Ольхон-2013: коммерция под лозунгом охраны природы |
03.10.2013 16:46 |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений 2013/olh_03_10_13 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. В ходе проекта «Байкальская экспедиция 2013», осуществляемого общественной организацией «Байкальская Экологическая Волна» (БЭВ), в конце августа 2013 г. мы посетили о. Ольхон. Цель – выяснить, какое влияние на природу оказало развитие туризма за последние 1-2 года.
В качестве индикатора было выбрано растение - черепоплодник щетинистоватый - общебайкальский эндемик, местообитаниями которого являются песчаные пляжи, привлекательные для туристов. Как было установлено в ходе исследований, проведенных в 2011 г. мною и д.б.н. Л.Н. Касьяновой (СИФИБР СО РАН), этот эндемичный вид сохранился лишь в трех точках Ольхона (соответственно и Иркутской области): на побережье залива Семь Сосен, на косе, отделяющей озеро Ханхой от Малого Моря, на побережье Хужирского залива. Тогда же Прибайкальскому национальному парку (ПНП) была предложена программа по сохранению этих 3 участков. Она не была реализована. Вместо этого осуществлены мероприятия, нанесшие прямой вред природе. В заливе Семь Сосен в середине местообитания черепоплодника сотрудниками ПНП установлена туристическая стоянка – 2 стола со скамьями, вокруг которых в радиусе 15 м вся растительность была вытоптана.
{gallery}2013/olh_03_10_13{/gallery}
На косе оз. Ханхой из крупных камней было выложено заграждение, но в центре поставлен шлагбаум, запирающийся на замок. За ним - наезженная дорога до самого конца косы. Прямо на местообитании черепоплодника поставлены баня, деревянный павильон с надписью «кафе». По-видимому, летом через этот шлагбаум могли заезжать автомобили туристов, благодаря которым центральная часть косы сейчас представляет собой наезженную дорогу. Мы считали, что «благоустройство» косы было проведено ПНП, однако из интернет-новостей узнали, что это дело рук муниципальных властей, причем в рамках проекта «Чистые берега Байкала» Другая баня, уже на колесах, установлена на берегу Хужирского залива. Все три пляжа оказались покрыты колеями от колес квадроциклов и джипов. Особенно сильно в этом отношении пострадал Хужирский залив – под колесами погибла большая часть эндемичных трав. Несмотря на близость этого пляжа к п. Хужир и конторе Островного лесничества ПНП, сотрудники парка не предприняли мер по охране уникального природного участка, а именно – прекращению езды автотранспорта по пляжу, незаконному размещению бани в нескольких метрах от уреза воды. Итак, все три уникальных ольхонских пляжа, ценных как для охраны биоразнообразия, так и для рекреации, в 2013 г. пострадали от антиэкологичных действий администрации ПНП, понесли большой ущерб от движения автотранспорта, неконтролируемого инспекторами. Мы считаем, что езду на квадроциклах по острову следует как можно скорее запретить. Из-за них уникальные пляжи, дюны, многие степные склоны уже превратились в безжизненные «автодромы». Между тем, именно ПНП сейчас принадлежит значительная часть этих транспортных средств. Мы посетили контору Островного лесничества 29 августа. Во дворе стояли 8 квадроциклов. Сотрудница, ответственная за выдачу разрешений, пояснила, что они используются сотрудниками парка «для рейдов по соблюдению режима, для борьбы с пожарами, в аренду никому не передаются». А тем временем другой сотрудник нашей экспедиции спросил во дворе у другого сотрудника ПНП – можно арендовать квадроцикл? Ответ – да, 7 тыс. руб. за 1 день. Символично, что на ограде конторы Островного лесничества прямо под аншлагом «Соблюдайте правила посещения ООПТ» прикреплено объявление «Прокат квадроциклов. Маршруты и прогулки». По результатам экспедиции 2011 г. ПНП предлагалось установить заграждения для автотранспорта на 12 участках о. Ольхон. Реализованы лишь 2 предложения: уже упоминавшаяся коса оз. Ханхой (ограждение, мягко говоря, «своеобразное»), а также шлагбаум на границе заповедной зоны ПНП у д. Песчанка (и перекрытая дорога поблизости, в урочище Буругер). Эта мера предлагалась для перекрытия потока неорганизованных автотуристов в северную часть острова, для регулирования рекреационной нагрузки. Из пос. Хужир на мыс Хобой летом ежедневно направляется целый поток уазиков: местные жители проводят экскурсии для туристов. Как мы убедились из беседы с сотрудницей, работающей на шлагбауме у Песчанки, здесь пропускаются все машины - и экскурсионные уазики, и туристы на личном автотранспорте. И в любом количестве, независимо от «допустимых нагрузок». Единственное требование – оплаченное (в конторе лесничества) разрешение. Мы посетили единственное крупное местообитание астрагала ольхонского – узколокализованного ольхонского эндемика. Оно располагается на песчаном массиве у д. Песчанка. Казалось бы – заповедная зона, куда попадают только по оплаченным разрешениям. Природная территория должна бы характеризоваться высокой степенью сохранности. Но прямо на местообитании астрагала обнаружены многочисленные следы от квадроциклов. Самые свежие оставлены примерно неделю назад. Можно сделать вывод: туристы, оплатившие «разрешения на посещения», бесконтрольно ездят по заповедной зоне, давя эндемичный астрагал. А как быть с самой д. Песчанка, находящейся в заповедной зоне парка? Несколько лет назад в ней постоянно проживала лишь одна пожилая женщина. Затем вдруг стали оживать пустовавшие дома. А теперь идет новострой. Лишь в этом году появился огороженный столбами участок, а на нем два новых сруба и туалет, далее по дороге построен новый большой дом. Пропускать туристов через заповедную зону за деньги ПНП может, а не допускать здесь строительства – не способен? Из бесед с владельцами частных турбаз и личных наблюдений, можно сделать вывод: основную часть своего рабочего времени работники ПНП на Ольхон тратят на сбор денег с туристов. Кроме шлагбаума у д. Песчанка, рядом с которым находится постоянный пост, важнейшим местом денежных сборов является Сарайский залив. Суммы значительны. Например, семья из трех человек должна за 1 день пребывания здесь (либо на севере острова) заплатить 730 руб. Из них 350 – за автомобиль, 200 – за палатку, по 60 руб. с человека. Неудивительно, что проверки и денежные поборы на Сарайском заливе в пик сезона проходят почти ежедневно. «Навар» велик. Например, в конце июля 2011 г. на Сарайском заливе нами было учтено около 300 палаток. Неудивительно, что на контроль природоохранного режима, включая «бездорожную» езду квадрациклов и автомобилей, времени у сотрудников ПНП не остается. Недавно прокуратура Ольхонского района направила заявление в суд в отношении ПНП. По мнению правоохранителей, с туристов на Ольхоне сотрудники нац. парка незаконно брали плату (http://www.irk.aif.ru/society/news/89675). Вызывают удивление выставленные вдоль автодороги паром-Хужир аншлаги. Первые два гласят: «ПНП. Запрещено посещение территории без разрешения», третий «Дачное некоммерческое товарищество Ханхой». Получается, что посещать территорию нельзя, а строить дачи – можно! Между тем, по закону об ООПТ в национальных парках разрешение требуются только для посещения заповедной зоны. А это – зона хозяйственного назначения. Она не только открыта для посещения, в ней ведется и традиционное сельское хозяйство. Этот же закон гласит, что на территории национальных парков запрещено создание садоводств. А на Ольхоне все наоборот – посетители оказываются нарушителями, «дачники» - законопослушными гражданами. Все – вопреки закону об ООПТ. Здесь налицо не только незаконные претензии к посетителям, но и «крышевание» застройщиков. Наверняка последние воспользовались законодательной лазейкой, позволяющей организовывать садоводства на землях сельхозназначения (это именно такие земли). Но на территории национального парка упомянутую лазейку перекрывает прямой запрет, про который руководство ПНП предпочло забыть. Кстати, в этом «садоводстве» на сухой степной почве даже трава почти не растет. Грядок или теплиц здесь нет и в помине. Наиболее вероятная цель этого «дачного товарищества» - прием туристов, а не огородничество. Есть все основания опасаться, что такие же «садоводства» станут появляться и на других участках Ольхона и Приольхонья. На недавнем совещании руководителей федеральных ООПТ глава Минприроды Сергей Донской подчеркнул, что туризм должен быть тщательно регламентирован и учитывать специфику и размеры каждой отдельно взятой ООПТ: "При этом вся работа по развитию туризма на любых ООПТ должна гармонично сочетаться с обеспечением задач по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия – то есть ключевого предназначения ООПТ" На примере ПНП мы видим прямо противоположную картину. Сохранение биологического разнообразия приносится здесь в жертву рекреационным потребностям (пример с черепоплодником). При этом авторитет ПНП стремительно падает. В глазах и многочисленных туристов, и местного населения национальный парк из природоохранного учреждения превратился в сугубо коммерческую структуру, занимающуюся, прежде всего, «выжиманием» всеми правдами и неправдами денег из посетителей. Уже вернувшись в Иркутск, мы наткнулись в интернете на интересную новость: Прибайкальский национальный парк планирует организовать на Ольхоне сафари-парк Данное интервью - настоящий «букет» некомпетентных высказываний. И.о директора не понимает разницы между сафари-парками (коммерческие организации, часто используют экзотических животных, ничего общего не имеют с охраной природы) и резерватами (создаются с природоохранными целями), не представляет, в чем заключаются фаунистические исследования (не в наблюдениях за вольерными особями). Не знает, что рысь обитает во всех 10 лесничествах ПНП и никуда не исчезала (но ее численность резко сократилась на Ольхоне), что заходы редчайшего снежного барса из Саян на территорию национального парка датируются лишь 1997 и 2002 гг. По результатам поездки на Ольхон БЭВ направила письмо в Западно-Байкальскую межрайонную прокуратуру. Метки: |
- Какие страны Европы чаще всего посещают россияне?
- Жуткие кости: женщина дважды за месяц наткнулась на человеческие останки
- Более 2300 свалок ликвидировали в Иркутске с начала года
- Губернатор Приангарья утвердил программу «Активное долголетие»
- Сергей Тен рассказал о реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Иркутской области