Заседание бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа |
Соб.инф. | |||||||||||||||
23.06.2015 14:40 | |||||||||||||||
26 мая 2015 года в г. Улан-Удэ под руководством Благова В.К., руководителя Енисейского БВУ, состоялось 14-е заседание бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа. Об обстановке в Ангаро-Байкальском бассейне в зимний период 2014-2015 гг. и о задачах функционирования водохозяйственных систем в условиях маловодья рассказал В.К.Благов. Водохозяйственная обстановка на водохранилищах Ангаро-Енисейского каскада ГЭС в 2014 году была и остается в настоящее время напряженной. В 2014 г. на р. Енисей, р. Ангара и их притоках наблюдалась низкая водность. На реках бассейна озера Байкал – экстремально низкая водность. Водохранилища Ангаро-Енисейского каскада ГЭС в 2014 г. были наполнены (в процентах от полной полезной емкости): - Саяно-Шушенское водохранилище – 82%, полезный объем 12,02 км3; - Красноярское водохранилище – 80%, полезный объем 24,05 км3; - озеро Байкал – 57%, полезный объем 18 км3; - Братское водохранилище – 42%, полезный объем 15,04 км3; - Богучанское водохранилище – к окончанию навигации на 15 октября 2014 г. наполнено до отметки 203,18 м БС при НПУ 208,00 м БС. Водохозяйственная обстановка на Ангарском каскаде ГЭС в значительной степени определяется полезным объемом водных ресурсов Иркутского водохранилища, которое фактически состоит из каскада двух водохранилищ - озерного (байкальского) и речного. Первой ступенью каскада является исток реки Ангара, который зарегулирован в естественных условиях донными геологическими образованиями, включая Шаман-камень, вторая ступень – плотина Иркутской ГЭС. Регулирование уровня озера Байкал с 1956 по 2001 гг. осуществлялось в диапазоне отметок 205,54-207,00 м ТО, в соответствии с проектом Иркутской ГЭС. С 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 года № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» с целью сохранения и восстановления биоразнообразия озера нижний диапазон регулирования уровня ограничен до 206,00 м ТО. При этом полезный объем Иркутского водохранилища, предназначенный для регулирования, снизился в 1,46 раза - с 46 млн. м3 до 31,5 млн. м3 и глубокое многолетнее регулирование перестало обеспечиваться. В осенне-зимний период 2014-2015 гг. Иркутский гидроузел работал в режиме экономии водных ресурсов с соблюдением минимальных сбросных расходов, установленными «Основными правилами использования водных ресурсов водохранилищ Ангарского каскада ГЭС (Иркутского, Братского и Усть-Илимского)» в межнавигационный период: 1300 м3/с в условиях открытого русла реки, 1250 м3/с при ледяном покрове. Для предотвращения чрезвычайной ситуации на водозаборах на р. Ангара в г. Ангарске постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 97 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в осенне-зимний период 2014/15 гг.» разрешено использование водных ресурсов озера Байкал ниже отметки 256,00 м ТО в объеме, обеспечивающем хозяйственную и иную деятельность населения и объектов экономики, расположенных в нижнем бьефе Иркутского гидроузла с последующем восстановлением уровенного режима в половодье 2015 г. Нижняя предельная отметка 456,00 м ТО была достигнута 19 февраля 2015 г., минимальная отметка 455,86 м ТО – 26 апреля 2015 г. На момент проведения заседания отметка 206,00 м ТО не достигнута (сейчас – на 19 июня - уже превышена - Прим. редакции) Прогноз полезного притока воды во втором квартале 2015 г. 2300-2900 м3/с – 77-97% от нормы, фактический полезный приток в апреле составил 900 м3/с – 102% от нормы. Прогноз приточности воды на 3 квартал определит условия зимнего периода 2015-2016 гг. Правила использования водных ресурсов Иркутского водохранилища должны определять режим использования его водных ресурсов при любой водности в бассейне озера Байкал, не обращаясь к высшему органу исполнительной власти за разрешением использования дополнительного объема воды в годы экстремальной низкой водности и превышения предельной отметки озера в годы экстремально высокой водности. Разработанный в 2013 г. проект Правил использования водных ресурсов Иркутского водохранилища не удается согласовать с органами исполнительной власти Иркутской области и Республика Бурятия по основной причине - разногласия между субъектами в части распределения доходов от использования водных ресурсов озера Байкал. О результатах проекта ГЭФ-ПРООН «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы озера Байкал» Попов Д.В. Представлены значимые результаты выполнения проекта «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы озера Байкал» (официальный сайт проекта - baikal.iwlearn.org): - разработан и опубликован технический документ «Трансграничный диагностический анализ бассейна озера Байкал» (ТДА), являющийся элементом стратегии адаптивного управления, позволяющего определить трансграничные проблемы и их причины; - разработана и опубликована «Стратегическая программа действий» (СПД), которая включает совместные Российско-Монгольские действия, направленные на улучшение охраны уникальной экосистемы бассейна озера Байкал; - обеспечена поддержка проведения ежегодного мониторинга качества воды по химическим, микробиологическим и гидробиологическим показателям в дельте р. Селенга; - подготовлены, опубликованы и распространены тематические доклады, отчеты, учебно-методические пособия; - разработаны планы управления подбассейнами рек Эг и Идер на территории Монголии; - разработана и внедряется гармонизированная программа мониторинга качества воды в бассейне р. Селенга, проводится интеркалибрация методик определения загрязняющих веществ, обеспечивается модернизация лабораторной базы Монголии; - создана база данных и модель перемещения загрязняющих веществ в водах бассейна р. Селенга; - в сети Интернет основан Байкальский информационный центр bic.iwlearn.org, раздел «Атлас» содержит «Экологический атлас бассейна озера Байкал», состоящий из 142 тематических карт, также карты опубликованы на сайте geonode.iwlearn.org; - разработан учебно-методический комплекс Байкальский сундучок в России и Монголии по экологическому образованию школьников; - создан документальный фильм «Байкал без границ». Реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий, определение границ зон затопления, подтопления на территории Республики Иркутской области Абаринова Н. Г. По переданным полномочиям, в соответствии со ст. 26 Водного кодекса, Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в части предоставления права пользования водными объектами выполнено следующее. На 22.05.2015 зарегистрировано в ГВР: договоров – 177, решений – 600, дополнительных соглашений – 695. Количество действующих договоров водопользования – 115, решений – 245. За истекший период 2015 г. заключено 12 договоров водопользования и 128 дополнительных соглашений к договорам водопользования, принято 35 решений о предоставлении водных объектов в пользование. Поступление в бюджет от платы за пользование водными объектами по договорам водопользования, по Иркутской области составило в 2014 г. 667 млн. руб., в том числе по заключенным Министерством договорам - 94 млн. руб. Размер средств федерального бюджета, выделяемых Иркутской области, в виде субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений в 2014 г. составил 41 млн. руб.; субсидии на осуществление капитального ремонта ГТС -15 млн. руб. За счет субвенции в 2014 г. выполнено 3 мероприятия: руслорегулирование и расчистка русла р. Ия; спрямление русла реки Ида в с. Заглик Боханского района; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Куда в пределах населённых пунктов Урик, Хомутово, Поздняково (установдено 30 знаков). Субсидии использовались для выполнения укрепления берега реки Китой в районе защитной дамбы с. Одинск и капитального ремона дамбы на р. Белая в пос. Тайтурка Усольского района. Численность защищенного населения от проведенных в 2014 году мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территории Иркутской области составила 4,9 % (5153 чел.) от общего количества незащищенного населения (104,4 тыс. чел.). В 2014 г. за счет областного бюджета разработана проектно-сметная документация по объектам: «Берегоукрепление оз. Байкал в пределах прибрежной полосы п. Листвянка»; «Инженерная защита пос. Подволошино от негативного воздействия вод р. Нижняя Тунгуска»; «Инженерная защита пос. Петропавловское от негативного воздействия вод р. Лена»; «Защита города Киренск от наводнения. Защитная дамба». За счет средств областного и местных бюджетов в 2014 году выполнены мероприятия: инвентаризация земель Иркутской области, подверженных негативному воздействию водных объектов в 173 населенных пунктах, в 21 муниципальном районе; проведение государственного мониторинга водных объектов Иркутской области; постановка на учет объектов недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых не известны (бесхозяйные гидротехнические сооружения); оформление карт (планов) зон затопления, подтопления на территории Иркутской области для дальнейшего внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах 6 населенных пунктов. По результатам инвентаризации в зону затопления попадают 6915 домов, 29228 жителей, 13977 объектов промышленности и социальной инфраструктуры. Подготовлен и направлен в Федеральное агентство водных ресурсов График разработки предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и карт (планов) объектов землеустройства по Иркутской области, в рамках полномочий по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». На 2015 г. плановые суммы субвенции – 35,8 млн. руб., субсидии на капитальный ремонт ГТС 43,7 млн. руб., субсидии на капитальное строительство объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод - 29,4 млн. руб. За счет средств областного и местных бюджетов будет осуществляться государственный мониторинга водных объектов Иркутской области (1,8 млн. руб.) и постановка на учет объектов бесхозяйных ГТС (0,5 млн. руб.). Представлены задачи министерства в сфере водных отношений на 2015 год. Реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий, определение границ зон затопления, подтопления на территории Республики Бурятия Лбов А.В. Из федерального бюджета в 2014 г. на реализацию переданных полномочий в области водных отношений Республики Бурятия в виде субвенций поступило 36 млн. руб., за счет которых: выполнены мероприятия по закреплению на местности границы водоохранной зоны на реках Большая Речка Кяхтинского района, Бичура Бичурского района, Мургун Баргузинского района, Новый Заган Мухоршибирского района – установлено 64 знака; продолжены переходящие на 2015 г. работы по расчистке русел р. Иволга у сел Хойто-Бэе, Нурселение Иволгинского район и р. Курба в с. Унэгэтэй Заиграевского района; разработаны 3 проекта по расчистке русел рек. В 2015 г. будут выполняться 4 мероприятия по охране водных объектов и предотвращению от негативного воздействия вод, планируемый объем затрат - 29,475 млн. руб. Субсидии из федерального бюджета использовались на завершение капитального ремонта Енхорской дамбы обвалования у с. Енхор Селенгинского района и капитальный ремонт Чикойской дамбы обвалования у с. Чикой Кяхтинского района. В 2015 г. капитальный ремонт ГТС не будет осуществляться. Предусмотрена реализация мероприятия по защите г. Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда в сроки: разработка проекта – 2014-2016 гг., строительство – 2017-2020 гг. Мощность сооружения: берегоукрепление - 47,8 км,- оградительная дамба - 54,287 км. Защищаемая площадь от затопления – 1503,77 га, защищаемое население - 50,0 тыс. чел., предотвращаемый ущерб - 52721,3 млн. руб. На 2016 г. запланировано выполнение 4 мероприятий по капитальному строительству и реконструкции сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод на сумму 246,828 млн. руб. В соответствии с п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 04.09.2014 № 2166 в Республике Бурятия принимаются меры по исключению строительства новых объектов на участках, подверженных риску затопления и подтопления. В МО принимаются нормативные правовые акты о запрете предоставления таких земельных участков под строительство. Министерством природы и экологии Республики Бурятия согласована градостроительная документация 109 муниципальных образований (МО). Для определения источников финансирования в МО направлены формы типового задания на определение границ зон затопления. Расчеты показывают, что бюджеты МО не могут обеспечить выполнение данных работ. Федеральное агентство водных ресурсов в декабре 2014 г. утвердило График разработки предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и карт (планов) объектов землеустройства по Республике Бурятия. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» Правительством Республики Бурятия Распоряжением № 377-р от 01.07.2014 года утверждены: перечень первоочередных мероприятий по установлению границ затопления в 163 населенных пунктах, подтопления и особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях; перечень населенных пунктов, подверженных возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами; график разработки проектной документации объектов инженерной защиты населенных пунктов республики. За счет средств республиканского бюджета в 2015-2016 гг. будут выполнены работы по определению границ зон затопления и подтопления в г. Улан-Удэ на рр. Селенга и Уда и в Заиграевском районе. О повышении эффективности водохозяйственных работ и применении гибких бетонных покрытий и габионов в гидротехническом строительстве. Людвиг М.Г. Вопрос обсуждается по инициативе ООО «Экогидросервис» (г. Воронеж), которое обратило внимание на необходимость принятия ответственных решений при разработке проектов берегоукрепительных сооружений, расчистки русел, дноуглубительных работ. Технические решения должны обеспечивать надежность работы сооружений, конструктивных элементов в экстремальных условиях паводка, подвижки льда. В частности, для повышения эффективности водохозяйственных работ на стадии проектирования необходимо учитывать условия применения моделей серийных гибких бетонных покрытий и габионов. Также необходимо в проектах при выполнении мероприятий на берегах и руслах рек учитывать гидрогеологические условия и экологические аспекты, в том числе в части воздействия на уровень грунтовых вод. Заказчикам необходимо уделять внимание качеству выполняемых работ, в том числе в ходе строительного и авторского надзора. О взаимодействии уполномоченных органов исполнительной власти и общественных организаций при реализации бассейнового принципа управления водным фондом. Шапхаев С.Г. В наиболее полном виде бассейновый принцип управления крупными водными экосистемами впервые реализован в России на Байкальской природной территории. Законодательной основой послужили Международные соглашения в форме ратифицированных Российской Федерацией Конвенций «О биоразнообразии» и «Об охране культурного и природного наследия», на национальном уровне - федеральный закон «Об охране озера Байкал» и ряд подзаконных нормативных актов к нему, призванных обеспечить международные обязательства России по сохранению уникальных ценностей экосистемы озера Байкал - объекта всемирного природного наследия. Одной из актуальных проблем, потребовавшей тесного взаимодействия заинтересованной общественности и уполномоченных органов исполнительной власти, явилась проблема регулирования уровня воды озера Байкал ГЭС на Ангаре. При проведении общественных обсуждений проектов ПИВРов и ПТЭБов озера Байкал и Иркутского водохранилища, СКИОВО и НДВ озера Байкал в течение 2013-2014гг. общественными организациями были подготовлены замечания и аргументированные предложения. Нами отмечается, что узковедомственный подход продолжает доминировать над национальными интересами, закрепленными в международных соглашениях. Считаем принципиальным: - соблюдение приоритета сохранения уникальных ценностей экосистемы озера Байкал перед другими видами использования; - обеспечение расширения диапазона пропускной способности плотины Иркутской ГЭС до проектных отметок; - необходимость разработки и утверждения взаимосвязанной системы биологического и экологического мониторинга за водным режимом и биологическим разнообразием экосистемы Байкала. Предложено провести следующее заседание бассейнового совета в г. Иркутске в октябре.
Метки: |
- Молодая жена Петросяна показала себя беременной вторым ребенком
- «Корона» переходит в наступление: прогноз на зиму в России
- Елена Проклова продолжает откровенничать о мужчинах: она и Андрей Миронов
- Мужчина пожаловался в банк на недобросовестных эскортниц
- Любвеобильный эму из Великобритании сбежал из зоопарка и захлебнулся