр Парщиков рассказал, что они предполагают строительство более 7 километров шумозащитных экранов и девять канализационно-очистных сооружений.

– Могут быть такие работы: капитальный ремонт уже существующего моста, то есть там никаких рубок вообще не предполагается. Но нужно смотреть, что с водоотводом, возможно, там нужны канализационно-очистные сооружения, – поясняет он. – Что касается территории БАМа, то когда он строился, сразу укладывалась насыпь под второй путь, потому там рубка леса вообще не предусматривается.

На всех этапах работ качество воды, воздуха и почвы будут контролироваться лабораториями в структуре РЖД. Одна такая расположена в Северобайкальске, откроется подобная и в Иркутске. Также компания, как и положено, проведёт компенсационные мероприятия. В частности, предусмотрено лесовосстановление на площади более 30 га и зарыбление озера Байкал и рек, впадающих в него. На это выделено 6 млн рублей.

Однако меморандум, который подпишут региональные власти и РЖД, позволит более углубленно подойти к вопросу сохранения окружающей среды. Документом предусмотрено, например, финансирование со стороны госкорпорации научных работ по восстановлению краснокнижных видов животных и растений в Прибайкальском нацпарке и Кочергатском заказнике в Иркутском районе. Также компания возьмёт шефство над некоторыми памятниками природы. Например, она обустроит Шаманский мыс и Слюдянские озёра в Слюдянке, страдающие от неорганизованных туристов. Закрепили за РЖД и обязательство убирать от мусора береговую полосу Байкала от Порта Байкал до границы с Бурятией.

– На прошлой неделе у нас была очень представительная трёхчасовая встреча, на которой общественники могли задавать РЖД любые вопросы. Мы видим сейчас, что в проекте меморандума учтены все наши предложения, – отметила председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы Вера Шлёнова. – Более того, РЖД не препятствует нам в посещении любого объекта модернизации, чтобы мы могли обеспечить общественный контроль. Думаю, что уже в ближайшее время появится план поездок, и мы начнём их проводить.

Кстати, в меморандуме в целом особое внимание уделено открытости модернизации БАМа и Транссиба. Для этого планируется создать единый интернет-портал, где будет вестись круглосуточная трансляция с объектов строительства, появится горячая линия, по которой любой человек сможет получить всю необходимую информацию. Также РЖД опубличит все технические регламенты и обязуется каждый месяц отчитываться перед общественность за каждый из объектов.

Новости экологии

Машина сбила косулю на Байкальском тракте

Автомобиль сбил косулю на Байкальском тракте в Прибайкальском национальном парке недалеко от поселка Никола Иркутского района 17 апреля. О повреждениях авто ничего не известно: водитель сбежал с места аварии.

 
Развитие экокультуры среди населения Иркутской области обсудили на молодежном экологическом форуме

Третий всероссийский молодежный экологический форум «ЭкоМолодежь-2024» прошел в Иркутске в центральном офисе Байкальского банка, сообщает пресс-служба Сбера.

 
Медведи проснулись в Баргузинском заповеднике

Первые в 2024 году следы косолапого в Баргузинском заповеднике были обнаружены в середине апреля, недалеко от полевой базы «Давша», сообщает пресс-служба «Заповедного Подлеморья».

 
Рослесхоз: Иркутская области готова к пожароопасному сезону

В Иркутской области завершила работу комиссия Рослесхоза под председательством заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Юрия Иванько.

 
Объем незаконных рубок леса в Иркутской области за пять лет снизился в 15 раз

В Иркутской области с 2019 по 2023 годы снизились все показатели по незаконной заготовке древесины – количество таких случаев, объем рубок и причиненный ущерб. Об этом сообщает пресс-служба регправительства.

 

История Оксаны Костиной, художественная гимнастика