Межрегиональная краеведческая конференция школьников «Историко-культурное и природное наследие Сибири»

Бородина М.Л., Снопков С.В., методисты Иркутского ЦДЮТиК   
12.05.2011 10:33

16 – 18 марта 2011 года в Иркутске прошло важное образовательно-просветительское мероприятие - IV Межрегиональная краеведческая конференция школьников «Историко-культурное и природное наследие Сибири», посвященная деятельности Русского географического общества.

Проведение межрегиональной конференции организовано Министерством образования Иркутской области, Иркутским областным центром детско-юношеского туризма и краеведения и Иркутским областным отделением Русского географического общества. 2011 год стал знаменательным в истории проведения конференции: во-первых, в состав учредителей межрегиональной конференции вошел Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, а сам форум включен в план всероссийских мероприятий; во-вторых, IV Межрегиональная краеведческая конференция стала одним из первых мероприятий в программе празднования юбилея ВСО РГО – его 160-летия.

Проводимая ежегодно межрегиональная конференция позволяет юным исследователям истории, культуры и природы Сибири представлять на крупном краеведческом форуме результаты своих научных поисков, получать оценку работы и рекомендации ученых и педагогов.

Особенностью конференции является то, что используются различные формы работы при проведении конкурса. Конкурс проводится в два этапа. На первом (заочном) этапе ученические исследовательские работы оцениваются экспертами на соответствие работ требованиям конференции. Основной формой представления ученических работ на втором (очном) этапе является стендовая сессия, во время которой автор работы раскрывает результаты своего исследования в ходе диалога с экспертами, педагогами, участниками и гостями конференции. После стендовой сессии проводится пленарная сессия, на которой в форме устных докладов и дискуссий рассматриваются несколько работ, отбираемых по представлению экспертной комиссии. Так как целью проведения пленарной секции является методическая помощь учащимся и педагогам в организации краеведческих исследований, то для обсуждения выбираются спорные, проблемные, оригинальные или значимые работы.

Одной из основных задач конференции является организация активного участия авторов работ и их руководителей в экспертизе и анализе юношеских исследовательских работ, в обмене опытом организации учебно-исследовательской работы, в творческой разработке и усовершенствовании принципов проведения конференции. Для решения этой задачи для педагогов проводится специальная учебно-методическая сессия, на которой рассматриваются вопросы организации учебно-исследовательской работы школьников, а для учащихся проводятся мастер-классы по методике краеведческих исследований.

Важным элементом является проведение культурно-просветительской программы для участников конференции: выступления известных ученых о современных достижениях науки, познавательные экскурсии по историческим местам Иркутска, в музеи, на озеро Байкал.

Эти разнообразные по целям и характеру формы работы способствует разносторонней по смыслу и назначению творческой деятельности учащихся, многоуровневому рассмотрению исследовательских работ, получению новых знаний и навыков. Проведение конференции способствует созданию межрегиональной системы исследовательской краеведческой работы школьников - своеобразного ученического и педагогического сообщества, развивающего исследовательский подход в образовательной деятельности.

В 2008 – 2010 годах в работе конференции принимали участие юные краеведы из 7 регионов Сибири: Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край и Томская область. В отборочном туре принимали участие от 60 до 75 исследовательских работ, из которых для участия в очном туре приглашались 40 – 45 работ.

На заочный тур IV Межрегиональной конференции было подано 102 исследовательские краеведческие работы школьников Красноярского и Алтайского краев, Томской, Кемеровской и Иркутской областей. В финальном этапе конференции были представлены 63 работы, посвященные изучению природы, истории и культуры Сибири.

Для проведения стендовой сессии были сформированы 4 секции: «Природа Сибири» (подсекции «Геология и геоморфология» и «Экология»); «История Сибири», «История малой родины, археология и топонимика» и «Культура Сибири». Открытие конференции и стендовая сессия проходили в помещении Института географии им.В.Б.Сочавы СО РАН.

В работе стендовой сессии принимало участие более 30 членов конкурсной комиссии - специалисты Института географии им.В.Б.Сочавы СО РАН, Иркутского государственного университета, Иркутского государственного технического университета, Восточно-Сибирской государственной академии образования, Музея истории ВСЖД ОАО РЖД, ФГУ заповедник «Байкало-Ленский», Иркутского областного центра по сохранению историко-культурного наследия, Центральной научной библиотеки Иркутского научного центра СО РАН, Архитектурно – этнографического музея «Тальцы», Протокольно-организационного отдела Губернатора Иркутской области, Иркутского общества «Родословие», Байкальского музея, Иркутского областного краеведческого музея, Иркутской региональной общественной организации «Байкальская Экологическая волна» и др. Преподаватели ВУЗов, ученые академических институтов, сотрудники музеев, федеральных служб и общественных организациях знакомились с достижениями юных краеведов, обсуждали недостатки и перспективы исследований. 28 работ юных краеведов были отмечены Дипломами лауреата конференции.

Без преувеличения можно сказать, что VI Межрегиональная краеведческая конференция школьников «Историко-культурное и природное наследие Сибири», проведенная на высоком научном и учебно-методическом уровне, стала важным событием в развитии детской краеведческой работы и образовательных технологий в Сибири.

Метки:
 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок