Почему именно Гребенщиков

Руслан Руденок   
26.11.2018 19:41

Когда я задумывал эту статью, мне приходило очень много названий, концепций, эпиграфов к ней и т.д. В итоге, я решил всё это отбросить, потому что прежде всего это не статья, а поздравление Бориса Борисовича с его 65-летием. Его день рождения – 27 ноября. Знак стрельца. Иногда я шучу, что он появился в этом мире примерно в день смерти Сталина, и является как бы его реинкарнацией-антиподом, позитивным воздаянием за всё, что было совершено предшественником. Так началась Эпоха Гребенщикова, и это не пустые слова. Моя жизнь во много с ним связана. Мой день рождения 26 ноября, и наверное, это как-то влияет. Естественно, прослеживается и некоторое сходство мировоззрения. Я начал слушать БГ в 14 лет, сам стал заниматься музыкой во многом под его влиянием, он до сих пор остаётся моим любимым исполнителем, не только среди российских, но и иностранных коллег. Я всегда много пел его песни друзьям и знакомым. Когда заканчивал истфак ИГУ, написал о нём дипломную работу «Борис Гребенщиков в современной истории России», во время написания мы с ним несколько раз переписывались, это было очень дружеское, открытое общение. В этом году мы проводим в Иркутске трибьют БГ, где местные группы, и наша группа тоже, будут петь его песни. Вся идея этой статьи в том, чтобы объяснить, почему мне так нравится именно он. И, конечно, поблагодарить его за всё, что он сделал, а так же пожелать сделать ещё очень много хорошего на его, во многом, подвижническом, пути.

Борис Гребенщиков

 

В мировом, и русском роке, у всех есть своя определённая сложившаяся роль. Есть условно группы для молодых, я имею в виду, для молодых душой, то есть песни о любви, романтике, алкоголе, наркотиках и т.д., есть странные авангардные группы на любителя, есть величественные группы для величественных слушателей, есть узкожанровые группы для своих ценителей, есть фьюжн-группы, у них ценителей ещё меньше. Я не стану называть конкретные имена и названия, но я думаю, просвещённый слушатель поймёт, о чём я говорю, и сам легко разделит группы по этому признаку. Причём все эти группы я люблю, все. Но есть первые среди равных, для меня их несколько. Я скажу так: эти группы или исполнители относятся к типу «О вечном». Конечно, все пытаются петь о вечном, но не у всех это получается. Романтичный подросток, полный любовных передряг, уходящий в ночь, смотрящий на луну, и употребляющий траву – это прекрасно, но мне этого мало. Этого было достаточно в 16 лет. В русском роке, для меня, о вечном поют только несколько групп, хватит пальцев одной руки. И самая сильная группа – это Аквариум. Огромная широта жанров, как поэтических, так и музыкальных. Около 1000 песен, примерно 50-60 альбомов (если считать антологии с редкими песнями). И всё это во многом сделано именно Борисом Борисовичем, потому что почти все песни и гармонии написал он, и организовал всё это он. А я, как человек, который тоже худо-бедно этим занимается, могу сказать, организовать людей – это очень-очень тяжело. Его внутренняя жажда творить настолько сильна, что он смог пройти через всё, через разводы и семейные неурядицы, огромное количество детей, и своих и чужих, через смерть друзей и близких, через преследование со стороны КГБ, и даже сегодня – со стороны некоторых политиков, через бедность, и через богатство, через неизвестность, и через славу. И ему, в общем-то, всё равно. Почему ему всё равно – это и есть самый важный вопрос этого текста.

Борис Борисович выучился на математика. Не знаю, помогает ли ему это, такое ощущение, что не очень, но это и не важно. Сам Борис Борисович, несмотря на то, что известен многим как поэт и музыкант, ни поэтом, ни музыкантов в прямом смысле слова не является. Он не учился ни писать, ни петь, ни играть. Ходил в поэтически кружок в школе, на гитаре его научила играть бабушка, и друзья, петь учился сам. Всё это делать профессионально ему собственно и не нужно. Меня всегда удивляли люди, которые выдвигают ему претензии по поводу пения, композиции, гармонии и текста. Такие люди напоминают мне слепых, которые приходят в музей. Они вообще не понимают, о чём идёт речь. Борис Борисович пишет, как хочет, и играет как хочет. Наше мнение ему по барабану – и в этом он совершенно прав. Он прошёл долгий путь, и группа, сменив большое количество людей, постепенно приходила к всё более и более качественному звучанию. Хотя от себя могу сказать, что мне нравится всё, от абсурдных альбомов 70-х годов записанных на бытовой магнитофон, до современных выверенных шедевров, созданных в дорогих лондонских студиях. Важны сами песни. Борис Борисович – философ, а его песни, книги, картины, фотографии, радиопередачи и т.д. – это уже следствие, просто средства, через которые он передаёт своё Послание. Он бы раскритиковал меня за это слово – «Послание», но мне как-то так проще. Итак, в чём же это послание заключается?

Огромный массив знаний: буддизм, индуизм, христианство, мистицизм, суфизм, шаманизм, культура хиппи, разнообразная пелевинщина и кастанедовщина (люблю обоих, как и БГ) – всё это, вся культура человечества, плюс, конечно же, философия, от даосизма до постмодернизма – это его стихия. И конечно искусство, в широком смысле, то есть живопись, литература, музыка и т.д. БГ – классический гуманитарий, а настоящий гуманитарий интересуется всем гуманитарным слоем знаний, а не одним сегментом. Так что волнует БГ? Его волнует жизнь духа. Этика, психология, вера. Атеист ли он, или верующий – это вопрос сложный. Его понимание того, что называется словом «Бог» может быть очень далеко от того, что может понимать под богом читатель. Но нас больше всего интересует жизнь, а не теоретические построения. «Не трать время! Милая, не трать время!» - поёт БГ, и мы не будем время тратить. Основа его послания – счастье. Я бы сказал, что главная тема всего его творчество, близкое к буддизму понимание страдания и пути к счастью. Его внутреннее спокойствие завораживает и заражает. Именно поэтому в фильме Соловьёва «АССА», Бананан говорит, что Гребенщиков – бог и от него сияние исходит. Это сияние, как я его понимаю, это сияние счастья. Но, опять же, то что он понимает под счастьем, это не то, что понимают под ним многие из нас. И здесь мы опять возвращаемся к Будде. Гребенщиков говорит «революционные» вещи: «Когда при мне говорят, всё будет хорошо, я не знаю, что они имеют в виду». Это, особенно в каком-то смысле для русского человека, звучит даже как-то обидно. Но в этом и есть наша глобальная ошибка, именно поэтому мы всю жизнь мучимся. Мы постоянно что-то ждём. Будда говорил, что причина страдания в жажде чего-либо, в желаниях. Гребенщиков, так уж ему повезло, понял это довольно рано, и на этом построил собственных подход к жизни. И когда слушаешь его песни, и особенно, когда смотришь его интервью, поражаешься удивительной весёлости, желанию жить и наслаждаться жизнью, что было, кстати, свойственно ещё одному любимому деятелю БГ – Льву Толстому. Хотя фамилии единомышленников можно называть и называть. И Гребенщикову не нужны психологи, он сам себе психолог, «сам себе пастух, и сам дверь».

Вопрос остаётся в том, насколько мы сможем вслушаться в его послание, и стать счастливее. Счастье Гребенщикова – это счастье не от мира сего. И только так возможно счастье. Это не цепляния за вещи и людей. Смерть уже не страшна. Деньги не имеют никакой цены. Даже время не важно, а потому «нет никакого завтра, есть только сейчас». Остаётся только любовь, но не любовь собственника, а любовь ко всем и ко всему, и радость. Это удивительная адаптация, даже казалось бы, к плохому. Конечно, БГ – не бог, не ангел, и не святой. Он корит себя за гнев или лень, но такие люди, пусть и могут обидеть, чаще всего быстро отходят, и возмещают с лихвой. Мне трудно судить о нём полноценно, для этого нужно долго общаться, но я примерно представляю его психотип, по его рассказам, и рассказам его близких. Как и все творческие люди, он увлекающаяся, взрывная, и в меру «распутная» натура, которая перепробовала всё, что можно, но в рамках разумного. Гребенщиков не стесняется ни своей любви к вину, или к прекрасному полу, что впрочем, делает его ещё более привлекательным, живым и близким всем нам. В нём нет интеллигентского снобизма, и он может мило беседовать как с пьяным панком, так и с Далай-ламой, и уважение его будет одинаковым и к тому, и к другому. Борис Борисович часто ругает себя за неряшливость в создании музыки, но я хотел бы, в его день рождения сказать, что я не понимаю, о чём он говорит, серьёзно. А те, кто понимает это, в основном кажутся мне занудами, по крайней мере, среди моего круга общения, дело обстоит именно так.

Итак, Борису Борисовичу 65 лет. За спиной долгий путь, но и это не имеет значения. Я хочу пожелать ему, чтобы он, как и раньше, делал только то, что хочет, и чтобы никто ему не мешал. Впрочем, видимо это невозможно. Потому что всё уже хорошо. Конечно, мы все ждём новых песен, но если их не будет, нам на всю жизнь хватит и этой 1000. Как говорил тот же режиссёр Соловьёв, что ему даже не обязательно общаться с Гребенщиковым, ему достаточно, что где-то есть Боря, и от этого на душе уже хорошо. И я могу под этим подписаться. Пока есть Гребенщиков, пока продолжается эта эпоха – мы счастливы. Но, самое прекрасное, что теперь эта эпоха уже не закончится никогда.

Новости культурной жизни

Удастся ли Валерию Леонтьеву реально вернуться на большую сцену? Оценка эксперта

Народный артист России Валерий Леонтьев не сможет вернуться к активной концертной деятельности, так как это требует мощного здоровья и сил.

 
Кураторская экскурсия в рамках проекта «Энергия как предчувствие» пройдет в Иркутске

Куратор выставочного проекта «Энергия как предчувствие» Алина Свердлова-Александрова проведет экскурсию 11 января в Галерее В. Бронштейна (6+).

 
В Иркутской области наградили деятелей культуры и искусства

Премии губернатора Иркутской области за достижения в области культуры и искусства получили 33 человека. Еще два – были удостоены премии правительства Иркутской области в честь выдающихся деятелей культуры и искусства региона.

 
Наблюдение и прогноз: Басков мигрирует в сторону развлекательных шоу

Народный артист России Николай Басков в конечном итоге откажется от карьеры певца. Такую мысль в интервью порталу NEWS.ru высказал продюсер и музыкальный критик Павел Рудченко

 
Трём деятелям культуры присвоено звание «Заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области»

Почётное звание «Заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области» присвоено трём деятелям культуры.

 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок