Объем рынка готового бизнеса в Иркутской области в прошлом году увеличился

Ольга Шарипова   
24.01.2012 12:05

Обзор рынка готового бизнеса Иркутской области по итогам 2011 года подготовлен Консалтинговой компании «Бизнес-Эксперт». Как сообщил «Телеинформу» руководитель компании Олег Змановских, в 2010 году на региональном рынке готового бизнеса выявились две противоположные, разнонаправленные тенденции. Количество предприятий, предлагаемых на продажу, заметно выросло, но объем рынка при этом столь же заметно упал. «Наш анализ показал, что причина этого – резкое снижение средней стоимости продаваемого бизнеса», - отметил Олег Змановских. Сохранилась ли эта тенденция в 2011 году?



Аналитики из «Бизнес-Эксперта» представили общую характеристику регионального рынка готового бизнеса. В частности, в исследовании отмечается, что в 2011 году количество предлагаемых предприятий и объем рынка изменились в сторону увеличения. При этом предложение готового бизнеса выросло в 1,5 раза, а объем рынка – лишь на треть (в 1,32 раза).

География регионального рынка готового бизнеса традиционна. Как всегда, львиная доля (82%) предложений приходится на Иркутск, мизерная часть (2%) – на северные районы нашей области, оставшиеся 16% - на южные (кроме областного центра).

Средний возраст предлагаемых предприятий - 5,2 года. На 6% выросло предложение торговых предприятий, на 5% упало предложение в сфере услуг. При этом аналитик фиксирует интересную закономерность последних лет: с каждым годом предложение торгового бизнеса неуклонно растет, а предложение предприятий сферы услуг так же неуклонно снижается.

Структура предложения в производственной сфере – по сравнению с предшествующим годом – осталась практически неизменной. Тройка лидеров прежняя: «пищевка», производство стройматериалов и деревообработка. Отмечается лишь существенный рост предприятий пищевой промышленности. Их предложение увеличилось в 2011 году почти на треть.

Как и в предыдущее годы, впечатляет разнообразие предлагаемых производственных предприятий – от изготовления ароматизаторов воздуха до свинофермы в окрестностях Иркутска.

В прошлом обзоре, посвященном итогам 2010 года, отмечалось, что впервые лидером по числу предложений в сфере услуг стал «красивый» бизнес (салоны красоты, парикмахерские, студии загара и т.п.). Он потеснил с первого места традиционного лидера – предприятия общественного питания. При этом «красивый» бизнес и «общепит», занимая 1-е и 2-е места, шли практически рядом, «ноздря в ноздрю», с разницей лишь в 1 процент (23 % и 22 % соответственно). Но уже в 2011 году «общепит» вернул утерянные позиции, причем сделал это оглушительно громко: теперь по числу предложений на рынке он опережает «красивый» бизнес аж в 2 раза.

«Других революционных изменений в сфере услуг в 2011 году, на мой взгляд, не случилось, - констатирует Олег Змановских. - Отмечу только, что эта сфера каждый год радует нас новыми и необычными бизнесами, впервые предлагаемыми на продажу в нашем регионе. Вот лишь некоторые из них: экстрим-парк на берегу Байкала; служба аварийных комиссаров; пейнтбольный клуб; букмекерская контора; фирма по организации свадебных прогулок; салон татуировки и пирсинга; детская игровая комната и др».

В сфере торговли за истекший год революционных изменений не произошло. Прежний лидер – продуктовый ритейл – еще больше укрепил свои позиции. Как и в производственной сфере, аналитики разделили продовольственный бизнес на 2 сегмента: торговлю продуктами питания и торговлю напитками (как алкогольными, так безалкогольными). Совокупная доля этих сегментов составляет 41% от общего числа предложений в сфере торговли. Интересно, что в сегменте торговли напитками 81% приходится на торговые точки разливного пива.

В 2 раза выросло предложение предприятий, торгующих обувью и одеждой. Опережающими темпами здесь растет число магазинов секонд-хэнд и сток. Все больше и больше предлагаются на продажу интернет-магазины. Сегодня это бизнес, как правило, копеечный (стоимостью от 10 тыс.рублей), но тенденция – налицо.

Как и в предыдущие годы, стоимость бизнесов, выставленных на продажу, колеблется в очень широких пределах. В 2011 году самый дешевый бизнес (из известных компании-аналитику) предлагался всего за 10 тысяч рублей. Это интернет-магазин женского белья. Самое дорогое предприятие – леспромхоз на севере Иркутской области – стоит 594 млн. рублей.

Средняя стоимость предприятий, выставленных на продажу в рассматриваемом году, составила 2,75 млн. рублей. И здесь налицо ярко выраженная тенденция: год от года предлагаемый бизнес неуклонно дешевеет. В итоге, за последние 4 года средняя стоимость действующих предприятий, предлагаемых на продажу в нашем регионе, уменьшилась в 4,5 раза. Подавляющее большинство таких предприятий можно отнести к малому и даже к микробизнесу.

Как отмечают аналитики, 2011 год не стал периодом ажиотажного спроса на готовый бизнес: «Как и ранее, продолжается падение спроса на предприятия в сфере торговли. В производственной и строительной сферах он сохраняется на уровне прошлых лет. Приятным исключением остается лишь сфера услуг. Традиционно ликвидными, т.е. пользующимися спросом, являются кафе, салоны красоты, автосервисы, автомойки и ряд других аналогичных бизнесов. Вместе с тем, как и прежде, продать их по достойной цене сегодня, к сожалению, непросто. Из-за обилия предложений потенциальные покупатели весьма разборчиво (чтобы не сказать – капризно!) подходят к выбору объектов для своих инвестиций».

По-прежнему, снижается спрос на строительный бизнес и предприятия, производящие стройматериалы; невысок спрос на турбазы, базы отдыха и другие туристские объекты.

Инвесторы по-прежнему неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее 1 года. Особенно это относится к тем предприятиям, где требуются значительные капиталовложения – производство, «общепит», автосервисы и т.п.

С более полной версией исследования можно ознакомиться на сайте Иркутской Торговой газеты.

В бумажной версии газеты статья выйдет в четверг, 26 января.

 

 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок