ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

18.11.2010 13:11
Индекс материала
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 - 2015 годы»



В целях реализации мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 - 2015 годы».
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев


                                                               ПАСПОРТ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ»



Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены и Нижней Тунгуски и занимает площадь 775 тыс. км2, что составляет 4,6% территории России. Протяженность Иркутской области с запада на восток 1500 км, с юга на север 1400 км.
Ресурсный потенциал Иркутской области базируется на пяти отраслевых комплексах – лесопромышленном, топливно-энергетическом, нефтеперерабатывающем, цветной металлургии, химическом и нефтехимическом. Хозяйственная деятельность с использованием устаревших технологий и отсутствие стратегии развития на основе современных технологий  ресурсосбережения приводит к неизбежному росту негативного воздействия на окружающую среду.
Основные индикативные показатели в области охраны окружающей среды, определенные в соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года № 68-оз,  сохраняют относительно стабильные показатели. Вместе с тем, на территории Иркутской области остается ряд острых проблем, которые необходимо решать программно-целевым методом.
По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе (СФО) после Красноярского края и Кемеровской области. Высокий уровень загрязнения  регистрируется в следующих городах: Братск, Иркутск, Зима, Шелехов. Эти города включены в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздушного бассейна являются организации целлюлозно-бумажной, алюминиевой, химической, нефтехимической промышленности и топливно-энергетического комплекса.


По общему объему сточных вод, поступивших в водные объекты,  Иркутская область также занимает 3 место по СФО после Красноярского края и Кемеровской области (2% от суммарного значения показателя для Российской Федерации), а по объему загрязненных сточных вод - первое место по СФО (4,2 % от всего объема сбросов по Российской Федерации). Если в Иркутском водохранилище вода реки Ангары характеризуется I классом и оценивается как «условно чистая», то в Братском водохранилище (после сбросов гг. Усолье-Сибирское и Свирск) – III классом «загрязненная», а в заливе реки Вихоревой Усть-Илимского водохранилища – IV классом «грязная». Строительство Богучанской ГЭС и заполнение водохранилища приведет к перестройке экосистемы реки Ангары; при реализации проекта с НПУ 208 м в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС не будет проточного участка, что значительно снизит способность реки Ангары к самоочищению.
По количеству образовавшихся отходов Иркутская область находится на девятом месте в Российской Федерации и на третьем месте в СФО (после Кемеровской области и Красноярского края). Объем  отходов составляет 2,5 % от аналогичного показателя для Российской Федерации. В 2006-2007 годах администрацией Иркутской области проведена инвентаризация объектов размещения отходов. В результате установлено, что на территории Иркутской области находится 817 объектов размещения отходов, занимающих площадь 4 101,8 га. Требуется принятие мер по сокращению объемов размещаемых отходов. Необходимым условием выработки мер по решению проблемы обращения с отходами является разработка регионального кадастра отходов, что позволит в дальнейшем разрабатывать схемы управления отходами. Также одним из  путей   решения данной проблемы  является строительство мусороперерабатывающих комплексов в Иркутской области.


Одним из видов загрязнения природной среды являются опасные загрязнения в результате деятельности промышленности прошлых лет. Программой планируется предусмотреть решение трех первоочередных межмуниципальных проблем на территории Иркутской области, связанных с отходами I-III класса опасности.
1. По оценкам экспертов, за период работы цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское в окружающую среду поступило более 1350 тонн ртути.  Под корпусом цеха ртутного электролиза образовано техногенное месторождение металлической ртути с запасами от 500 до 350 тонн.  В зону риска ртутного  загрязнения входят города Усолье-Сибирское (90 тысяч человек), территории Усольского, Балаганского, Куйтунского, Зиминского районов (около 17 тысяч человек), а также муниципальное образование «город Свирск» (14 тысяч человек). За счет средств областного бюджета по областной государственной целевой программе «Защита окружающей среды в Иркутской области» на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года № 12/45-ЗС, в 2006-2009 годах  выполнялись работы по мониторингу ртутного загрязнения промплощадки ООО «Усольехимпром» и Братского водохранилища, а также разработана  Концепция проведения работ по демеркуризации цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское.
2. После закрытия (1949 год) Ангарского  металлургического завода в г.Свирск, осталось 2  источника загрязнения: отвалы пиритных огарков, общий вес 131,146 тыс.т. со средним содержанием мышьяка 1,15%, в том числе среднее содержание водно-растворимых форм мышьяка 0,15%-0,6%; полуразрушенные здания завода (3 шт.), бункеры и газоходы, содержащие полупродукты получения триоксида мышьяка в количестве примерно 100 тонн, с содержанием мышьяка до 56%. Соединения растворимой формы мышьяка достигли радиуса 300 метров и глубины более 10 метров со средней концентрацией мышьяка 500 мг/кг, что превышает предельно допустимые концентрации  в 250 раз. За счет средств областного бюджета в 2007-2008 годах проведены инженерно-экологические изыскания на объекте, начата разработка проектно-сметной документации.
Подготовленные обоснования позволили включить мероприятия по ликвидации загрязнений ртутью и мышьяком в федеральную целевую программу «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года № 791. Для получения средств федерального бюджета необходимо обеспечить софинансирование из областного бюджета.  
3. Управлением Россельхознадзора по Иркутской области выявлены бесхозяйные отходы сельскохозяйственного  производства (ядохимикаты и пестициды) в количестве 220 тонн. Данные химические отходы тридцатилетнего срока давности остались от ликвидированных в    1990-х гг. сельскохозяйственных организаций. Большинство токсичных отходов хранится в полуразрушенных, бесхозных складах, не исключающих возможности несанкционированного доступа к ним. Выявлены случаи хранения данных отходов под открытым небом, что создает угрозу окружающей среде, здоровью людей, животных и требует принятия срочных мер для их утилизации.
На территории Иркутской области существуют проблемы негативного воздействия вод, связанные с наводнениями, селями, деформацией русел и берегов водоемов, смывом или занесением плодородных земель, водной эрозией почв, явлениями волновой абразии, обвальной или оползневой деформацией.  Все города и населенные пункты Иркутской области располагаются в долинах рек. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности  населения и функционирования объектов экономики построены и интенсивно эксплуатируются многочисленные гидротехнические сооружения (далее по тексту - ГТС) – плотины, водосборные, водовыпускные сооружения, каналы, насосные станции, берегозащитные сооружения, дамбы и т.п.


В Иркутской области численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 104369 человек. Реализация  Программы позволит увеличить численность населения, проживающего на территории, защищенной в результате проведения мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод на 2326 человек; площадь защищенной территории составит 5298 тыс. кв. м., предотвращенный ущерб составит 1822, 99 млн. рублей. Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности – 93200 км.  Планируется увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности  до – 20-25 %. Реализация в рамках Программы  объектов капитального строительства позволит привлечь финансирование из федерального бюджета в виде субсидий от 100 до 200 млн. рублей в год.
Необходимо также отметить, что около 20% территории  Иркутской области входит в Байкальскую природную территорию (БПТ).      Экономика Иркутской области  несет дополнительную, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации,  нагрузку, связанную с выполнением Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ  «Об охране озера Байкал», в том числе обусловленную установленными ограничениями для хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне БПТ и применением повышающего коэффициента 2,0 к платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Повышенные расходы снижают конкурентоспособность продукции организаций, экологические ограничения влияют на социально-экономическое развитие территории Иркутской области. Экономическая нагрузка не компенсируется государством.


Настоящая Программа  является продолжением областной государственной целевой программы «Защита окружающей среды в Иркутской области» на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года № 12/45-ЗС. Решение задач по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, восстановление окружающей среды  - это целостная система мер, организуемая в данной Программе.
В формировании системы по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду  участвуют исполнительные органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, научные и общественные организации.
Межмуниципальный характер проблем, сложность решаемых задач, взаимосвязь  экологических, социальных и экономических проблем, сложившихся к настоящему времени на территории Иркутской области, включая вопросы охраны озера Байкал и развития центральной экологической зоны БПТ, обуславливают необходимость применения программно-целевого метода для их разрешения.



 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок