Региональные депутаты анализируют перспективы реформы бюджетной сети

17.05.2010 08:00

Начинающаяся реформа системы финансирования сети социальных учреждений продолжает оставаться одной из острых тем, вызывающих неоднозначную оценку в обществе. Напомним, в минувшую субботу в Иркутске прошел санкционированный митинг, собравший противников подписанного президентом РФ Дмитрием Медведевым 8 мая закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Согласно этому закону, будет изменено правовое положение бюджетных учреждений и механизмы их финансирования. Ранее Совет Федерации подавляющим числом голосов поддержал законопроект: за него проголосовали 90 сенаторов при шести воздержавшихся и пяти против. Широко распространяется точка зрения о том, что начинающаяся реформа может привести к окончательной коммерциализации среднего образования и медицины. Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и большинства региональных парламентов придерживаются иной точки зрения. Мнение депутатов Законодательного собрания Иркутской области сегодня распространила пресс-служба ЗС. Согласно принятому закону, финансирование бюджетных учреждений по смете заменяется финансовым обеспечением выполнения ими государственного или муниципального задания (в форме субсидии). «Сметное финансирование ориентировано на покрытие расходов учреждений. А это не всегда способствует снижению внутренних издержек. Именно в этом и заложена одна из причин реформирования бюджетной сферы», – комментирует правовую новацию председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова. По мнению председателя бюджетного комитета ЗС Сергея Курилова, задача исполнительной власти – найти правильный формат исполнения закона, в частности, в вопросах формирования государственного и муниципального задания для бюджетных учреждений. Депутаты ЗС, в свою очередь, видят свою роль в проведении глубокого и квалифицированного мониторинга реформирования бюджетной сети, чтобы не допустить ущемления интересов граждан. «В законе заложена благая идея и ее достижение теперь будет зависеть от механизмов реализации закона. Гражданам нужно качественное медицинское обслуживание, качественное образование, и государство, муниципалитеты будут размещать заказ на соответствующие услуги, следить за качеством их оказания», – говорит Сергей Курилов. Утверждения о том, что новый закон приведет к повсеместной коммерциализации среднего образования, по мнению депутатов ЗС, не имеют под собой оснований. «Рассматривая этот закон, мы должны учитывать, что Конституция РФ и другие правовые акты гарантируют нашим гражданам бесплатное общее образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии. Они будут определяться государственным заданием. При этом любой гражданин по желанию может оплатить дополнительные услуги, предлагаемые учреждением сверх государственного задания», – говорит Ирина Синцова. Государственное задание на услуги, оказываемые автономными и бюджетными учреждениями, позволит несколько скорректировать их деятельность, считает Ирина Синцова. «Сейчас экономика страны испытывает огромную нужду в инженерах, специалистах рабочих профессий, но вузы и ССУЗы открывают все новые отделения гуманитарной направленности. Если государство сформирует заказ, исходя из национальных потребностей, и будет его оплачивать в полном объеме – мы снимем множество проблем, возникающих сегодня при реализации планов экономического развития», – говорит Ирина Синцова. Новый закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься приносящей доходы деятельностью и самостоятельно расходовать полученные средства. По сути, эта норма регламентирует уже существующее на практике положение дел, она должна привести к тому, что бюджеты учреждений станут более прозрачными и понятными. В настоящее время в России действуют более 320 тысяч государственных и муниципальных учреждений, около 38% федеральных учреждений имеют доход от оказания платных услуг, превышающий 40% от объема их бюджетного финансирования. Если, сохранив обязательный набор бесплатных услуг, создать условия заинтересованности в развитии объема платных услуг – выиграют все. Жители Иркутской области знают позитивные примеры такой работы – МНТК «Микрохирургия глаза», «Диагностический центр», «Областной перинатальный центр» и другие: здесь «бесплатная» (оплачиваемая государством) часть услуг не отличается по качеству от «платной» (оплачиваемой непосредственно гражданами), и это качество постоянно повышается. Между тем, закон вводит еще один новый термин – казенные учреждения. «Существует категория учреждений, которые в силу специфики выполняемых ими государственных функций не могут или не должны делать это платно, хотя бы во избежание коррупции и преломления своего основного предназначения, – комментирует закон заместитель председателя бюджетного комитета ЗС Наталья Деньгина, – и в документе для них предусмотрен особый статус – казенные учреждения. Речь идет об учреждениях, созданных в рамках военного ведомства, силовых структур, о следственных изоляторах, противочумных институтах, лепрозориях, психоневрологических диспансерах и других. Они будут финансироваться, как и прежде, по смете. Кстати, и к органам государственной власти и местного самоуправления будут применяться некоторые положения о казенных учреждениях». Закон вступит в силу с 1 января 2011 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, а также определены сроки по формированию сети подведомственных бюджетных и казенных учреждений. Телеинформ продолжает следить за развитием событий.

 

 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок