Тарифы и нормативы в современных условиях «оздоровительного голодания» для ресурсников |
Кирилл БАКУРКИН, редактор газеты "Горожанин" и работник управляющей компании | ||
25.10.2013 11:47 | ||
Многие иногда путают понятия «норматив» и «тариф», поэтому я сразу поясню разницу. Тариф – это стоимость единицы ресурса, а норматив – количество этих единиц. И в ЖКХ, и не только там. А теперь к делу. Коммуналка как стратегия
Любой процесс – искусственный или природный – это обмен энергией или ресурсами между разными субстанциями. Мысль банальная и никакого развития, казалось бы, не предусматривает. При этом сюжет всех захватывающих компьютерных игр построен именно на этом тривиальном захвате, освоении или отбирании ресурсов. И в сюжетах суть одна, способы разные. Уверяю вас, если бы кто-то рискнул создать компьютерную игру «Городская ТЭЦ и водоканал», она оказалась бы не хуже легендарного «Варкрафта» или пожилой уже, но всегда актуальной «Цивилизации» (те, кому за 30, помнят эту игру). Для геймера в игре «Городская ТЭЦ и водоканал» существовало бы всего два источника энергии – повышение норматива и рост тарифа, но для пользования ими пришлось бы исполнять десятки иногда противоречащих друг другу условий. С одной стороны у геймера была бы монополия на производство тепла, воды и, допустим, электричества. С другой стороны у него постоянно «откусывают» часть средств инфляция, неплательщики, природные ресурсники (нефтяники и угольщики). Постоянно «подгрызают» трубы и механизмы коррозия и время, да ещё и государство вводит госрегулирование отрасли. Плюс политические риски – то есть игрок всегда должен сохранять некую часть «своей миссии», чтобы «восстать» на следующем уровне или «восстановиться» на настоящем в случае полного краха. А предложи кто-нибудь лично вам поиграть в эту игру, что будете делать? Казалось бы, секрет выживания лежит на поверхности – постоянно повышай тариф с нормативом и не погибнешь (не обанкротишься), но это не совсем так. По условиям игры норматив нельзя увеличивать постоянно. Норматив, напомню, некое среднее количество ресурса, которое потребляет человек или площадь квартиры (в случае с отоплением). Чтобы увеличить это количество, вам надо доказать, что среднее потребление выросло, а сделать это практически невозможно (хотя интересные и совершенно наглые попытки изменить правила есть, но о них чуть позже). А чтобы повысить тариф, вы должны по правилам соотнести потребности предприятия с политическими амбициями власти. Т.е. в реальной жизни тарифы устанавливаются/утверждаются на региональном и муниципальном уровне. Например, тарифы на тепло и электроэнергию в Иркутской области устанавливает Служба по тарифам Иркутской области, а тарифы на холодную воду и водоотведение устанавливает городская комиссия по регулированию тарифов. А дай ресурсникам волю, получится как с ценами на бензин – беззастенчивый и неуклонный рост без всякого видимого регулирования. Другими словами – а мы продолжаем говорить об игре - на первых, начальных уровнях вы не сможете никак влиять на власть. Надо набрать некий «авторитет» и силу. А что значит набрать, например, силу? Я не могу назвать себя человеком, который лучше всех сведущ в тарифообразовании энергетиков, но мне известно, что там, как минимум, есть нюансы. Многое зависит от того, вырабатывает ли вместе с паром ТЭЦ ещё и электричество, какую территорию обслуживает, насколько её мощность адекватна потреблению, как долго длится отопительный период, велика ли протяженность и изношенность магистралей, обслуживает ли она ещё попутно какие-либо крупные производства и одна ли эта ТЭЦ в ресурсоснабжающей компании. То есть в своей «игре» вам придется расти постоянно, осваивать новые производства, искать выгодные контракты и точки соприкосновения с властью или эту власть формировать своими людьми. Чувствуете, как растет сложность? В реальности, например, самая крупная энергетическая компания Иркутской области (практически 80-го уровня в геймерской классификации) работает на отопительный сезон длительностью 9 месяцев, некоторые её котельные круглогодично обслуживают крупные предприятия и попутно вырабатывают электроэнергию, плюс к этому компания арендует Братскую ГЭС и с неё питает электроэнергией крупнейший в мире алюминиевый завод (который некоторым боком тоже её внучатый актив). При этом, годовая прибыль этой компании составляет от 9 до 11 млрд рублей в разные годы (судя по отчетам, которые находятся в открытом доступе на сайте организации). И надо понимать, что это богатство не просто результат игры, это ещё и результат знания чит-кодов, и мощные возможности переписки правил на уровне «машинного кода». О тактическом прохождении разных уровней Любой, кто играл в стратегии или же, как минимум, просто понимает значение этого слова, легко примет утверждение, что максимум ресурсов – это хорошо. Ну, на всякий случай - чем больше, тем лучше. Мы же не знаем будущие повороты сюжета. Вдруг Навальный станет президентом, а премьером его Зюганов? Что называется, угадай страну по непредсказуемости. Поэтому мы, будучи ресурсниками, разумеется, используем любую возможность поднять тариф (а то, подвернись возможность - и придумать новый норматив) на максимальное значение. Но это не совсем хорошо. Точнее, совсем не хорошо. И это мало кто понимает (или делают вид, что не понимают). Вместо того чтобы модернизировать производство, оптимизировать расходы, мы продолжаем, мягко говоря, жрать – наращивать жир, мышцы, утолщать кости, и снова жрать, теперь ещё больше, чтобы иметь возможность только перетаскивать самого себя. В общем-то по такому принципу развивались и жили гигантские динозавры. Они были огромны и непобедимы, но однажды именно их размеры оказались несовместимыми с жизнью. Понятно, что деньги развращают не только отдельных людей, но и целые отрасли. Если вы попытаетесь узнать, как и во сколько раз выросли тарифы ресурсников с советских времён, вас ждут совершенно разные цифры,* но в любом случае они будут выше, чем инфляция за прошедшие 22 – 23 года в несколько раз. С учетом деноминации, разумеется. Надо отметить, что государство в целом продумало пару мер, чтобы из-за энергетиков преждевременно не закончить и свою «стратегию». Там, вопреки расхожему мнению, тоже не дураки сидят, только они объяснять свои движения не любят, и нам кажется, будто всё само собой случается. Во-первых, случилось госрегулирование тарифов не выше 6%. Во-вторых, с 2009 года государство медленно и не всегда верно пытается сделать норматив адекватным ситуации, то есть попросту заставить людей учитывать ресурс в реальном времени с помощью счетчиков, и этим дать им возможность экономить. И эти два государевых решения можно было бы назвать самыми умными, если бы не мелочи, которые, как обычно, всё портят. Например, фактическое потребление холодной и горячей воды в относительно престижных домах города Братска (в других городах совершенно похожая ситуация) составляет всего половину от норматива. Почему? А потому, что эти дома заселены в большинстве своем неким подобием «среднего класса». Конечно, достаточно далеким от его «западного» понимания, но вполне обеспеченным по российским меркам. Эти люди следят за состоянием сантехнических приборов, проживают в этом районе постоянно (т.е. не снимают квартиры) и значительную часть времени проводят на работе. А, например, в районе Центрального рынка, наоборот, наблюдается превышение норматива в полтора раза и больше. Это связано с тем, что значительная часть квартир здесь сдается гражданам из ближнего азиатского зарубежья (разумеется, в большинстве случаев минуя официальное оформление). Кроме этого, в районе главного городского рынка (в старых домах) проживает некоторое количество асоциальных личностей, в квартирах которых стоит неисправная сантехника, которая иногда дает обильную течь. К слову, в одном из домов города, который был полностью оснащен индивидуальными и общедомовыми приборами учета ещё в момент строительства, средний расход холодной воды находится на вполне европейском уровне – 90 литров на человека в сутки. (То есть вот она - явная польза от тотального оприборивания!) Интересно, что в первый же годовой перерасчет по домам с установленными общедомовыми приборами случился скандал. Хотя 80% домов (и их жителей, разумеется) оказались в «плюсе», (например, лично я получил квитанцию по квартплате с минусом пяти тысяч рублей), остальные 20% домов и их жителей автоматически оказались должниками. Некоторые по итогам перерасчета задолжали значительно. Причем те, у кого в квартире было зарегистрировано по 7-8 человек, а индивидуальных приборов учета не было установлено, на совершенно пустом месте ушли в «минус» на сумму до 25 тысяч рублей. В этой ситуации, по версии жильцов и местного телевидения, ангажированного энергетиками, виноватой, вне всяких сомнений, стала управляющая компания (было бы странно, если бы кто-то другой). Любители заговоров вдруг разом «поняли», что компания месяцами не устраняла течи в подвале и посчитала расходы жильцов вместе с расходами магазинов (а иногда и бань), расположенных в тех же домах. Не буду заниматься бесполезным – доказывать обратное, но интересно, что жильцы истово верят в некие подвальные утечки, но условные «соседка Галина Алексеевна и Петр Николаевич» – всегда святы в помыслах и действиях, ведь у них дочка университет закончила, сами всегда здороваются, а то, что унитаз в их квартире воду хлещет по 100 литров в час за весь дом, так это бывает иногда, ничего страшного. К слову, год спустя, когда дома были переведены на непосредственное управление (т.е. управляющие компании добровольно отказались от права решать что-либо за ресурсников), оные (ресурсники, то есть) отчего-то не бросились пересчитывать расход по общедомовым приборам. Надо полагать, просто потому, что слишком много пришлось бы вернуть жителям. Только одна управляющая компания Братска год назад в ходе перерасчета вернула 8 млн. рублей. Но спешу вас заверить, если бы пресловутые утечки и расход бань и магазинов всё же были и учитывались, то перерасчет был бы проведен ресурсниками обязательно. Поверьте, они своего не упустили бы, благо и вина за неправильный расчет и утечки легла бы вовсе не на них. Как изменить правила, не выходя из игры? Вообще нормативы ресурсоснабжающих компаний, как правило, пересматриваются достаточно редко, и в связи с массовой установкой индивидуальных приборов учета ими можно было бы вообще пренебречь. Но в 2013 году вдруг правила игры-стратегии меняются самым неожиданным образом, и вводится совершенно новый норматив – так называемые «общедомовые нужды», а к этому нормативу «изобретается» – ни больше не меньше – одноименный тариф, тоже на «общедомовые нужды». Сам только факт появления «общедомовых нужд» оказывается очень странен. С позиции жильца, ну скажите, с какой стати вы должны их оплачивать? Неужели несколько десятков лет, когда этих нужд не было, ресурсники несли какие-то чудовищные убытки из-за их отсутствия? Нет, конечно. Эти «общедомовые нужды» были так или иначе заложены в тариф и/или норматив «поквартирных нужд». Значит, при их введении надо было просто из поквартирных нужд отделить некую адекватную сумму «общедомовых» и дело с концом. Правильно? Сумма квартплаты, в конце концов, измениться была не должна. Однако произошло удивительное. «Общедомовые нужды» вдруг на голубом глазу стали «бонусом» к уже имеющимся тарифам и нормативам. Разумеется, случился скандал. В некоторых регионах эти нужды высчитывали на всю имеющуюся общедомовую площадь дома, включая, например, чердак с подвалом, и квартплата выросла на 20 - 25%, и это при том, что ежегодного повышения тарифов ещё не было. В некоторых регионах неожиданно выигрываются суды и действительно – если собрались вводить общедомовые нужды – уберите их из «поквартирных». Характерно, что в то же самое время, то есть в феврале 2013 года, президент РФ Владимир Путин поручил правительству не допустить роста платежей за коммунальные услуги более чем на 6%. Только он это поручил, как «общедомовые нужды» дали совершенно «волшебный» эффект роста квартплаты до 20%. Происходит парадоксальная и конфузная ситуация, которую быстро заминают (впрочем, её хронологию и недоуменные фразы министров можно ещё найти в Интернете), дают дополнительное время (в Иркутской области общедомовые нужды по воде появятся только в январе 2014 года, а по отоплению в 2015 году), уточняют правила расчета (до этого в прессе виновниками неправильного расчета становятся не разработчики постановления, а совершенно рядовые управляющие компании). Вряд ли эта ситуация не могла быть просчитана заранее. Я даже знаю умных людей, которые предсказывали именно этот вариант её развития задолго до президентского конфуза. Но нам неплохо было бы понять, отчего вдруг эти общедомовые нужды вообще появились? Отбросим официальные версии, они совершенно несостоятельны – якобы какая-то уборщица подъезда способа вылить на пол до тонны воды? Бред. На самом деле есть две версии их появления. Первая и лишь отчасти правдоподобная - эти нужды возникли как «финансовая подушка» для управляющих компаний в условиях тотального учета ресурсов и растущего количества должников**. Вторая версия – более правдоподобная – о том, что «общедомовые нужды» это та же подушка безопасности, но только для ресурсников, которые предполагали, что случится долгая заморозка тарифов. Этого не случилось, но на волне неистовства популизма на рубеже 2012-2013 гг. могло быть запросто. Как выглядят чит-коды в этой игре? Здесь вот что очень важно. Понятия «социальная справедливость», «социальная нестабильность» и прочие на первый взгляд эфемерные и относительные явления многими ОШИБОЧНО считаются внешними категориями по отношению к ситуации повышения тарифов или введения диких нормативов. Но вот, хорошо, что сами ресурсники на такие глупости не ведутся. Не буду растекаться мыслью по древу, скажу только, что, вероятно, недовольство жителей по поводу введения общедомовых нужд научило ресурсников новым правилам игры. С введением «социальных нормативов» (когда некую часть ресурса вы платите по низкому тарифу, а свыше этого по завышенному) вдруг резко не согласились многие авторитетные и умные федеральные издания. В некоторых городах даже прошли митинги. Я уверяю вас, что нигде и никогда в природе не существует, и не существовало НЕОРГАНИЗОВАННЫХ выступлений людей по тому или иному поводу. Т.е. любое народное волнение на улице, разумеется, не обязательно должно быть проплачено кем-то, но оно обязательно кем-то организовано или, как минимум, инициировано. В любом случае кто-то один говорит – айда, ребята, на улицу! И говорящий при этом сам чем-то или кем-то движим. И обратите внимание, что в какой-то момент истерика по поводу социальных норм нарастала, а общедомовые нужды забывались и всё дальше уходили в тень. А вместе с паникой по социальным нормам уходила в небытиё неспокойная информация о том, что с 2015 года, если у вас не будет индивидуальных счетчиков на воду, вы будете платить больше. Кстати, знали ли вы об этом? Нет? А между тем, только утюг не вещал о грядущих переменах. Но никто не услышал. Все обсуждали энергопотребление бытовых приборов и социальный лимит. Договорились даже до того, что по истечении норматива электричество будут вообще отключать. А теперь поверьте моему слову – с января всем втюхают общедомовые нужды и на удивление никто даже не пикнет, а если и пикнет, то мало кто услышит. Подобная ситуация повторится и с января 2015 года, но социальные нормы «будут встречены трудящимися с негодованием», поскольку ресурсникам они очень даже не нужны. Вот это и есть чит-коды, позволяющие формировать «общественное мнение». Кстати и любая «социалка», как инициатива частной компании - это один из инструментов управления властью (звучит парадоксально, но это так) со стороны бизнеса.Предполагаю, что для крупнейшей ресурсоснабжающей компании региона некоей ценой, заплаченной за безоговорочную монополию и лояльность власти, стало «содержание» в активах организации убыточных энергопредприятий на территории области. Поясню: благодаря стабильности и доходности за счет территорий и производств – плательщиков, компания может себе позволить выставлять всему населению и всем организациям региона оплату по одному тарифу. И это замечательно, когда обитатели некоего небольшого города с убыточными производствами на своей территории, а, следовательно, с небольшими доходами, платят наравне с жителями более успешных городов. Но с другой стороны есть проблема, которая заключается в том, что «социальная ответственность» предприятия на самом деле является социальной обузой для ничего не подозревающих людей. И происходит это только потому, что энергопредприятия в их городе-«доноре» достаточно успешны. Хотя, при этом они такие же граждане государства, которые могли бы (в теории) платить меньше. Впрочем, я конечно же глупость говорю – посмотрите на бюджетную обеспеченность жителя Москвы (около 125 000 рублей) и Братска (16 000 рублей). Мы тоже жители одной страны. В какой-то момент власть понимает (вру, она это всегда знает, нет никаких «моментов»), что проиграть теперь этот «игрок» не имеет права. Поэтому любая «социальность» бизнеса ресурсников очень относительна, как правило, не бесплатна и в большинстве случаев не более, чем слово. Впрочем, и с цифрами дело обстоит не лучше. Давайте, я просто пример приведу, а вы уж сами решайте. Компания «Иркутскэнерго» повысила свой тариф в 2013 году на 6%. Вроде бы всё правильно. Но хитрая штука – на самом деле это 6% только по отношению к прошлому году, поскольку рост тарифов случился в июле. Реальный рост составил 12%, и теперь в 2014 году на сколько бы тарифы не выросли, они вырастут со старта этих 12%. Юниты, будьте бдительны.
*Не верьте тому, кто будет говорить, что его подсчеты верны, поскольку ситуации бывают разные. В некоторых ведомственных моногородах например в (г. Вихревка Ирк. обл. Братский район ) энергетика из ведомственной вдруг стала «ничей» и город, который отапливался когда-то дармовым электричеством и мазутом, однажды встал перед проблемой коренной модернизации всей энергосистемы. ** То есть, это могли быть некие дополнительные деньги, за счет которых УК рассчитывались бы с ресурсниками.
|