По каким причинам россияне открывают бизнес? Что беспокоит предпринимателей?

ИА БайкалИнформ   
10.01.2024 16:40

Сбер изучил отношение россиян к предпринимательству в партнёрстве с Минэкономразвития и фондом «Общественное мнение», сообщает пресс-служба компании.

Треть россиян хотела бы открыть своё дело в ближайшие три года. Однако многие не уверены, что им хватит для этого знаний и умений, а каждый третий из желающих стать предпринимателями опасается потерпеть неудачу. Таковы результаты очередного исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), который Сбер проводит в партнёрстве с фондом «Общественное мнение» и Минэкономразвития.

Сколько в России бизнесменов

Как показало исследование, проведенное по итогам 2023 года, 21% россиян трудоспособного возраста (18-64 лет) вовлечены в предпринимательскую деятельность (с 2022 года этот показатель не изменился). Из них каждый третий опрошенный пока не стал полноценным владельцем бизнеса и находится на разных стадиях его создания – от интереса до реализации конкретных действий по открытию дела. Ещё примерно треть респондентов ответила, что уже имеет бизнес и хочет открыть ещё один. Столько же предпринимателей владеют бизнесом, но не предпринимают попыток открыть дополнительный.

По данным опроса, 14% из 21% россиян-бизнесменов владеют первым бизнесом или открывают его, а 7% в прошлом уже имели предпринимательский опыт.

Большинство (35%) начинающих и опытных бизнесменов регистрируют своё дело, как индивидуальные предприниматели, 19% – самозанятые, 13% – юридические лица. Однако 32% пока никак его не оформили.

Опрос показал, что 16% россиян – бывшие предприниматели. Из них 56% закрыли своё дело более шести лет назад, 37% – более года назад, 6% – в течение последних 12 месяцев.

При этом 23% экс-предпринимателей основными причинами выхода из бизнеса назвали низкие доходы от бизнеса или банкротство, а 22% – личные обстоятельства: состояние здоровья, рождение ребёнка, смену деятельности, передачу дела детям и другие.

Есть ли интерес к предпринимательству

Исследователи проекта ПРИМ также изучили интерес россиян к предпринимательству. Опрос показал: 30% респондентов планируют открыть своё дело в ближайшие три года, и с прошлого года этот показатель не изменился. При этом больший интерес к предпринимательству проявляет молодежь. О таких планах сообщили 53% студентов и 41% людей в возрасте 18-35 лет.

Среди планирующих открыть своё дело 32% респондентов хотят оформить индивидуальное предпринимательство, 23% видят своё будущее в качестве самозанятого, а 5% собираются зарегистрировать юридическое лицо. При этом 36% пока не представляют, как будет оформлен их бизнес.

На вопрос, что вас мотивирует открыть своё дело, 38% опрошенных ответили, что хотят это сделать из-за необходимости заработать для себя и семьи, а 35% – чтобы самореализоваться. При этом о самореализации чаще говорит молодёжь 18-35 лет и жители городов-миллионников. А необходимость заработать больше мотивирует старшее поколение (54-64 года), жителей сельской местности и людей со средним образованием и ниже.

Для открытия бизнеса россиянам в первую очередь нужна помощь со стартовым капиталом (так ответили 59% опрошенных), обучением и консультациями (30%, чаще – женщины), а также юридической и информационной поддержкой (28%, чаще – жители мегаполисов).

Что мешает открыть дело

Несмотря на растущий интерес к бизнесу, многие россияне опасаются открывать своё дело. Большинство (42%) опрошенных считают, что у них для этого недостаточно знаний и квалификации, а 34% боятся потерпеть поражение. За прошедший год эти показатели практически не изменились.

Однако по сравнению с 2022 годом россияне стали позитивнее оценивать возможности для открытия бизнеса. Если год назад 39% респондентов отвечали, что в России несложно начать свой бизнес, сейчас таких уже 43%. А доля тех, кто считает, что в ближайшие полгода условия для начала бизнеса в их регионе будут хорошими, выросла с 22 до 25%.

Что волнует и заботит

Исследователи также задали вопрос россиянам, чему они больше уделяют внимание, о чём думают и заботятся. На первое место опрошенные поставили семью и детей (так ответили 65% респондентов), на второе – здоровье (43%), третье – финансовое благополучие (34%), четвёртое – самореализацию (28%), пятое – карьеру (16%).

Семью и здоровье в качестве самых важных жизненных ценностей выбрали как предприниматели, так и те, кто не занимается бизнесом. Однако бизнесмены чаще остальных россиян считают для себя важными финансовое благополучие (41%) и самореализацию (40%). Участвующая в опросе молодёжь (18-35 лет) чаще говорила о самореализации, карьере, общении с друзьями и свободном времени; люди в возрасте 36-45 лет – семье и финансовом благополучии; россияне старше 56 лет – здоровье.

– Малый бизнес играет важную роль в экономике, поэтому важно знать, готовы ли россияне заниматься предпринимательством, что им мешает открыть своё дело и как им можно в этом помочь. Проект ПРИМ, который Сбер проводит вместе с Минэкономразвития, направлен как раз на изучение бизнес-климата в нашей стране. Исследование этого года показало, что в целом россияне стали позитивнее оценивать возможности для открытия бизнеса в России. Каждый третий опрошенный хотел бы заниматься своим делом. Однако многим не хватает для этого знаний и умений, а также мешает страх перед неудачей. Эти причины преодолимы: сейчас на рынке множество образовательных программ для начинающих, в том числе, бесплатных. У Сбера, например, есть бесплатный сервис, который поможет создать готовый бизнес-план и зарегистрировать бизнес. А когда все этапы развития понятны, начинать уже не так страшно. Также стоит отметить большой интерес молодёжи к предпринимательству, ведь за молодыми людьми будущее нашей экономики, – заявил директор дивизион «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.

Проект «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса. Он даёт возможность предпринимателям рассказать о своей жизни в бизнесе, выразить отношение к происходящим в обществе процессам, поделиться тревогами и ожиданиями. Исследования среди предпринимателей проводятся ежеквартально, населения – раз в год. В опросе приняли участие более 2183 россиян.

По инф. Телеинформа

Новости экономики и бизнеса

Список участников программы долгосрочных сбережений ВТБ увеличен

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) – это финансовый сберегательный инструмент, который предполагает прямое участие государства в накоплениях средств. Клиент сможет как самостоятельно копить за счет собственных добровольных взносов, так и перевести в программу свои ранее сформированные пенсионные накопления.

 
ВТБ: выдачи ипотеки в России составили 455 млрд рублей

В апреле продажи ипотеки в России составили 455 млрд рублей, увеличившись на 2% к марту текущего года и показав снижение на 20% к апрелю прошлого года.

 
Группа ВТБ объединила пенсионные фонды

ВТБ Пенсионный фонд завершил реорганизацию в форме присоединения к нему НПФ «Открытие». Объединенный НПФ ВТБ стал крупнейшим на рынке, его совокупные активы превышают 1 трлн рублей, количество клиентов составляет 10,46 млн человек. Фонд продолжит выполнять все обязательства перед клиентами НПФ «Открытие».

 
ВТБ подсчитал, сколько яиц купили его клиенты перед Пасхой

На предпасхальной неделе спрос на яйца подскочил более чем на треть, а на кулинарные ингредиенты – на 64%, о чем свидетельствует статистика аналитического сервиса Продажи.рф. За неделю накануне праздника в магазинах, обслуживаемых Первым ОФД (входит в группу ВТБ), покупки продуктов к Пасхе выросли на 22%, а вот спрос на продукты животного происхождения во время поста существенно не изменялся.

 
Эксперты ВТБ оценили спрос иркутян на автокредиты

В Сибирском федеральном округе в январе-апреле спрос на автокредиты составил 13,8 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 7 раз. По итогам четырех месяцев средства на покупку машин в банке получили более 11 тысяч клиентов. Рекордный объем выдач, как и в целом на рынке, пришелся на март – в этот месяц сибиряки оформили в ВТБ автокредиты на 4,3 млрд рублей. Средний чек приобретения автомобиля в кредит составил 1,2 млн рублей.

Метки:
 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок