Депутаты Заксобрания заявили о необходимости доработки проекта стратегии развития Иркутской области

Ольга Шарипова   
26.10.2016 10:25
Депутаты ЗС Иркутской области раскритиковали проект стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, представленный парламентариям 24 октября правительством Приангарья.

– Депутаты ЗС внимательно изучили представленную стратегию и пришли к выводу, что она должна быть существенно доработана, – цитирует пресс-служба облпарламента спикера Сергея Брилку. – В проекте обозначено, чего мы должны добиться, но не написано – каким образом, за счет каких конкретных мероприятий.

С основным докладом о стратегии, разработанной региональным Минэкономразвития, выступил зампред правительства Иркутской области Антон Логашов. Документ состоит из семи разделов и пяти приложений. В нём определены такие основные стратегические задачи, как обеспечение достойных условий жизни, создание возможностей для работы и бизнеса и повышение эффективности государственного управления.

Прогнозные значения целевых показателей и ожидаемых конечных результатов реализации стратегии были рассчитаны в двух вариантах – реалистичном и оптимистичном. Прогнозируется, что к 2030 году в сравнении с 2014 годом будет обеспечен рост ВРП в сопоставимых ценах по реалистичному варианту на 48,9%, по оптимистичному – на 81%.

При этом в структуре ВРП прогнозируется снижение доли добычи полезных ископаемых с 20% до 17% и рост доли обрабатывающих производств с 13% до 17%. Объем ВРП на душу населения также должен увеличиться – с 375,5 тысяч рублей на человека в 2014 году до 558,8 тысяч рублей на человека по реалистичному варианту или до 677,4 тысяч рублей на человека по оптимистичному.

В стратегии выделены 10 ведущих отраслевых производственных комплексов, вносящих наибольший вклад в экономику региона – топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный, строительный и транспортно-логистический.

Развитие этих комплексов основывается на строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири», создании энергетических мощностей для крупнейших инвестпроектов (золотодобыча в Бодайбинском районе, освоение Зашихинского месторождения редкоземельных металлов), строительстве Тайшетской анодной фабрики и Братского металлургического завода, обеспечении импортозамещения в авиастроении, продовольственной безопасности, повышении глубины переработки древесины на предприятиях лесного комплекса.

В стратегии выделены шесть опорных территорий развития, для которых в едином комплексе будет строиться необходимая инфраструктура: Саяно-Иркутская, Тулуно-Тайшетская, Усть-Кутско-Ленская, Усть-Илимско-Катангская, Братская и Бодайбинская.

– При изучении проекта Стратегии не складывается общая картина проблем региона, – заметил Сергей Брилка. – Приведён анализ и прогноз не всех показателей социально-экономического развития, а проблемы развития региона проанализированы в отрыве от общероссийской ситуации и без учета межрегионального взаимодействия. Отсутствует встроенность мероприятий стратегии в федеральные целевые программы и концепции, а значит, федеральному центру не будет виден потенциал Иркутской области для решения общероссийских задач.
Вице-спикер областного парламента, председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова попросила внимательнее посмотреть на деление по территориям развития, а также на проекты, планируемые к реализации в данных территориях, так как не весь потенциал районов учтен. Например, в Тайшетском районе делается акцент на строительстве анодной фабрики, при этом ничего не сказано о строительстве алюминиевого завода, а в дальнейшем развитии Чунского района не учтены проекты Группы «Илим».

– Мало цифр, конкретных мероприятий, нет амбициозных планов развития и планов реализации налоговой стратегии, необходимо изменить подачу материала, – заметила Наталья Дикусарова. Отсутствие амбициозности в поставленных правительством задачах отметил и депутат Госдумы думы Сергей Тен.

По словам вице-спикера ЗС, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина, из проекта стратегии не видно развития высшей школы в Иркутской области.

– Этот вопрос выходит за пределы полномочий регионального правительства, но без развития образования мы не можем говорить о развитии региона в целом, – сказал депутат. Как сообщил Антон Логашов, стратегия, согласно требованиям федерального законодателя, разрабатывается только в соответствие с полномочиями исполнительной власти региона, работа по развитию высшей школы будет вестись, но не в рамках стратегии.

– По сути, экономика региона так и остается ресурсной, нет развития интеллектуальной экономики, – отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству Заксобрания Ирина Синцова. По её мнению, также в стратегии должны быть учтены решение проблем экологии, развития молодёжной политики, а также решение наболевших вопросов по формированию заработной платы, в том числе касающихся начисления районного коэффициента и процентных надбавок на МРОТ.

Как заметил председатель комиссии по регламенту областного парламента Владимир Матиенко, Иркутская область находится на последнем месте в Сибирском Федеральном округе по обеспеченности жителей спортивными сооружениями, поэтому вопросам развития физической культуры и спорта в стратегии должно быть уделено особое внимание. Депутаты ЗС Дмитрий Ершов и Александр Лобанов подчеркнули, что в проекте не учтены стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области.

Кроме того, свое мнение о проекте стратегии сформировала и Контрольно-счетная палата Иркутской области. По мнению председателя региональной КСП Ирины Морохоевой, аудиторы также пришли к выводу, что документ нуждается в серьёзной доработке, а его позднее принятие может неправильно отразиться на формировании областного и местных бюджетов. По её словам, в документе обязательно должны быть данные 2014 года, на базе которого и выстраиваются дальнейшие показатели. Аудит стратегии выявил и ряд некорректных данных.

Подводя итог обсуждения, председатель комитета по собственности и экономической политике областного парламента Ольга Носенко сообщила, что в ходе этого и прошедших рабочих совещаний парламентарии сформировали обобщенный перечень замечаний.

В частности, было отмечено, что согласно стратегии не предполагается вклад в развитие фундаментальной науки, способной обеспечить инновационный прорыв в различных сферах экономики, в документе не прописаны механизмы финансирования профилактики заболеваний, повышения доступности медицинской помощи для населения региона. При заявленных задачах – более чем в два раза увеличить к 2030 году объем ввода жилья на 1 человека – не указан алгоритм и взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей.

Раздел о развитии опорных территорий основан только на дальнейшем освоении недр и работе предприятий добывающей промышленности, не приведены программы развития этих предприятий, не ясно как они будут участвовать в реализации стратегии, что получат от их работы бюджет и экономика. Нет описания новых инвестиционных, действительно, опорных проектов на ближайшее будущее. Недостаточно раскрыты в проекте стратегии или рассматриваются в непосредственной взаимосвязи только с направлениями развития добывающего сектора экономики и вопросы развития транспортной инфраструктуры.

Также замечания депутатов касались развития лесного комплекса Приангарья, обеспечения продовольственной безопасности, нехватки квалифицированных кадров, обеспечения качественной питьевой водой поселений, развития малого и среднего бизнеса.

Министр экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина согласилась с доводами парламентариев. Она сообщила, что на процесс формирования областного бюджета, к которому правительство совместно с депутатами приступит в ближайшее время, непринятие проекта стратегии не повлияет, так как бюджет формируется на основе прогнозного плана социально-экономического развития области.

Было принято решение для доработки проекта стратегии сформировать профильные рабочие группы с участием постоянных парламентских комитетов и комиссий ЗС.



Новости экономики и бизнеса

В 2024 году 16% опрошенных предпринимателей занимались расширением бизнеса

Сбер, Минэкономразвития и Фонд общественного мнения исследовали настроения в предпринимательской среде в первом кварталее 2024 года. Об этом сообщает пресс-служба Сбера.

 
С мая клиенты ВТБ могут оформить ипотеку в Крыму

В мае клиенты ВТБ смогут получить ипотеку на покупку жилья в Крыму. Провести сделку можно будет дистанционно из любого региона или в четырех офисах РНКБ в Симферополе, Евпатории, Севастополе и Ялте. Кроме того, оформить кредит на объекты полуострова клиенты смогут в любом отделении ВТБ в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

 
Опрос ВТБ: сколько сибиряков используют СБП

Более 70% сибиряков пользуются услугами переводов самому себе в разные банки через СБП. Сумма переводов в большинстве случаев не превышает 20 тыс. рублей в месяц, но с 1 мая может увеличиться. Россияне, и сибиряки в частности, выбирают банки, оценивая программы лояльности, ставки по депозитам, надежность и удобство мобильных приложений. Таковы результаты опроса*, проведенного ВТБ и банком «Открытие».

 
ВТБ рассказал о росте портфеля рублёвых пассивов

С начала года портфель рублевых пассивов ВТБ вырос на 12% (760 млрд рублей) и превысил 7 трлн. Общий портфель сбережений розничных клиентов банка достиг 7,6 трлн, рост с начала года – 11%. Об этом сообщил заместитель президента-председателя правления ВТБ Георгий Горшков.

 
ВТБ видит, что популярность сбережений в юанях растёт

ВТБ планирует к концу года занять 25% рынка пассивов в китайских юанях физлиц и увеличить свой портфель до 23 млрд юаней. По прогнозам банка, рынок розничных сбережений в китайской валюте в этом году может вырасти примерно на 25 млрд юаней, а портфель – достичь 90 млрд. В результате к концу года юань может занять около 30% всех валютных сбережений населения. Об этом заявил заместитель президента — председателя правления ВТБ Георгий Горшков.


 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок