Чертов мост есть не только в Альпах

27.10.2013 11:35

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений 2013/chert_27_10_13 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Хребет Хамар-Дабан, окаймляющий Байкал с юга, - явно самое популярное у иркутских горных туристов место для походов выходного дня что летом, что зимой. Наиболее посещаемые точки и легко доступные достопримечательности – это господствующая вершина над Слюдянкой – пик Комар (Черского) высотой 2090 м, озеро Сердце, водопады в верховьях реки Подкомарной, перевал в бассейн Утулика. Три объекта там носят имя черта.

Упомянутый перевал официально, на картах называется Чертовы Ворота - вероятно, потому, что это настоящие ворота ветров, которые дуют там чуть не постоянно то в одну сторону, то в другую. Вторая возможная причина – это регулярный весенний сход снежных лавин по крутому склону к Утулику – об их опасности предупреждает обелиск-памятник на гребне Володе Ряжеву, погибшему там в марте 1988 г.

{gallery}2013/chert_27_10_13{/gallery}

На перевальной седловине с иркутской стороны расположено небольшое озеро – неглубокое, с приболоченными берегами и торфяным ложем – вполне добропорядочное озерцо, где можно увидеть водоплавающую дичь – но его тоже официально нарекли именем черта за компанию с перевалом.

Третий объект – это единственное не совсем безопасное, требующее повышенной осторожности место на пути к пику Комар: глубокая щель-выбоина в острой скальной перемычке перед последним подъемом, с которой просматривается озеро Сердце. Та выбоина называется «Чертов мост» – явно по аналогии с местом, где 25 сентября 1799 г. произошло ключевое сражение при переходе союзных русско-австрийских войск под командованием Александра Суворова из Италии в Швейцарию в начале антинаполеоновских войн.

Когда я водил своих швейцарских знакомых на пик Комар и показывал, как надо обходить ту щель по нарисованным стрелкам, то, естественно, похвалился: «Видите, у нас тоже есть Чертов Мост!»

Подробного, устраивавшего меня ответа на вопрос, почему у них мост в Альпах официально носит такое имя, я не получил. А позже, в тексте иллюстрированного альбома почтовых марок Швейцарии за 1997 год, где на одной миниатюре изображены черт и козел, я прочел такую притчу об этом месте и этой рогатой парочке (перевод дан без адаптации).

Один человек вернулся в горное селение Ури (там, кстати, родился эпический герой Вильгельм Телль) из французской части Швейцарии, полный впечатлений о вине, которое он там пил и лучше которого нет в мире. Наслушавшись восторгов земляка и попробовав принесенного вина, односельчане захотели получать божественный напиток постоянно и в больших количествах. Они понимали, что для этого необходимо проложить дорогу по горам, и отрядили двух наиболее компетентных и уважаемых активистов реализации этой идеи - шерифа и священника - составить проект винного пути.

Достигнув селения Шолленен, рекогносцировщики остановились на высоком обрыве, под которым в ущелье струится Рейс. После того, как они с устатку посидели над пропастью, хорошо уменьшив груз взятого на дорогу вина местного изготовления, шериф воскликнул: «Черта с два здесь построишь мост!» Тут же возникла упомянутая персона. Помахивая вилами, черт сказал: «Нет проблем! Ударим по рукам, если побожитесь, что первый, кто перейдет мост, станем моим». Каждый из джентльменов про себя подумал, что первым будет не он. И шериф произнес: «Ладно, пусть будет так, но мост должен быть готов через три дня». Священник протоколировал условия, пока подрядчик потирал лапы, радуясь выгодной сделке.

Когда жители Ури по истечении договорного срока толпой пришли к ущелью, через ужасную пропасть был явно чудом перекинут одноарочный мост. На противоположном конце моста сидел его строитель, ожидая, кто первым перейдет пропасть и поступит в его распоряжение. Люди из Ури надеялись, что черт быстро устанет ждать, но тот не шевелился. И люди из Ури забеспокоились: всем хотелось побыстрее дорваться до французского вина, но попасть в ад ради общего блага желающих не нашлось. В толпе раздавалось: «Черт бы побрал этого черта, если он не уйдет!» А тому хоть бы что: сидит себе с чертовским спокойствием, лишь вилами призывно поигрывает. И вот один особо жаждущий, самоотверженный и хитромудрый среди людей Ури сказал: «У меня дома есть очень воинственный старый козел. Как увидит кого-то другого с рогами, то сразу, как черт, бежит бодаться – он никого не боится, а его боятся все».

Привели козла. Разглядев рогатую фигуру, козел грозно мекнул и помчался по мосту. Люди из Ури злорадно закричали черту: «Смотри, вот он первый! Забирай его!».

Возмущенный до кончика хвоста такой неблагодарностью, черт пробормотал: «Козлиные шкура, рога и копыта мне не нужны, у самого имеются. Мне нужна душа, а у козла ее, возможно, и нет. Ну их к богу, этих обманщиков из Ури! Черта с два они у меня получат мост». И побежал в Вассенский лес. Там он отыскал камень величиной с дом, чтобы разбить свое творение.

Когда разгневанный черт, сгибаясь под тяжелым камнем, уже подходил к ущелью, то встретил маленькую старушку: «Дружок, не спеши. Ты же устал. Сложи на землю свою ношу и отдохни».Черт подумал, что мост он разбить успеет, и принял совет доброй женщины. А та, хитрюга, быстренько обежала камень, начертала крестик на его обратной стороне и отправилась своей дорогой.Когда отдохнувший черт стал поднимать камень, то понял: что-то изменилось, ноша чертовски потяжелела. Поворачивая глыбу так и сяк, он заметил крест. Плюнув и на камень, и на мост, вторично столь нагло обманутый людьми строитель пустился наутек со всех лап.

С тех пор, как рассказывают причастные, черт появляется в глазах людей из Ури, когда они начинают перебирать вожделенного французского вина. С теми, кто в такой момент не «завязывает», происходят чертовские неприятности.

Ну, а чудо смелой средневековой архитектуры – изящный одноарочный каменный мост через ущелье Рейса – исправно служит людям до сих пор. Во время упомянутой битвы за мост, чтобы воспрепятствовать переходу суворовских войск, французы разрушили один пролет, но чудо-богатыри перекрыли разрыв бревнами и прошли под артиллерийским обстрелом – этот эпизод показан в фильме «Александр Суворов». Естественно, потом мост, имевший ключевое значение не только для транспортировки вина на самом коротком пути через Альпы между Швейцарией и Италией, был восстановлен. Ниже по течению Рейса, в расширении его долины, построен еще один, пятиарочный мост. При этом уже давно действует железная дорога, обходящая то место по тоннелю (этот тоннель после его сооружения был самым длинным в мире – около 15 км) под перевалом Сен-Готард (высота перевала – 2108 м). Примерно в километре от хамар-дабанского тезки прославленного суворовцами моста проходил построенный в конце восемнадцатого–начале девятнадцатого века через перевал Чертовы Ворота (около двух тысяч метров) торговый тракт от Култука на Кяхту – так называемая Старомонгольская дорога через горы, которая утратила былое транспортное значение после прокладки по берегу Байкала железной дороги через 39 тоннелей. Так что вот еще аналогия с Альпами.

Иван Калашников в «Записках иркутского жителя» упоминает, что во время поездки по той хамар-дабанской дороге (он был послан генерал-губернатором с ревизией Верхнеудинского уезда – теперь это Республика Бурятия) встретил в 1829 году суворовских солдат-поселенцев. Герои Италийского похода 1799 года обслуживали в горах Хамар-Дабана избы, где отдыхали и меняли лошадей казенные путники и купцы. Как туда попали участники штурма Чертова моста в Альпах – это уже совсем другая история.

 

 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок