Обыски и сроки |
Сергей ШМИДТ | ||||
30.06.2014 20:19 | ||||
Планировал, что летом буду писать только про выборы в думу города-героя Москвы. Оно понятно, что толком я политической жизни столицы не разбираюсь, но у провинциала всегда в достатке запасных шуток про столичную жизнь, поэтому тексты наверняка удавались бы. Ну, может, еще удадутся. Пока писать, откровенно говоря, нечего.
Просто, когда случился упадок Болотной, провалился проект Координационного совета оппозиции, прошли выборы мэра Москвы, ходило много разговоров о том, что именно выборы в МГД (Московскую городскую думу) станут некой «площадкой», на которой оппозиция, перегруппировавшись, даст серьезный бой власти. К началу лета «предчувствия грозы» не очень-то витали в политическом воздухе. Власть, кстати, сделала первой ход пешкой. Под пешкой здесь понимается Следственный комитет. Двух близких соратников Навального - муниципального депутата района Зюзино Константина Янкаускаса и руководителя московского отделения «Партии прогресса» Николая Ляскина – взбодрили обвинениями в мошенничестве, которым они якобы запятнали себя не где-нибудь, а прямо в избирательной кампании Навального (выборы мэра Москвы). Ляскину вручили подписку о невыезде, а Янкаускас удостоился домашнего ареста.
Обращу внимание, что последняя репрессивная мера получила какую-то особенную популярность у путинских силовиков. Количество находящихся под домашним арестом такого, что пора бы уже подумать о строительстве этакого общежития или «арестанноприимного» дома, в котором они находилось бы все вместе и под централизованных контролем. По ходу уже другого дела еще один раз обыскали квартиру Навального. Речь о «деле СПС». Навальный якобы намошенничал в 2007 году - тоже во время избирательной кампании, но в кампании почившего Союза Правых Сил (помните, такую партию? её когда-то очень любила прогрессивная общественность России). Обыскивать Навального, находящегося под домашним арестом по «делу Ив Роше Восток»» (и как силовики не путаются в этих «делах»?), пришли в четыре утра. Не уверен, что люди, находящиеся под домашним арестом спят в это время – им ведь не надо вставать утром на работу – но все равно это безобразие и глупость конечно. Социальные сети пошумели по поводу этого всего день или два. И успокоились, что лишний раз свидетельствует, что подписками, обысками, заведенными делами фейсбучных борцов с режимом особо не удивишь и шуршат они в социальных сетях исключительно для порядка – чтобы хозяева знали, что тараканы из квартиры никуда не делись. Коротко описав очередной навал на Навального, позволю себе предположить, что главным событием в жизни российской оппозиции в июне 2014-го года стал выход документального фильма «Срок». Фильм сделали режиссеры Павел Костомаров, Александр Расторгуев и журналист Алексей Пивоваров. Это то ли фильм-ностальгия, то ли фильм-реквием по протестной зиме 2011-2012 гг. Выписал себе из него на память несколько цитат и сценок. Навальный перед выходом к людям прихорашивается перед зеркалом. Циничная Ксения Собчак ему: «Отлично! Отлично! Молодой Путин! Самое то!». Сценка из протестных гуляний. «Один за всех!» - кричит Навальный. «Все за одного!» - отвечает общественность. «Рассредоточиваемся!» - командует Навальный. Там же. Навальный Удальцову на «гуляниях»: «Серега, смотри, я половину народа повел туда, ты половину повел в обратную сторону. Давай хотя бы договариваться, куда идти, чтобы все шли в одну сторону». Ближе к концу фильма Ксюша Собчак признается: «Я сейчас вижу по своим друзьям. Все, у кого есть деньги, все, кто хоть что-то из себя представляет - все боятся действовать. Они уже посмотрели на Удальцова, они посмотрели на 6-е число и они все уже за Путина, все готовы голосовать за «Единую Россию», потому что поняли, что после Кремля следующая остановка - с вилами на Рублевку. Этого никто не хочет». Находка авторов в том, что как бы по мере этого «буржуазного прозрения» Ксении место худенького и нервного Ильи Яшина в сценах с ней занимает толстенький и спокойный Максим Виторган. Личная жизнь как зеркало меняющейся политической ситуации. Моя любимейшая ведущая станции «Эхо Москвы» Ксения Ларина написала про этот фильм пронзительное: «Самое ужасное в «Сроке» - в смысле эмоционального зрительского впечатления - это ощущение давно прошедшего времени, плюсквамперфект. Это ж надо так вертеть страной, чтобы она так менялась в лице за считанные секунды, не оставляя о себе прежней никаких примет! От той России, той Москвы, что пульсирует и дышит в «Сроке», - не осталось ничего. Даже ОМОН нынче другой, не огрызающийся, не ухмыляющийся, не угрожающий, а победивший. Сначала раздражал образ Путина: тиран, против которого восстает народ, изображен таким оплывшим от безделья и впавшим в легкий маразм троллем с удочкой, а потом вдруг стало жутко - мы-то все всерьез, мы сердце рвем, мы рискуем покоем и свободой (мы - это восставшие граждане, среди которых и лидеры, и рядовые, и сочувствующие), а он в гробу нас видал, и никакой агонии, никакого страха там нет и не было. В этих глазках «бусинках» нет даже любопытства, а только скука...». Режиссер Кирилл Серебренников написал в фб жесткое: «Впрочем, в фильме есть единственный положительный герой, есть. И этот герой - Власть. Лидеры оппозиции - циники и уроды, народ - на побегушках у лидеров, или безликая массовка, или, в лучшем случае, «блаженные», как в последнем эпизоде. И только власть - вежливые, уверенные в своей правоте люди, которые делают свое непростое дело: охраняют нашу жизнь от этих всех «смутьянов». Иногда, конечно, власти - вынужденно! - приходится быть жесткой: все эти автозаки, суды, обыски,- но что тут поделаешь?! Вставки с Президентом в фильме выглядят как троллинг жалких усилий жалкой оппозиции. Молодец! Мужик! Смотришь фильм и думаешь: если эти оппозиционеры «против колхозов», то я - за! Пусть у власти перегибы и несовершенства, но зато без уродств и цинизма. Ведь власть - за порядок, власть - за людей! Смотришь фильм этот и ежеминутно, практически покадрово говоришь спасибо власти за защиту нашего спокойствия, нашей стабильности, нашего будущего, наших Blueberry Hills... Власть лучше поет, власть лучше летает, власть лучше удит рыбу, чем все эти придурки и неудачники... Вот и пусть будет властью всегда!». Не знаю, простит ли либеральная интеллигенция Серебренникову такое высказывание? Но в чем-то он прав. Мне «Срок» показался фильмом нового (для меня, по крайней мере) жанра - этакого «документального селфи». Снят про «своих» - и для «своих». Сторонний зритель, не очень сведущий в событиях 2011-2012 гг., просто не поймет, о чем речь? Протестное движение в фильме есть. Лидеры движения есть, и они мелькают намного чаще самого протестного движения. Но нет самой страны, в которой развернулось протестное движение. Нет причин, нет самой ситуации, нет последствий. Что к чему? - непонятно. Столичный такой фильм получился. Не случайно он начинается со сцены тусовки в клубе. И, разумеется, никак не показано коллективное чванство, которое в основном и довело протестное движение до упадка и деградации. Получилось, что вспомнили жарким летом перед самыми отпусками ту «жаркую зиму», посмотрели HomeVideo, полистали фотки... А первый месяц лета закончился. Приблизилась осень с выборами в городскую думу Москвы и городскую думу… Иркутска. Но об этом уже в июльском выпуске «Дневника ренегата».
|