Обыски и сроки |
Сергей ШМИДТ | ||||
30.06.2014 20:19 | ||||
Просто, когда случился упадок Болотной, провалился проект Координационного совета оппозиции, прошли выборы мэра Москвы, ходило много разговоров о том, что именно выборы в МГД (Московскую городскую думу) станут некой «площадкой», на которой оппозиция, перегруппировавшись, даст серьезный бой власти. К началу лета «предчувствия грозы» не очень-то витали в политическом воздухе. Власть, кстати, сделала первой ход пешкой. Под пешкой здесь понимается Следственный комитет. Двух близких соратников Навального - муниципального депутата района Зюзино Константина Янкаускаса и руководителя московского отделения «Партии прогресса» Николая Ляскина – взбодрили обвинениями в мошенничестве, которым они якобы запятнали себя не где-нибудь, а прямо в избирательной кампании Навального (выборы мэра Москвы). Ляскину вручили подписку о невыезде, а Янкаускас удостоился домашнего ареста.
Обращу внимание, что последняя репрессивная мера получила какую-то особенную популярность у путинских силовиков. Количество находящихся под домашним арестом такого, что пора бы уже подумать о строительстве этакого общежития или «арестанноприимного» дома, в котором они находилось бы все вместе и под централизованных контролем. По ходу уже другого дела еще один раз обыскали квартиру Навального. Речь о «деле СПС». Навальный якобы намошенничал в 2007 году - тоже во время избирательной кампании, но в кампании почившего Союза Правых Сил (помните, такую партию? её когда-то очень любила прогрессивная общественность России). Обыскивать Навального, находящегося под домашним арестом по «делу Ив Роше Восток»» (и как силовики не путаются в этих «делах»?), пришли в четыре утра. Не уверен, что люди, находящиеся под домашним арестом спят в это время – им ведь не надо вставать утром на работу – но все равно это безобразие и глупость конечно. Социальные сети пошумели по поводу этого всего день или два. И успокоились, что лишний раз свидетельствует, что подписками, обысками, заведенными делами фейсбучных борцов с режимом особо не удивишь и шуршат они в социальных сетях исключительно для порядка – чтобы хозяева знали, что тараканы из квартиры никуда не делись. Коротко описав очередной навал на Навального, позволю себе предположить, что главным событием в жизни российской оппозиции в июне 2014-го года стал выход документального фильма «Срок». Фильм сделали режиссеры Павел Костомаров, Александр Расторгуев и журналист Алексей Пивоваров. Это то ли фильм-ностальгия, то ли фильм-реквием по протестной зиме 2011-2012 гг. Выписал себе из него на память несколько цитат и сценок. Навальный перед выходом к людям прихорашивается перед зеркалом. Циничная Ксения Собчак ему: «Отлично! Отлично! Молодой Путин! Самое то!». Сценка из протестных гуляний. «Один за всех!» - кричит Навальный. «Все за одного!» - отвечает общественность. «Рассредоточиваемся!» - командует Навальный. Там же. Навальный Удальцову на «гуляниях»: «Серега, смотри, я половину народа повел туда, ты половину повел в обратную сторону. Давай хотя бы договариваться, куда идти, чтобы все шли в одну сторону». Ближе к концу фильма Ксюша Собчак признается: «Я сейчас вижу по своим друзьям. Все, у кого есть деньги, все, кто хоть что-то из себя представляет - все боятся действовать. Они уже посмотрели на Удальцова, они посмотрели на 6-е число и они все уже за Путина, все готовы голосовать за «Единую Россию», потому что поняли, что после Кремля следующая остановка - с вилами на Рублевку. Этого никто не хочет». Находка авторов в том, что как бы по мере этого «буржуазного прозрения» Ксении место худенького и нервного Ильи Яшина в сценах с ней занимает толстенький и спокойный Максим Виторган. Личная жизнь как зеркало меняющейся политической ситуации. Моя любимейшая ведущая станции «Эхо Москвы» Ксения Ларина написала про этот фильм пронзительное: «Самое ужасное в «Сроке» - в смысле эмоционального зрительского впечатления - это ощущение давно прошедшего времени, плюсквамперфект. Это ж надо так вертеть страной, чтобы она так менялась в лице за считанные секунды, не оставляя о себе прежней никаких примет! От той России, той Москвы, что пульсирует и дышит в «Сроке», - не осталось ничего. Даже ОМОН нынче другой, не огрызающийся, не ухмыляющийся, не угрожающий, а победивший. Сначала раздражал образ Путина: тиран, против которого восстает народ, изображен таким оплывшим от безделья и впавшим в легкий маразм троллем с удочкой, а потом вдруг стало жутко - мы-то все всерьез, мы сердце рвем, мы рискуем покоем и свободой (мы - это восставшие граждане, среди которых и лидеры, и рядовые, и сочувствующие), а он в гробу нас видал, и никакой агонии, никакого страха там нет и не было. В этих глазках «бусинках» нет даже любопытства, а только скука...». Режиссер Кирилл Серебренников написал в фб жесткое: «Впрочем, в фильме есть единственный положительный герой, есть. И этот герой - Власть. Лидеры оппозиции - циники и уроды, народ - на побегушках у лидеров, или безликая массовка, или, в лучшем случае, «блаженные», как в последнем эпизоде. И только власть - вежливые, уверенные в своей правоте люди, которые делают свое непростое дело: охраняют нашу жизнь от этих всех «смутьянов». Иногда, конечно, власти - вынужденно! - приходится быть жесткой: все эти автозаки, суды, обыски,- но что тут поделаешь?! Вставки с Президентом в фильме выглядят как троллинг жалких усилий жалкой оппозиции. Молодец! Мужик! Смотришь фильм и думаешь: если эти оппозиционеры «против колхозов», то я - за! Пусть у власти перегибы и несовершенства, но зато без уродств и цинизма. Ведь власть - за порядок, власть - за людей! Смотришь фильм этот и ежеминутно, практически покадрово говоришь спасибо власти за защиту нашего спокойствия, нашей стабильности, нашего будущего, наших Blueberry Hills... Власть лучше поет, власть лучше летает, власть лучше удит рыбу, чем все эти придурки и неудачники... Вот и пусть будет властью всегда!». Не знаю, простит ли либеральная интеллигенция Серебренникову такое высказывание? Но в чем-то он прав. Мне «Срок» показался фильмом нового (для меня, по крайней мере) жанра - этакого «документального селфи». Снят про «своих» - и для «своих». Сторонний зритель, не очень сведущий в событиях 2011-2012 гг., просто не поймет, о чем речь? Протестное движение в фильме есть. Лидеры движения есть, и они мелькают намного чаще самого протестного движения. Но нет самой страны, в которой развернулось протестное движение. Нет причин, нет самой ситуации, нет последствий. Что к чему? - непонятно. Столичный такой фильм получился. Не случайно он начинается со сцены тусовки в клубе. И, разумеется, никак не показано коллективное чванство, которое в основном и довело протестное движение до упадка и деградации. Получилось, что вспомнили жарким летом перед самыми отпусками ту «жаркую зиму», посмотрели HomeVideo, полистали фотки... А первый месяц лета закончился. Приблизилась осень с выборами в городскую думу Москвы и городскую думу… Иркутска. Но об этом уже в июльском выпуске «Дневника ренегата».
|