Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции в сфере государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Служба создана 1 января 2007 года в соответствии с постановлением администрации Иркутской области «О службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области» от 6 декабря 2006 года № 231-па. Структура службы включает два отдела: - отдел государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды; - отдел государственного экологического контроля, отдел государственного геологического контроля, государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и озера Байкал.
Штатная численность сотрудников службы на 1 января 2009 года составила 14 чел. В соответствии с возложенными полномочиями, основными направлениями контрольно-надзорной деятельности Службы являются проверки соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации и Иркутской области юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере:
- охраны атмосферного воздуха; - обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов); - использования и охраны водных объектов; - геологического изучения, рационального использования и охраны недр; - осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном федеральным законодательством порядке.
На территории 42 муниципальных образований Иркутской области Службе подконтрольны:
– по экологическому контролю - 4503 хозяйствующих субъектов; – по водному контролю - деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих влияние на 60 тысяч водных объектов; – по геологическому контролю - выполнение условий лицензий на пользование около 200 участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ).
За 2009 год на территории области Службой проведено 271 контрольно-надзорное мероприятие, в том числе 161 плановое и 110 внеплановых. Выявлено всего 1 127 нарушений, из них:
-- в сфере охраны атмосферного воздуха – 214; -- в сфере деятельности по обращению с отходами производства и потребления – 490; -- в сфере охраны водных объектов – 75; -- в сфере осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду – 204; -- в сфере охраны недр – 78; -- прочие нарушения в сфере охраны окружающей среды – 66.
Наиболее распространенными нарушениями природоохранного законодательства являются: -- отсутствие или ненадлежащее ведение производственного экологического контроля; -- отсутствие или ненадлежащее ведение нормативной документации; -- отсутствие инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проектов нормативов предельно допустимых выбросов; -- отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов или упрощенной его формы (декларации); -- загрязнение водных объектов твердыми бытовыми отходами; -- самовольное занятие земельных участков в водоохранной зоне с засыпкой водных объектов; -- отсутствие лицензии на вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности; -- отсутствие учета движения отходов производства и потребления; -- не внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном федеральным законодательством порядке.
По результатам проверок возбуждены дел об административном правонарушении в отношении 48 юридических лиц, 181 должностного лица, 50 индивидуальных предпринимателей и 6 граждан. Сумма поступивших в 2009 году денежных средств от оплаченных штрафных санкций составляет 2 660 126, 58 рублей.
В связи со вступлением в силу 1 мая 2009 года Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» изменилась система организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора). В соответствии со статьей 9 настоящего закона проверки в отношении юридических лиц индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, на основании разработанных органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов и согласованных с органами прокуратуры.
В настоящее время перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Службой в 2010 году запланированы проведение контрольно-надзорных мероприятий, размещен на официальных сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru), прокуратуры Иркутской области (www. procur.r38.ru), Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области (www.baikal.govirk.ru).
В 2009г. Службой рассмотрено 73 обращения граждан и организаций, в том числе рассмотрено с выездом на место – 39.
Основными вопросами, отраженными в обращениях, являлись:
-- нарушение законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; -- об экологической ситуации в муниципальных образованиях Иркутской области; -- о выполнении работ без разрешительной документации (добыча ОПИ, производство берегоукрепительных и дноуглубительных работ в водоохраной зоне рек и ручьев); -- о загрязнении водных объектов твердыми бытовыми отходами; -- об образовании несанкционированных свалок; -- о самовольном занятии земельных участков в водоохранной зоне с засыпкой водных объектов.
Служба принимала активное участие в подготовке и проведении Дня Байкала 14 сентября 2009 года. В рамках Дней защиты от экологической опасности 26 марта 2009 года службой организован и проведен Круглый стол, посвященный Всемирному метеорологическому дню и Всемирному дню водных ресурсов.
11 декабря 2009 года Служба приняла участие в проведении семинара по вопросам природоохранного законодательства с представителями органов местного самоуправления Иркутской области. На семинаре специалисты службы выступили со следующими докладами: -- Осуществление муниципального и государственного контроля за деятельностью недропользователей, осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории Иркутской области; -- Вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории Иркутской области.
24 октября 2009 года все специалисты Службы приняли участие в экологическом марафоне, проводимом общественной организацией «Чистый Байкал» по очистке территории на острове Ольхон от мусора.
\Службой на 2010 год намечено решение следующих задач:
-- обеспечить выполнение плана контрольно-надзорных мероприятий на 2010 год за исполнением организациями-природопользователями соблюдений требований природоохранного законодательства Российской Федерации; -- при осуществлении службой контрольно-надзорных мероприятий поставить на особый контроль своевременность и полноту внесения платы на негативное воздействие на окружающую среду организациями-природопользователями; -- провести работу по формированию перечня водных объектов, подлежащих региональному контролю, а также перечня хозяйствующих субъектов, подлежащих региональному экологическому контролю; -- подготовить обоснование о необходимости аналитического сопровождения контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Службой, с целью включения в проект областной целевой программы «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011-2015 гг.»; -- продолжить работу с органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере управления твердыми бытовыми отходами; -- оптимизировать деятельность службы по взаимодействию с органами прокуратуры, ГУВД по Иркутской области, федеральными контрольно-надзорными органами, Управлением Федерального казначейства РФ, Федеральной налоговой службой.
|