Удар кризиса по иркутскому гостиничному бизнесу оказался менее ощутим, чем в столице. Комментрии отельеров к итогам 2009 года

09.02.2010 08:00

Федеральная пресса, ссылаясь на данные компании Blackwood, сообщает, что по итогам 2009 года загрузка отелей в Москве уменьшилась более чем на треть и составила в среднем 50%.

Из-за уменьшения туристического потока снизилась и доходность гостиниц из расчета на один номер более чем на 40% – до 4,1 тысячи рублей. Телеинформ решил узнать, как выживает в кризисное время гостиничный бизнес Приангарья и обратился с этим вопросом к иркутским представителям гостеприимной отрасли. Иркутские отельеры отмечают, что в областном центре за 2009 год в среднем заполняемость отелей снизилась, но незначительно. А в некоторых отелях даже увеличилась. «Среднемесячная загрузка в иркутских отелях находится в пределах 40-60%, в зависимости от сезона (пик – обычно летние месяцы и начало осени), – рассказал руководитель пресс-службы туроператорской компании «Гранд Байкал» Сергей Евчик. – В 2009 году в отеле Байкал Бизнес Центра загрузка незначительно снизилась, в отеле «Дельта», наоборот, увеличилась на 3-4% по сравнению с докризисным 2008 годом. При этом «Дельта» позиционируется как трехзвездочный отель в отличие от отеля ББЦ, у которого категория выше. Соответственно стоимость номеров в «Дельте» ниже, чем в ББЦ, на 30-40%». Загрузка гостиниц туристического холдинга «Истлэнд», которому принадлежит гостиница «Иркутск» (бывший «Интурист»), гостиничный комплекс «Байкал» в Листвянке, база отдыха «Байкальские дюны» в 2009 году понизилась на 10-15%, сообщила руководитель пресс-службы компании Ольга Шилова. А в гостиницах туроператорской компании «Байкальская виза», у которой пять гостиниц в Иркутске («Европа», «Глория», «Звезда», «Виктория», «Байкал 21»), две в Листвянке («Маяк», «Легенда Байкала») и три в Улан-Удэ («Гэсэр», «Байкал Плаза», «Сибирь»), по словам директора компании Станислава Ленника, загрузка в среднем осталась на уровне 2008 года. «Весной 2009 года был незначительный спад спроса на гостиничные услуги, но к лету ситуация выровнялась. У нас в городе нехватка номерного фонда», – объясняет Станислав Ленник. Если в дорогих гостиницах загрузка снизилась незначительно, то в отелях низкой и средней ценовых категорий поток отдыхающих уменьшился гораздо сильнее. Это связано с тем, что такие отели, как «Байкал» компании «Истлэнд» ориентированы в основном на семейный отдых и молодежные компании, стоимость номера в отеле 2000 рублей. Но житель со средним достатком старается экономить в кризисное время и ищет альтернативные способы размещения – останавливается у родственников или снимает квартиру. Данные Blackwood свидетельствуют о том же – в кризис заполняемость отелей низкой и средней ценовых категорий снизилась на 33% и 30%. Загрузка дорогих гостиниц уменьшилась всего на 11%. Это связано с тем, что пятизвездочные гостиницы предлагали клиентам хорошие скидки и спецпредложения. Чтобы привлечь клиентов в кризисный год, отельерам приходилось разрабатывать различные схемы лояльности, придумывать новые тарифы и снижать цены. В гостинице «Иркутск» в прошлом году на 10% упали цены на гостиничные номера всех категорий; в этом году они не будут повышаться. Кроме того, были разработаны новые тарифы. Чтобы увеличить поток бизнес-туристов, который заметно уменьшился в 2009 году, был создан тариф «Командировочный». «Тариф предполагает 15-процентную скидку всем командированным и двухразовое питание. Раньше в этот тариф входил только завтрак, сегодня входит и ужин, – объяснила Ольга Шилова. – Также у нас есть тариф выходного дня: если клиент приезжает в выходной, он получает скидку 20%». С 1 ноября в отеле «Иркутск» снизилась стоимость двухместного номера категории эконом-класс с 3200 до 2800 рублей. Постоянным клиентам отель делает небольшие подарки, так называемые «комплименты» – это могут быть сувениры – футболки, стаканы с логотипом компании, могут быть съедобные сюрпризы – фрукты, десерт и др. Стоимость проживания в отелях «Дельта» и «ББЦ» в 2009 тоже по ряду номеров была снижена, но в основном осталась на уровне 2008 года. «Компания «Гранд Байкал» провела в обоих отелях детальное категорирование номерного фонда, что позволило разделить, к примеру, одноместные номера на несколько типов по уровню комфорта и снизить стоимость в стандартных номерах», – отмечает Сергей Евчик. В прошлом году ценовая политика поменялась и в гостиницах «Европа» и «Глория»: цены на проживание в номере не понизились, но и не повысились (в среднем стандартный двухместный номер стоил летом 4,5 тыс. рублей), хотя до кризиса в этих гостиницах тарифы росли ежегодно. А в этом году компания «Байкальская виза» планирует повысить цены на 5-7%, сообщает Станислав Ленник. Для сравнения: центральная пресса отмечает, что средняя цена номера в столице в 2009 году снизилась на 15% по сравнению с 2008 годом и составила 4 тысячи рублей. В гостиницах верхнего ценового сегмента снизилась на 26%, до 6,7 тысячи рублей. В среднеценовом сегменте – на 14,5%, до 3,1 тысячи рублей, в нижнем – на 14%, до 1,8 тысячи рублей. Иркутские отельеры не загадывают, как сложится ситуация в гостиничном бизнесе в 2010 году, но никаких резких изменений не предвидят. Некоторые гостиницы уже в январе продемонстрировали неплохие результаты. Например, в обоих отелях «Гранд-Байкала» показатели загрузки за первый месяц превысили показатели 2009 года за аналогичный период, причем в «Дельте» превышен показатель даже докризисного 2008 года. «Это, конечно, внушает оптимизм, – говорит Сергей Евчик. – Но вместе с тем компания осознает, что кризис не закончился – особенно это касается туристической отрасли, гостиничного бизнеса – и готова бороться за клиента. К тому же данные за один месяц не могут служить основанием для прогноза на полгода или год. Подводя итоги 2009 года, отельеры отмечают, что падение спроса на гостиничные услуги произошло, но не в критической форме. Они считают, что такого результата им удалось добиться благодаря внедрению гибкой ценовой политики, введению скидок, активному продвижению услуг гостиниц в интернете.

 

Сергей Шмидт - серия колонок

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок