Информация – гарантия качественного управления!

Редакция газеты ИСТОК   
21.02.2010 13:01

Интервью с начальником отдела информационного обеспечения ФГУ «Востсибрегионводхоз» Мисюркеевым Ю.А.

– Как создавался отдел информационного обеспечения ?

Исторически отдел складывался в составе Ангаро-Байкальского бассейнового управления (АББВУ). Я начал сотрудничество с АББВУ в 1991 году как специалист по информационным системам, работая еще в лаборатории математического моделирования природных систем Института географии СО РАН.

В это время в составе отдела кадастра АББВУ начала внедряться информационная система - программно-информационный комплекс государственного водного кадастра Российской Федерации (ПИК ГВК). Одним из первых моих заданий в АББВУ была задача обеспечить работу  ПИК ГВК, который был ориентирован на сбор и обработку информации о заборе, сбросе воды и загрязняющих веществ по предприятиям пяти субъектов Федерации. В установленные сроки производилась обработка и передача информация итоговых данных в Центр регистра и кадастра в г. Москва. Вскоре я  стал региональным представителем Центра регистра и кадастра в Иркутске.

Следующим этапом развития системы было приобретение компьютеров и передача их в субъекты Федерации с обучением соответствующих кадров на местном уровне. Постоянная работа с субъектами Федерации (консультации по занесению данных, обработке информации), работа с Центром регистра и кадастра привела к тому, что объем работ существенно вырос, и в 1994 году было принято решение образовать при АББВУ отдел информационного обеспечения в составе двух человек.

С этого момента я уже на постоянной основе, как начальник отдела работал в АББВУ. Дополнительно необходим был специалист-программист, который  разбирался бы не только в обработке данных, но в программных средствах и физической базе ПЭВМ, поскольку часть формирующихся задач уже не могла быть решена стандартными средствами. Я привлек к работе Марасанова М.Г., с которым с 1991 года сотрудничал  по данному направлению, сотрудника лаборатории математического моделирования Лимнологического института СО РАН. Так сложился основной костяк отдела информационного обеспечения.

В 1997 году наш штат был увеличен до трех человек, а к 2000 году составлял уже 4 человека, поскольку необходимы были люди по подготовке информации, ее обработке, а также по обслуживанию техники и активно внедряемых локальных сетей на рабочих местах сотрудников АББВУ.

В 2004 году, после расформирования АББВУ, отдел в полном составе вошел  в состав ФГУ « Востсибрегионводхоз», с расширением функций для обеспечения задач ФГУ.

– Какие задачи выполнялись отделом и какие получены основные результаты?

Основной базовой задачей отдела информационного обеспечения ФГУ «Востсибрегионводхоз» является обеспечение функционирования действующих информационных систем (ПИК ГВК, ПИАК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ), а также внедрение новых автоматизированных систем (ФАКТИЧЕСКОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ), эксплуатируемых Агентством водных ресурсов РФ.

В этом направлении постоянно выполняются следующие работы:

– установка новых версий программно-информационного комплекса ПИК ГВК, проведение консультаций и настройка баз данных;
– прием данных от водопользователей;
– проведение контроля и чистки баз данных перед итоговой обработкой ;
-- подготовка запросов в соответствии с рекомендациями Центра регистра и кадастров МПР РФ;
– обработка данных и подготовка обобщений;
– отсылка обобщений ПИК ГВК в Енисейское БВУ по графику;
– консультации с сотрудниками по работе с ПИК ГВК;
– подготовка дополнительных программных модулей для обеспечения работы обобщающих модулей;
– оперативная работа с автоматизированной системой ПИАК «Лицензирование» и «Фактическое водопользование».

Отдел информационного обеспечения ФГУ территориально находится в здании Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области (ТОВР). При участии отдела осуществлялась полная компьютеризация здания ТОВР, создание локальной сети (работоспособность которой обеспечивается в настоящее время), обеспечение работы сервера, работы электронной почты, интернета и использования в локальной сети информационно-справочных баз данных, установка лицензионного программного обеспечения.

Важную задачу выполняет отдел при проведении обработки информации  и подготовке графических иллюстраций и аналитических обобщений для ежегодного доклада и бюллетеня. Сотрудники отдела являются авторами нескольких разделов этих ежегодных документов.

С 2005 года отдел информационного обеспечения в соответствии с вновь введенными  нормативными документами начал накопление и обработку базы данных локального мониторинга, который ведется предприятиями- водопользователями по Иркутской области, а также сбор и накопление базы данных по сведениям о водных объектах в районе выпусков и водозаборов основных водопользователей Иркутской области.

Одним из основных направлений деятельности отдела является внедрение новых технологий ГИС в практику использования управления водными ресурсами в регионе:  подготовлены цифровые основы на Иркутскую область и оз.Байкал, а также разработаны и используются следующие  информационные системы с использованием ГИС :
-- ГИС «Затопление»;
--«Мониторинг водных объектов и оз.Байкал на геоинформационной основе» (IrkOblGis).

Также отдел с 1994 по 2009 годы ведет научную работу по созданию и развитию информационных систем для задач управления водными ресурсами. В этом направлении подготовлены действующие макеты следующих программных продуктов:
- АРМ « Вода» - автоматизированное рабочее место специалиста- водника;
-- автоматизированные электронные журналы ПОД 11,12,13 для предприятий водопользователей;
-- электронный реестр водопользователей (ЭРВ);
-- методика и автоматизированный модуль для расчетов предельно-допустимых воздействий  (ПДВВ) на водные объекты.

Сотрудники отдела участвовали в разработке концепции мониторинга водных объектов оз. Байкал на геоинформационной основе, в ходе подготовки которой проведены детальные обобщения существующего состояния мониторинга оз.Байкал и подготовлены предложения по его развитию для целей управления. .

За весь период существования сотрудники отдела активно участвовали в общественной жизни нашего региона.  В этом направлении необходимо отметить активное участие в Российско-Канадском проекте «Управление водными ресурсами в бассейне реки Ангара», участие в создании общественной региональной организации «Совет бассейна реки Ангара»,  работе Восточно-Сибирского отделения академии водохозяйственных наук РФ, организации и выпуске постоянной региональной водно-экологической газеты « Исток».

– Какие вопросы в настоящее время решает отдел и какие прогнозируются перспективы?

С 2008 года на отдел информационного обеспечения были дополнительно возложены функции обслуживания оборудования измерительного комплекса Акватория-Байкал -2, расположенного на судне « Исток», а также обработка и подготовка итоговых картограмм и аналитических материалов к отчету по работе комплекса на озере Байкал (итоговые данные будут размещены на сайте Министерства природных ресурсов РФ).

В этом направлении открываются новые перспективы для сотрудников отдела:
--  участие в экспедициях судна « Исток» на оз. Байкал;
-- внедрение новых методов дистанционного контроля качества вод с помощью лидаров и других приборов;
-- отработка методов обработки накапливаемой информации и отображения ее для лиц принимающих решения.

В заключении необходимо отметить, что именно достоверная информация лежит в основе правильного управления использованием водных объектов и их качеством. В этом плане сотрудники отдела информационного обеспечения готовы к дальнейшей работе по обеспечению информацией лиц, принимающих решения, для обеспечения грамотного управления состоянием природной среды и использованием водных ресурсов в нашем регионе.

С удовольствием коллектив отдела информационного обеспечения поздравляет своих коллег с юбилеем! Желаем Вам творческих успехов и надеемся на плодотворное сотрудничество!
Информация – гарантия качественного управления !

 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок