Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин выступил на «Пассажирском форуме-2012»

13.04.2012 16:05

11 апреля в Москве в Международном мультимедийном пресс-центре «РИА Новости» прошел «Пассажирский форум-2012». Главными партнерами форума выступили ОАО «РЖД» и ОАО «Федеральная Пассажирская Компания». Организатор форума - компания «Бизнес Диалог».

Активную поддержку второму по счету Пассажирскому форуму, который становиться традиционным, - оказало Министерства транспорта РФ. В насыщенной программе форума состоялось несколько круглых столов, пленарных заседаний, дискуссий посвященных экономической эффективности, повышению качества пассажирских перевозок; обсуждались перспективы развития и международный опыт транспортных компаний. Одной из ключевых тем форума стала наиболее обсуждаемая и в экспертных кругах, и в обществе тема прибыльности и социальной значимости пригородных пассажирских перевозок.

Открывая Форум, Владимир Якунин отметил, что за прошедший с момента проведения аналогичного мероприятия период произошли существенные изменения в организации работы пассажирского комплекса:

- С одобрения Совета директоров компании практически закончено структурное формирование бизнес-блока «Пассажирские перевозки», что позволило выстроить четкую и прозрачную вертикаль управления структурными подразделениями ОАО «РЖД», упростить взаимодействие с компаниями-перевозчиками.

Президент ОАО «РЖД» подчеркнул в своем выступлении, что в отличие от других видов транспорта, на железных дорогах 96,6% пассажиров оплачивают свой проезд по тарифам, регулируемым государством, а основным критерием при определении уровня регулируемых тарифов являются социальные предпосылки. В результате, несмотря на предпринятые в 2011 году меры по оптимизации расходов перевозчиков, убытки Федеральной пассажирской компании по основной деятельности составили 27 млрд руб., пригородных компаний – 8,5 млрд руб.

- Выделяемые в федеральном и большинстве региональных бюджетов средства не обеспечивают устойчивую операционную деятельность перевозчиков и владельца инфраструктуры, не говоря уже о полноценном инвестировании средств в развитие сетей продаж и вокзального комплекса, обновление подвижного состава, - отметил Владимир Якунин.

Положение усугубляется, по его словам, отсутствием полной компенсации потерь в доходах пригородных компаний за бесплатные перевозки граждан-получателей социальных услуг, так как существующая система определения потребных бюджетных средств не учитывает реальное количество и стоимость поездок, совершаемых этими гражданами.

Например, по итогам работы ОАО «Байкальская пригородная компания» за период с мая 2011 года по март 2012 года задолженность ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» перед железной дорогой составила 501 млн руб. Генеральный директор «Байкальская ППК» сообщил, что с мая по декабрь 2011 года было перевезено 11,41 млн пассажиров. Расходы компании составили 889 млн руб, доходы – 379 млн. Руб. Задолженность перед ОАО «РЖД» на конец года была зарегистрирована в сумме 268 млн. руб. Доходы Байкальской пригородной пассажирской компании в первом квартале этого года составили 351 млн. руб., расходы – 118 млн. руб., задолженность перед ОАО «РЖД» – 233 млн. руб. Всего за I квартал перевезено 3,5 млн. пассажиров.

Возможности дочерних обществ по улучшению своего экономического положения, по мнению президента ОАО «РЖД», практически исчерпаны. Не смотря на это, компания категорически отвергает сокращение размеров движения пассажирских поездов и значительное повышение тарифов.

Недофинансирование пассажирского комплекса, как отметил Владимир Якунин, отражается на закупках нового подвижного состава. В 2012 г. планируется приобрести 355 пассажирских вагонов для дальнего следования. Вместе с тем, по его словам, в условиях, когда эксплуатируются более 37,6 тыс. пассажирских вагонов, включая пригородные поезда, этого явно недостаточно для скорого выхода на более высокий уровень обслуживания пассажиров, повышения производительности труда.

- Начало масштабного обновления парка и радикального улучшения качества перевозок в «плацкартном» и пригородном сегментах можно прогнозировать при установлении регуляторами рентабельности продаж в составе ЭОУТ на уровне не менее 20%, - заявил Владимир Якунин.

По мнению президента ОАО «РЖД» необходима долгосрочная и гарантированная государственная поддержка пассажирских перевозок. Во-первых, это подразумевает обеспечение полной компенсации потерь доходов организаций железнодорожного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, а также установлении ценовых льгот для отдельных категорий граждан. Во-вторых, необходимо сформировать такую регуляторную среду, которая бы позволяла активно внедрять инструменты гибкого коммерческого ценообразования (сезонную коррекцию цен; активное использование скидок, бонусов, программ лояльности; коррекцию цен по конкуренту, т.е. с учётом степени активности и объема предложения авиа- и автобусных компаний в отдельных регионах и т. д.). И, наконец, в-третьих, необходимо создать правовые условий, которые позволят гармонично сочетать социальную значимость и коммерческую привлекательность перевозок.

Основой для реализации данных предложений, подчеркнул Владимир Якунин, должно стать принятие Федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», который уже больше 2-х лет не может выйти из согласовательного процесса.

Напомним, в 2011 году было утверждено постановление Правительства РФ «Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении». Кроме того, в федеральном бюджете РФ предусмотрены субсидии на возмещение потерь в доходах ОАО «РЖД» от оказания услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении на 2011 год и на 2012 год в размере 25 млрд. рублей ежегодно, а также установлены льготные исключительные тарифы на услуги по использованию инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении для перевозчиков в размере 0,01 от базового уровня на 2011 и 2012 годы.

Отсутствие 100 % компенсации выпадающих доходов ППК ставит под сомнение запланированный программой структурной реформы железнодорожного транспорта выход их на безубыточность к 2013 году. Более того, это дестабилизирует финансовое положение пригородных пассажирских компаний, а значит, может привести к изменениям в пригородном железнодорожном сообщении в отдельных регионах и к нестабильности пригородных железнодорожных перевозок в стране в целом.

Метки:
 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок