Экология души. Тофалария

23.06.2015
Разлитые по небу многочисленные краски озаряют бескрайние просторы тайги, ленточки амулетов и красавицу Небесную Птицу в картине юного художника Мартыновой Ксюши, победителя XVI Международного конкурса детского творчества «Экология души» Россия-Калининград - 2014. Мои ученики в рамках форума Россия-Калининград создали творческие работы и получили главные призы. Присуждено звание лауреата Международного конкурса одаренным юным художникам Мартыновой Ксении и Тишковой Анне. Для участия в конкурсе нужно было представить письменное эссе и создать живописную картину. Особое внимание уделялось умению использовать исследовательский метод при создании творческой работы, знание культуры родного края.
Тишкова Аня

Не случайно конкурс проходил в Калининграде. Велика Россия, а природа Сибири особенная, не такая, как в других местах, она наполнена живительной силой, способной успокоить душу, сделать её тоньше, чувствительней, добрей. Наш Иркутский край очень хорош, это место, где юные художники родились, место, которое им очень дорого. Здесь они впервые пошли в художественную школу. Здесь учатся их друзья и работают наставники из Русского географического общества, с которыми на каникулах интересно ходить в походы. Каждому Сибиряку очень дорога тайга, где цветы, реки и горы родной земли овеяны мифами. И только творчески одаренные дети через древние сказания могут воспеть в ярких красках Родину.

«Мой сюжет про прекрасную Небесную Птицу, - сказала автор картины «На волю» Мартынова Ксения. - Лютой зимой семья кочевых таежных оленеводов нашла раненную Небесную Птицу. Девочка принесла на руках беспомощную птицу в теплый чум. Ухаживала, лечила и кормила, и весной птица окрепла. Развязав ленты Джалама, девочка на волю вольную отпускает символ солнца и бездонного неба, скорости и свободы - благородную птицу. Благодарная Птица, парящая в поднебесье с распростертыми крыльями, не забыла доброту девочки и стала помощником ей в таежных кочевках на горных перевалах и лугах высокогорной тундры, где она собирала урожай душистого багульника. Девочка знала способы лечения травами, которые употребляли животные при своих недугах. Проникнуть в секрет ей удавалось, увидев, как раненые звери приходили отлеживаться в заросли гольцевого багульника и со временем выздоравливали. Цветок своей дурманящей красотой покорил сердце таежников, и они сочинили мифы о нем. Влюбившись, молодая красавица в образе птицы явилась к охотнику. Они кочевали вместе по тайге, но охотник решил подняться в покрытые туманом горы, оставив красавицу одну на стойбище. Одиноко и скучно стало птице на опустевшем стойбище, и она полетела за ним. Долго летала и искала в тумане любимого и не нашла. Вернулась, снесла яйцо, из которого вышло на свет Солнце. Парило Солнце, в небе, над горами, помогая птице искать любимого, ярко светило изо всех сил. Птица летала в солнечных лучах, стараясь рассмотреть в каньонах охотника. Но не могла увидеть его в покрытых белой завесой распадках и расщелинах. Солнце видело огорчение птицы, и каплями слезы стали падать на скалы. На камнях слезы солнца прорастали в виде маленьких белых цветков, напоминая белые крылья птицы. Охотник, увидев солнечные цветы, вспомнил о том, что Птица ждет его. В глухой тайге Саян и сегодня живет таинственная Птица. И если таежник почувствует себя плохо, в одиночку кочуя по перевалам, он поджигает пучок сухого багульника. Явится Небесная Птица на его чудесный запах, впитывая в себя все ароматы дыма. Летая в воздушном танце, над больным кочевником, изгонит из него болезнь».

Мартынова Ксюша

Можно долго думать о том, что именно является целью постижения и слияния с природой. Но всё равно искусство детей - это личный опыт каждого, его внутренние переживания и ощущения. И шагая по этому пути, не отрываясь от традиций, дети содействуют созданию новых форм благоприятной среды для творческого общения. Задумываясь о гармоничном взаимоотношении с миром, ученики в творческом процессе совершенствуют окружающий мир в своих картинах и самих себя.

«Светлая большая мечта может быть у любого кочевника, есть мечта и у героини моей картины. Это самое заветное желание, исполнение которого сулит счастье. Она говорит больному олененку, что много мечтает и в силах перенести все трудности ради таежной мечты. Стремится обойти все сложности и не закрываться от страха. Мечтает не разочаровать таежных друзей и остаться верной самой себе. Мечтает сердцем быть чистым и верным охотничьим традициям. Зря деревья не рубить, траву не мять. Мечтает любить и беречь братьев своих зверей, небо, скалы. Детенышей зверей и птиц не беспокоить. Мечтает - не думать о том, что надо быть осторожной, но выжить в суровых условиях. Мечтает, что будет поддерживать тепло своего сердца изнутри, когда вокруг холод. Мечтает, что будет лечить, ухаживать, и олененок исцелится. Влюбленная в вечную небесную бесконечность, искренне счастливая, девочка зеркально отражается в глубине глаз своего любимого олененка. Тепло сердца девочки наполнено легкой грустью. Олененок лаской отвечает на заботу и нежность девочки. Они видит по ночам светлые сны, в которых тишина, в ней шепот ветра, - сказала автор картины «Вылечим копытце» лауреат Тишкова Анна. - У меня изображены неповторимые впечатления от оленей, кочующих в Тофаларии. Давно таежники приручили северных оленей. Они привыкли к людям и в случае опасности от хищников не убегают, а собираются вместе, надеясь на защиту. На стойбище в высокогорной тундре родился очаровательный малыш, теленочек Северного оленя. Его лучший друг девочка, она носит олененка на руках, рассказывает сказки, угощает солью и лечит. Она понимает, что ухаживая за олененком, делает хорошее дело. Время уйдет во вчерашний день, но все вернется добром».

Отзывчивость, внимательность к нуждам других свойственна творческим детям. Общие идеалы и симпатии помогли им найти решение творческих задач и ориентироваться в ситуациях и предвидеть ход событий, Способность распознавать добро и зло, оценка моральности поступков, тонкое понимание мира гор стимулирует детей к созданию духовно ценных картин.

Миронец Инна

«У кочевого костра от таежников можно услышать много легенд. В истоке родового ключа, входившего в охотничьи угодья, поселилось таинственное существо Снежный Барс, о жизни которого мало что известно. Молва старых таежников наделяла его человеческим разумом и считала родным братом. Герой моей картины воспринимает весь горный мир, как единое живое существо, и был рад соседу. Логово устроил Снежный Барс в труднодоступном месте. Днем отдыхал на скалах. Охотится перед закатом солнца или утром на рассвете, выслеживая больных животных. Ирбис следовал по звериным тропам, проходящим по хребтам и вдоль ручьев, протаптывая постоянные тропинки по рыхлому снегу. Совершал обход, появлялся недалеко от стойбища таежника через несколько дней, возвращаясь в логово. Прошло несколько дней, и Ирбис не появился. Таежник почувствовал волнение - возможно, что-то с ним случилось. Пошел искать, обследуя альпийские луга, каменные россыпи, обрывистые ущелья и снежную зону. Отличный следопыт, он спустился ближе к кустарниковой растительности и нашел Снежного Барса. Ирбис лежал без сознания, в браконьерской петле, обреченный на мучительный конец. Таежник не ставил слепые петли, не считал их охотой. Проявляя неуважения к природе, люди сделали свои сердца темными и совершили плохую ошибку, идущую от ложного представления мира. Он просил Духов Гор простить ошибки людей. Потрогал Ирбиса, он был еще теплым и не утратил дыхания. Он снял петлю и осторожно понес Снежного Барса к его логову, среди скалистых нагромождений под нависшей плитой. В нем лежал новорождённый маленький котенок, слепой и беспомощный. Малыш был раскрашен крупными сплошными буроватыми пятнами на спине и сильно пищал в поисках молока матери. Таежник положил раненого зверя на мох. Противоречивые чувства нахлынули на таежника, с одной стороны счастье, с другой стороны страх. Мучил вопрос. Чем кормить детеныша? Дал с фляжки пить оленье молоко и вздохнул с облегчением. Котенок жадно пил. Таежник начал Ирбис лечить травами. Ухаживал, кормил, поил и Ирбис, и малыша. Далеко не отходил, подложив сухой мох, спал рядом, согревая их своим телом. Помогая Ирбис, ему иногда казалось, что он принял облик Снежного Барса и действительно их родной брат. Для таежника время растянулось в ожидании выздоровления, пролетала вечность, и он начал мастерить амулет, наносил на него рисунок жизни. И случилось чудо - через три дня Ирбис вернулось сознание. Она не смогла встать, но открыла глаза, посмотрев на малыша, мяукнула, - сказала автор картины «Мой Снежный Ирбис» Миронец Инна. - Численность ирбисов мала, и ему присвоен статус «находящийся под угрозой исчезновения», и рисуя озорного малыша, похожего на котенка, мечтаю, что я буду в будущем участвовать в программах по сохранению Снежного Барса в России».

Детское представление об окружающем мире удивляет ясностью и чистотой. Они сделали выбор и открылись новому, пережили сполна события, внутренний мир таежников, их идеальное начало, противоположное материальному миру. У экологии нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею можно наслаждается и с глубочайшим почтением рисовать, передавая красками чувство необходимости экологии для жизни, и осознания, что она и есть жизнь.

Луковникова Ульяна

«Весь окружающий мир страны гор стал частью моего творчества. Экология для меня - это охрана природного наследия, защита окружающей среды, красота животного мира. Все существа - братья таежника. Но есть животные, которые всегда поражают воображение, - сказала автор картины «Чувствительный шатун» Луковникова Ульяна. – Я нарисовала таежника, который разыгрывал охотничью ситуацию на медведя шатуна. В воображении он поставил перед собой цель перестроить свой характер. Понимать надвигающиеся опасности и охотничьи шансы, но не навредить природе. Ленточка амулета шестого чувства развивается по ветру на груди героя моей картины, воспринимая малейшие колебание мысли и картину его воображения. Самовнушение заставило его сердце биться быстрей, открыв возможность для действия шестого чувства. Таежник представил себя на месте медведя шатуна, который охотился на оленей. Почувствовал то, что чувствует медведь, и старался распознать его эмоции. Ушли внутренние суждения, тормозящие интуицию, а эмоции наполнили силой, удаляя упадок духа, страх и нерешительность. В доли секунды таежник решил сложную ситуацию воображаемой защиты оленей от медведя шатуна. Вдохновение наполнило его охотничьим творческим воображением и с мощью шестого чувства ему под силу оказалось собственные преобразование. Он научился обладать развитым чувством и получил шанс остаться в живых в повседневном выживании в суровых условиях, когда ежесекундно необходимо искать выходы из сложных положений. Экологически зрелый таежник понял, что медведь достаточно умен, наблюдателен, хитер и лишнего не возьмет. Нападает всегда на слабых животных, он настоящий санитар, оздоровляющий стадо, освобождающий от больных, способных заразить здоровых северных оленей».

Вживаясь в конкретные роли таежной действительности и живописные задачи, дети развивают эстетический вкус. Пожалуй, самое трудное для юных художников - постоянно представлять то, что окружает их героев, увидеть красоту жизни. На картинах нарисованы разное время суток и освещение, разная степень внимательности юных художников и заинтересованность, но суть природы в картинах не меняется. На всех картинах постоянна шкала ценностных оценок, настраивающая нас к лучшему, рождая сопереживание.

«Рожденная под бескрайним небом гор Хамар-Дабана, звонкая и поющая река Снежная стала героем моей картины. В зимний мороз по покрытой реке пушистым снегом ходят снежные барсы. Снежная шапка покрывает все верхушки деревьев, пороги, каменистый берег и скалистые горы, они словно в одной серебристой гамме. Вскрытие реки начинается в начале мая, когда снежные барсы уходят на вершины гор рассматривать звездное небо. Река мечтает о связи земли и неба, о возвращении в первозданный рай, ближе к звездам. Она представляет, какие прекрасные звезды, солнце и луна, отражаясь, будут купаться в ее воде, в вечной гармонии с Мирозданием, - сказала автор картины «Река Снежная» юный художник Савченкова Настя. - Ищет вода свой жизненный рисунок, и влечет ее любовь к вольным звездным просторам, но вода стекает вниз, бешеным потоком шлифуя скалы. С ревом устремляясь сквозь каньоны и пороги. Подобно звериной тропе, петляет сквозь буреломы и чащи таежных дебрей, пробирается вдоль отрогов гольцов. Под шквальным ветром прорывается через нагромождения камней и льда, через заломы и глубокие ущелья и теряется в болотах и каменистых осыпях. На воду крупными хлопьями валит снег, и мир превратился в снежную пустыню, стирая границы между небом и землей. Река ищет таежное счастье, тянется ее нежная душа к свету и звездам, но тучи сгущаются так, что плотно закрывают солнце и соприкасаются с волнами. Река разговаривает со скалами, птицами, зверями, ветром, облаками. Для него они все живые. Река Снежная просит Священные горы вывести ее из тьмы. Услышали горы ее мольбы и вытащили из снежного плена, и рисунок ее жизни направили навстречу Байкалу. Внутри сердца реки наступило счастье, играя алмазными брызгами, вода стала чистой. В воду мягко падает хвоя и прошлогодняя кедровая шишка, бродят дикие звери. Светит небо, а впереди виднеется невероятной красоты гладь озера, наполненная миром и покоем реку, зеркально отражающую звезды и завораживающий Дух Снега».

Любое дело у детей зарождается в мыслях. Мысли детей чисты, а рисунки нужны, ведь они наполнены добрыми чувствами. Они напоминают нам, что, человек сам - часть природы. У каждого ребенка свой стиль, свой личный взгляд, свой уникальный опыт, и их объединила идея о том, картина - это неповторимые переживания, впечатления и творческие открытия, которые принесут пользу.

«Таежные кочевые оленеводы-охотники протоптали свои бесконечные тропы по Саянским хребтам, возвышающимся вдоль могучих потоков саянских рек. Я восхищаюсь первозданной красотой и чистотой сурового и величественного края и нарисовала образ заботливой матери северных оленей страну гор Тофаларию, - сказала автор картины «Тофалария» Веремеенко Юля. - В бродячей жизни у героя моей картины было много Оленей. Без хорошего Оленя таежник всегда слабел. В тайге без Оленя ему делать было нечего. Олень перевозил все имущество и его самого. В Белогорье жил натуральным хозяйством, в тайге добывал мясо, а олени кормили таежника молоком. В вечных передвижениях в поисках ягеля для оленя таежник не брал ничего лишнего. Кочуя, где растет ягель по склонам, окруженных высокими скалами, на новое стойбище, останавливался на открытых солнцу сухих открытых террасах. Вспоминал удобные места для отёла оленят - беззащитных созданий. Олень вольно питался карликовой берёзкой, грибами, мхом с деревьев, на стойбище появлялся, чтобы насытиться солью. Олень одевал таежника в свои шкуры, давал ему сухожилия, чтобы сделать из них нитки и сшить амулеты. Оленью шкуру подстилал таежник на землю и спал на ней. Промысел мой герой проводил верхом на олене, по соболиному следу не слезая с него. Но в оседлой жизни его олень загрустил, выглядел утомленно, словно сбитый с толку, и его огромные глаза потускнели. В них перестали отражаться горы и небо. Таежник пришел в изумление, наблюдая мистические переживания оленя. В замешательстве и огорчении он не знал, что делать и как помочь другу. Чувствовал привязанность, жалость, просил прощение за то, что стал жить оседло. Просил у оленя прощения и уговаривал выздороветь. Таежник стоял и смотрел на своего оленя, а затем дотронулся кончиками пальцев и почувствовал, что он был очень чувствительный и ранимый. Вдруг улыбка приятными мурашками прокатилась по спине и расцвела на мордочке оленя. Таежник улыбнулся и бережно погладил его, большая слеза скатилась и упала на ягель. Олень улыбался ему в ответ. Ему было сильно нужно человеческое тепло. Молнией пролетали сцены таежной жизни с волками, гнусом, росомахой и медведем шатуном, они крутились и меняли друг друга и в каждом случае таежник защищал оленя. Он понял, что немедленно необходимо кочевать с оленем в вершины Саян, сердцем чувствуя, что его внутренний мир зависит от благополучия его последнего оленя. Проявляя чуткое отношение к животному, это тепло вернётся к нему с чувством глубокого единения с миром гор, а сердце позволит вместить все окружающее».

Зрители говорят о наших детях «Наши родные художники», и мы понимаем, что это не просто земляки, с кем связывает место жительства, это, скорее, творческие личности, у которых рождается духовная связь, невидимые нити, тянущиеся от сердца к малой родине и ее жителям. У детей есть терпение, внимательные глаза и чуткие души, способные увидеть тихую прелесть природной игры красок. Этот дар, талант, ум и они употребили во славу любимого уголка Сибири. Дети превзошли самих себя и создали самое ценное для всех нас, так как нарисовали часть нас самих, свою уникальную, ни с чем несравнимые историю любви и чувство гордости за свою Родину.

«Все мы - дети природы, и в своих работах воспели величественную природу и неповторимый образ жизни жителей Сибири, источник, из которого черпаем знания и впечатления. Наша задача поддерживать искренний интерес к окружающему, бережно ввести юных художников в мир природы, дать им необходимые знания об особенностях, свойственным только нашему краю, с многообразием народной мудрости, передающейся из поколения поколению. Мы постарались воспользоваться этими великолепными шансами. Дети создали удивительно красивые картины с редким сочетанием зрелищности и романтики. Это истории Сибири в красках, о всепобеждающей доброте, влюбленных в природу таежниках, которые оставляют только приятные эмоции, - сказал я, принимая заслуженные награды. - Экология души - это воспитание подрастающего поколения, через культурное наследие».

Новости культурной жизни

Портал «Культура 38» заработал в Иркутской области

Там находится самая полная афиша мероприятий региона, а также все события и новости сферы культуры, сообщает пресс-служба правительства Иркутской области.

 
Съемки фильма об истории ИЗТМ с Андреем Мерзликиным стартовали в Иркутске

Первый съёмочный день художественного проекта с Андреем Мерзликиным на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения прошёл 28 июня. Кинематографисты из студии Burkalo production снимали сцены из начала 20 века – эпохи, когда был основан ИЗТМ.

 
Украшения, посвященные архитектуре Приангарья, создали молодые ювелиры

В ИРНИТУ состоялся смотр курсовых работ студентов кафедры ювелирного дизайна и технологий. Авторские изделия, объединенные темой «Архитектура Приангарья», создали 25 третьекурсников.

 
Андрей Мерзликин приедет в Иркутск на съёмки фильма

Известный актер, заслуженный артист РФ Андрей Мерзликин приедет 27 июня на съемки фильма иркутского продакшна. Картина будет связана с историей Иркутска на промежутке в 115 лет, съемки пройдут на территории Иркутского завода тяжёлого машиностроения, сообщил генеральный продюсер компании Burkalo production Роман Буркало.

 
Утвержден список участников фестиваля «Человек и Природа-2022»

Объявлен список участников 21-го Байкальского международного кинофестиваля имени Распутина «Человек и Природа». Из 123 лент, которые поступили в отборочную комиссию, выбраны 25 работ. Это 15 документальных, семь научно-популярных и три игровых фильма, сообщает пресс-служба регправительства.

Метки:
 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок