"Демократия есть, экономический рост под вопросом" - оценка итогов выборов Президента Монголии от обозревателя Скотта Хьюстона

По инф. mongolnow.com   
16.09.2013 16:51

Одно из важнейших политических событий Байкальского региона - выборы Президента Монголии, прошедшие 26 июня. На них победил представитель Демократической партии Цахиагийн Элбэгдорж, за которого проголосовали 50,23 процента граждан. Обозреватель Скотт Хьюстон дает на сайте mongolnow.com одну из возможных оценок произошедшим событиям.

 

Итак, Ц. Элбэгдорж переизбран на следующий срок и продолжит занимать пост президента Монголии как минимум до 2017 года. Из трех кандидатов он, безусловно, оказался наиболее сильным и опытным политиком, хотя его постоянно критикуют за слишком невысокий рост. Вопреки множеству сообщений международных информационных агентств, результаты выборов, кажется, являются ярким подтверждением существования Демократии в Монголии, что в конечном итоге, несомненно, положительно скажется на развитии страны в будущем.

 

Только здесь вы найдете всю правду и честные оценки результатов выборов. Причина кроется в том, что большинство новостных агентств, вместо того, чтобы провести собственное расследование и предложить общественности собственные новости о Монголии, полностью полагаются на сообщения международных информационных агентств и пересказывают те их истории, которые, по непонятным причинам, считают правдоподобными. China Daily является далеко не последним в списке таких агентств, которое, по вполне очевидным причинам, достаточно пристрастно - и очевидно пристрастно относится к «успеху» Демократии в соседней стране.

Для China Daily и прочих новостных агентств, расположенных либо в Китае, либо даже в России, нет ничего более приятного, нежели сообщить о том, что демократы обеспечили себе «слабый отрыв от конкурентов», и что еще теплится надежда на возвращение коммунистического правительства. В действительности же, Китай на самом деле верит в то, что когда-нибудь это случится, также как и в то, что однажды все люди на земле заговорят на китайском языке.

Именно Reuters первым сообщило, что Элбэгдорж с небольшим отрывом вышел вперед, и что можно ждать оспаривания результатов выборов с последующим утомительным пересчетов голосов по бюллетеням. После этого были явным образом обозначены набранные Элбэгдоржем 50,23%, при этом голоса, полученные ДВУМЯ оставшимися кандидатами, были умышленно оставлены за кадром. И поскольку здесь явно прослеживается искажение фактов, без сомнений, корни данной истории уходят в China Daily. По каким-то причинам такие агентства, как Reuters, New York Times, считают China Daily надежным источником новостей о Монголии. Кажется, они находятся во власти мифа, продвигаемого Китаем, о том, что Монголия в реальности является лишь страной-спутником Китая, а отнюдь не абсолютно независимым государством.

Китай может только мечтать о том, чтобы это было правдой, поскольку, мне кажется, им нравится «заимствовать» чисто монгольские символы или традиции, как, например, заявлять в фильмах с Джеки Чаном о том, что Чингиз Хан был Китайским Императором, и что признанная ЮНЕСКО традиция горлового пения происходит из Китая.

Итак, оставим все это и вернемся к реальной истории, а именно к 50,23% голосов, в самом деле набранных Элбэгдоржем против 41,97%, полученных наиболее вероятным конкурентом, бывшим известным Монгольским чемпионом по борьбе, Б.Бат-Эрдэнэ, и 6,5% голосов педиатра, доктора Н.Удвал.

Более точные результаты были представлены группой Bloomberg media, что объясняется фактом подготовки новостей Майклом Коном (Michael Kohn), американцем, автором бестселлеров, принимающим участие в работе СМИ Монголии с 1997 года. Тем не менее, готовя материал для Bloomberg, Кон должен быть предельно осторожен с обнажаемой «правдой».

В общем, отрыв от конкурентов составил порядка 8,5%, что на самом деле значительно. Согласно сообщениям Reuters явка избирателей оказалась гораздо ниже прогнозов при более чем 1/3 зарегистрированных избирателей, решивших не принимать участие в голосовании. И это на самом деле, как предположило Reuter (возможно, точно), послужило сдерживающим фактором, обеспечившим получение Элбэгдоржем менее 53% голосов по сравнению с прогнозами избирательной комиссии, основанными на результатах последних опросов. Предполагается, что многие избиратели не пошли на выборы, будучи уверенными в легкой победе Элбэгдоржа, кроме того, существует уверенность, что многие из таких избирателей все равно отдали бы свои голоса за Элбэгдоржа. Поскольку если бы они собирались голосовать за Бат-Эрдэнэ, их 33% существенным образом сказались бы на конечном результате.

Результаты выборов также обнажили явные попытки двух других сторон недобросовестной подтасовки результатов выборов посредством ничем необоснованных «историй» и прочей пропагандистской деятельности.

В последних репортажах, сделанных до выборов, сообщалось о результатах нашего посещения всех трех «лагерей», где сторонники Бат-Эрдэнэ выразили абсолютную уверенность в получении 57% голосов, подтверждавшихся результатами последнего опроса, что широко освещалось в Монгольских СМИ. То есть была уверенность в 57% при набранных 41,97? Можно предположить, что люди, делающие подобные прогнозы, либо бредят, либо глубоко увязли в своих же фантазиях. К несчастью, в Монголии не существует понятия журналистской добропорядочности.

Еще один вопиющий пример подобной фальсификации (ожидаемых результатов) продемонстрирован лагерем Удвал, заявлявшим о 27% голосов, а в реальности набравшем всего лишь 6,5%! Конечно, результаты опросов являются всего лишь приближенной оценкой, но как можно «честно» просчитаться на 21%? Или же, более наглядно, «честно» претендовать на показатели, в четыре раза завышенные по сравнению с реальной ситуацией.

Госпожа Удвал, как сообщалось, является близким родственником Энхбаяра, обвиняемого в коррупции, и это была своего рода очень хитрая уловка косвенно вернуть ему власть. Судя по всему, Удвал ни в коей мере не могла занять пост Главы Государства, и огромная сверкающая изумрудная брошь, которой она играла во время телевизионных дебатов за день до выборов, возможно, не дала ожидаемого ею результата - для меня, это было очередным доказательством того, насколько глубоко они завязли в коррупции. На будущее им следует запомнить: если ты обвиняешься в коррупции и растрате государственных средств, последнее, что надо делать - это демонстрировать свое богатство - независимо от того, насколько это тебя украшает. Кроме того, я также думаю, что предложенный образ госпожи Удвал в ее изумительном традиционном Монгольском одеянии дели подал неправильный сигнал миру, особенно для международного инвестиционного сообщества. Монголия всеми силами пытается бороться с образом отсталого государства, страны третьего мира, поэтому не стоит восстанавливать такой образ, используя традиционные и (по нынешним стандартам) непрактичные наряды.

И еще одно, что явно отсутствовало в процессе проведения выборов и бросилось в глаза местным наблюдателям от нашего вэб-сайта, это отсутствие предполагаемых 400 наблюдателей от ООН. Присутствовало лишь несколько заявленных наблюдателей, совсем небольшое количество, но никак не 400 человек, контролирующих результаты выборов для международного сообщества. Возможно, были проблемы с авиабилетами - летом достаточно сложно забронировать билет в Улан-Батор и обратно. Последствием может стать использование конкурентами факта отсутствия наблюдателей от ОНН в своих целях.

Итак, какие последствия могут иметь результаты выборов для будущего Монголии? Для одних, возможно, они служат доказательством процветания Демократии в Монголии, что, безусловно, является хорошей новостью для ООН и США. Но, несмотря на оптимистичные прогнозы большинства местных экономических обозревателей, это, вероятно, не есть приятная весть для нынешнего состояния экономики страны.

Многие местные экономисты полагают, что победа Демократической Партии будет способствовать возвращению всех зарубежных инвесторов, покинувших страну в последние годы, поскольку результаты выборов без сомнений свидетельствуют о политической стабильности в стране. И это может оказаться правдой, но «политическая стабильность» и «приют для инвесторов» не всегда взаимосвязаны. Многие государства под деспотическим диктаторским руководством отличаются «политической стабильностью» (один из последних ярких примеров - Ливия), но это не делает их привлекательными для инвесторов - особенно в условиях, когда именно такой «стабильный» режим явился причиной резкого крушения наиболее интенсивно развивающейся экономики в мире в течение одного лишь года. За последний год рост валового внутреннего продукта Монголии упал с 17,5%, что являлось лучшим мировым показателем, до 1,5 % (согласно оценкам). Это свидетельствует о существенном спаде, причиной которого, в большей степени, является сделка по Оюу Толгой, ставшая большой игрой для Монгольской Демократической партии, которая может завершиться ничем, как только Тони Блэр со своими советниками перестанут этому содействовать. Итак, по мнению автора, привлекая инвесторов, можно уповать на «политическую стабильность», но это не основная забота.

Теперь же открыто можно заявить о том, что «Хорошо, давайте и дальше продолжать в том же духе - неприязненное отношение к горнодобывающей промышленности с дальнейшим спадом ВВП». Это будет означать отсутствие инвесторов желающих вернуться в Монголию, в ближайшее время.

Источник: mongolnow.com

 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок