Речной порт Улан-Удэ под угрозой закрытия. Его обвиняют в нанесении экологического урона главной водной артерии Байкала.
Поэтому до сих пор не могут возродить судоходство и речные прогулки, которые, наверняка, многие жители Улан-Удэ помнят еще с советских времен. Однако, это пол беды, теперь еще и запрещают добывать гравий, который идет на строительство многих объектов столицы республики. Гравий на Селенге добывали еще с тех пор, когда реку бороздили пароходы. Сегодня плавсредств нет и, похоже, делается все, чтобы и добыча гравия в этих местах прекратилась. Константин Маркевич, генеральный директор ОАО «Речпорт Улан-Удэ»: «В течении последних 30 лет мы на этом месторождении добываем смесь гравийно-песчаную, если бы не добывали, то твердыми стоками этот участок был бы уже забит». Ученые тоже подтверждают необходимость подкопов. Специалисты провели исследования, как восстанавливается природные запасы песчаного гравия в руслах Селенги и Уды. Ендон Гармаев, д.г.н., заведующий лабораторией геоэкологии Байкальского института природопользования СО РАН: «Восстановление тех объемов добычи, которые сегодня добывает речной порт, ямы порядка двух метров, восстанавливаются в следующий полноводный период. Здесь мы специалисты считаем, дноуглубительными работами даже надо помогать, потому что Уда меньше Селенги, упирается в естественный барьер, идет разгрузка наносов, все откладывается в устье, а не выносится в Селенгу». Законная работа, которая велась здесь долгие годы и всех устраивала, вдруг оказалась вне закона. Сегодня специалисты Ангаро-Байкальского управления настаивают, чтобы добыча гравия была остановлена. Это означает остановку работы всего Речного порта. Владимир Кильдышкин, заместитель начальника отдела Ангаро-Байкальского территориального управления: «Они начали дноуглубительные работы без согласования. Т.е. то, что находятся у нас, документы на согласование на рассмотрении, не дает им права проводить вид работ без нашего согласования. Лицензии мало, необходимо иметь наше согласование. Процедуру они эту знают, они должны были заранее обратиться». Однако, в речном порту уверяют, отсутствие согласования еще не означает нанесение вреда природе. Подать документ раньше не получалось. Необходимо было для начала определить – нанесен ли ущерб природе? А проведение экспертизы затянулось. Но документы, все же, собрали. Наталья Сивцова, менеджер по юридическим вопросам ОАО «Речпорт Улан-Удэ»: «Речной порт У-У подал все документы на согласование. Все, что необходимо, что требует от нас закон, мы подали, никаких заявлений со стороны Ангаро-Байкальского территориального управления в наш адрес не поступало, что не хватает каких-то документов». Не смотря ни на что, в действиях Речпорта не прекращают находить экологический урон. Однако, мнение ученых с доводами Ангаро-Байкальского территориального управления кардинально расходится. Ендон Гармаев, д.г.н., заведующий лабораторией геоэкологии Байкальского института природопользования СО РАН: «Я сомневаюсь, что именно в том месте, где они копают, могут находиться нерестовые ямы. В Уду, вверх по Уде, омуль не идет, не заходит. И вряд ли, если не заходит, там же в устье будет нереститься». Татьяна Борисова, д.б.н. Байкальского института природопользования СО РАН: «Мы считаем и мы поддерживаем, нельзя на всем ставить крест, надо развиваться, мы же живем, я думаю, есть очень много отраслей нашего хозяйства, когда есть сильнейшие экологические нарушения прибрежной зоны Селенги». И хотя омуль здесь не нерестится, работу предприятия, тем не менее, ограничивают нерестовыми периодами. Есть мнение, что не в нересте дело. Просто другим бизнесменам очень приглянулась территория предприятия. И, возможно, поэтому под разными предлогами приостанавливается его работа. В результате убытки несут еще и строители. 20 лет завод бетонных изделий производит продукцию только благодаря гравию Речпорта. Сергей Кузнецов, директор завода бетонных блоков: «Если не будет продукции Речпорта, мы качественного бетона не получим, а это сегодня основное строительство по городу идет монолитное, это чисто бетон». А здесь строят мосты с помощью материалов с Улан-Удэнского речного порта. Игорь Кравчук, главный инженер «Мостоотряд-34»: «Я не эколог, я строитель, мне нужен песок, мне нужно строить мосты! Все мосты города построены нашей организацией, а песок мы брали только в Речпорту». Строители негодуют, у них развязка на Куйбышева-Балтахинова, ремонт Селенгинского моста… Достроить все можно только лишь имея материалы с Селенги. Заводы готовят плитку для нескольких городских улиц, но скоро делать ее будет просто не из чего. Дирекция Речного порта разводит руками. Вот-вот, добыча гравия может прекратиться. А долгая переписка с Ангаро-Байкальским управлением и многочисленные заключения так и не привели к компромиссу. Константин Маркевич, генеральный директор ОАО «Речпорт Улан-Удэ»: «Мы готовы работать, добывать песчано-гравийную смесь на стройки города, асфальтовым заводам, если закон трактует, что мы обязаны платить ущерб, то мы готовы его платить! Расчет ущерба есть, мы бумаги все сдали, но пока они лежат в недрах Байкалрыбвода. На сегодняшний день в порту у нас песчано-гравийная смесь, ранее заготовленная, пройдет несколько дней, когда ее не будет, и тогда я не вижу, как можно будет решить вопрос с поставками песчано-гравийной смеси». Сегодня Природоохранная прокуратура возбудила два административных дела в отношении Речного порта. К слову сказать, год назад порт выиграл у Ангаро-Байкальского управления такое дело в Арбитражном суде, в связи с нарушением своих прав и законных интересов. Чьи интересы будут учтены в этот раз – покажет время, однако, уже есть сомнения, что единственное предприятие, добывающее речной гравий в Бурятии, сможет спокойно работать дальше. |