Все больше россиян не справляется с обслуживанием автокредита. Число заемщиков с просрочкой достигло максимума с ноября 2022 года. Почему россияне не могут платить по долгам и как на это отреагируют банки, abnews.ru рассказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко.
Доля автокредитных должников среди всех заемщиков с просрочкой до 90 дней впервые с 2018 года составила 2%. В сентябре выплаты по целевым займам задерживали 31,4 тысячи человек. Для автокредитов это самый высокий показатель с 2022 года.
Рекордными стали и объемы продаж автомобилей – в денежном выражении рынок за девять месяцев 2024 года увеличился на 73%. Повышению спроса на машины и, соответственно, на целевое кредитование способствовало ожидание роста цен в связи с увеличением ставок утилизационного сбора. По словам эксперта, в спешке люди не всегда могли здраво оценить свои финансовые возможности. Кроме этого, стоимость заемных средств тоже значительно выросла.
«Из-за повышения утилизационного сбора и проблем с трансграничными платежами ожидается, что цены на автомобили вырастут еще на 10–20%. На популярные иностранные модели с двигателями до двух литров стоимость может увеличиться на 300–400 тысяч рублей, а на российские автомобили – на 100–200 тысяч. К тому же, сами кредиты дорогие, размер ежемесячного платежа увеличивается. Также высокая инфляция могла привести к снижению реальных доходов населения», – пояснил Петр Щербаченко.
В сентябре банки выдали автокредитов на сумму почти четверть трлн рублей, что стало историческим рекордом. Ранее в сфере автокредитования регулирование было довольно слабым. Только в июле этого года Центробанк применил надбавки к коэффициентам риска для автокредитов, а в октябре объявил о намерении ввести лимиты на автокредитование. При этом ограничения, введенные Банком России, если и снизят активность в сегменте, то затронут только новые выдачи. Что касается автокредитов, выданных на фоне повышенного спроса, просрочка по ним будет постепенно накапливаться.
«В условиях увеличения просроченной задолженности банки будут стремиться минимизировать риски и адаптировать свои условия кредитования к изменяющимся экономическим реалиям. Могут повысить требования к доходам и более тщательно проводить оценку кредитной истории заемщиков, что делает получение кредита более сложным или, например, ограничить максимальные суммы автокредитов, чтобы снизить риски. Для заемщиков, уже испытывающих финансовые трудности возможно начнут формировать программы по реструктуризации долгов», – отметил эксперт.
В условиях высоких цен на автомобили и ставок, достигающих в некоторых случаях 41%, банки уже стали более осторожными в выдаче кредитов. В сентябре уровень одобрения целевых займов на покупку автомобиля упал примерно на 10% с начала года.
Вопрос о направлении в правительство РФ предложений по установлению нормативов энергопотребления по инициативе всех фракций рассмотрели депутаты Заксобрания на сессии 20 ноября.
|
|
Депутаты Госдумы России одобрили в первом чтении законопроект, касающийся доходов иностранных агентов. Об этом сообщил глава нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
|
|
Обновленный список опубликовала исследовательская компания Altrata. По этим данным, Москва вошла в топ-5 городов мира с наибольшим числом миллиардеров
|
|
Российская валюта продолжает слабеть. Курс уже пробил психологическую отметку в 100 рублей за доллар, однако и это не предел — вероятно дальнейшее ослабление, считает экономист Ольга Гогаладзе, пишет РИАМО.
|
|
В этот раз изменить хотят семейную ипотеку. По словам Ярослава Нилова, главы комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, программу планируют расширить. Соответствующее предложение уже направлено премьер-министру РФ.
|
|
|