Роспотребнадзор Приангарья напоминает туристам порядок действий в случае если туристическая компания не выполнила свои обязательства перед клиентом

Ольга Шарипова   
10.02.2012 13:45

Клиентам находящегося на грани банкротства туроператора ЗАО «Ланта-тур Вояж» необходимо дождаться даты начала тура и, только если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией. Областное Управление Роспотребнадзора рекомендует иркутянам, пострадавшим из-за невыполнения туроператором своих обязательств, ознакомиться с законами о туристской деятельности и правах потребителей в РФ.

 


Напомним, в последние дни объявлено о приостановке деятельности этого крупного федерального туроператора, в связи с чем на ряде зарубежных курортов возникают случаи удержания отелями паспортов российских туристов до выплаты компанией «Ланта-Тур вояж» ее задолженностей, отменяются трансфертные рейсы и так далее. К слову, Телеинформ обратился в более два десятка турагентств, работающих в Иркутске на выездных направлениях. В организациях заверили, что не имеют договорных отношений с ЗАО «Ланта-Тур Вояж», и, соответственно, избавлены от проблем, из-за которых страдают клиенты других фирм. В Иркутске о пострадавших от «Лана-Тур Вояж» клиентах им ничего не известно.

ДЛЯ СПРАВКИ: В Иркутской области в настоящее время работает около 150 туристических фирм, 80% из них работают на выездных направлениях. В связи с опубликованием туроператором ЗАО «Ланта-Тур Вояж» на своем сайте www.lantatur.ru сообщения о приостановлении продажи туров из-за невозможности надлежащим образом обеспечить финансирование заказанных услуг, областной Роспотребнадзор информирует иркутян об особенностях туристского законодательства.

Опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является. Только в случае фактического невыполнения туроператором своих обязательств клиент может обратиться к финансовому гаранту компании. Туроператор ЗАО «Ланта-Тур Вояж» застрахован в страховой компании ОСАО «Ингосстрах» на сумму 100 миллионов рублей.

При наличии оснований для выплаты страхового возмещения турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате денежных средств. Заявление о возврате денежных средств пишется в произвольной форме, главная причина - неисполнение туроператором обязательств по организации тура.

Основные права туристов определены ст.6 Федерального закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В нем идет речь о правах граждан как во время самого путешествия, так и во время подготовки к нему, транзита. Согласно документу, туристы имеют право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в том случае, если туроператор не выполняет условия заключенного с ними договора. При этом туроператоры обязаны возместить туристу «реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора».

Кроме того, в Законе перечислены существенные нарушения туроператорами договора о реализации туристского продукта. Это неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке или размещению, наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

В требовании туриста необходимо указать фамилию, имя и отчество туриста, дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора, номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения, наименование турагента, информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Также при подаче заявления необходимо указать ссылку на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 Закона об основах туристской деятельности, послужившие причиной обращения туриста к страховщику или гаранту, размер денежных средств, подлежащих уплате туристу в связи с неисполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом в связи с его расходами по эвакуации.

К требованию турист должен приложить копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копию договора о реализации туристского продукта, документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом в результате неисполнения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Роспотребнадзор обращает внимание иркутян, что, для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению, страховщик не вправе требовать какие-либо еще документы. Страховщик обязан удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

В случае, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику обратились одновременно более одного туриста и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.

Кроме того, у туриста, уже заключившего договор с данным туроператором, есть право расторгнуть договор в одностороннем порядке до начала путешествия. Турист может потребовать от туроператора возврата стоимости тура за вычетом фактически понесенных туристической фирмой расходов, если условия договора не предусматривают иной, более льготный для потребителей, порядок взаиморасчетов применительно к такому случаю.

Если исполнитель отказывается удовлетворить требования в добровольном порядке, спор в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть разрешен только судом. Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Выплата страхового возмещения или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с законом «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения договора.

За дополнительными разъяснениями клиенты туроператора «Ланта-тур Вояж» могут обращаться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области по адресу г.Иркутск ул.Карла Маркса, д.8 или по телефону 33-58-36 либо на «горячую линию» по телефону 8 800 350 26 86.

Профессиональные эксперты, опрошенные «Телеинформом» подчеркивают: несмотря на то, что массово иркутян история с туроператором «Ланта-тур Вояж» не коснулась, определенное настороженность к выездному туризму в этом сезоне она, несомненно, породит. Соответственно, следует ожидать роста интереса наиболее осторожной части туристов (особенно семей с детьми и пожилых) к отечественным приморским здравницам.

 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок