Заседание бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа

Бассейновый совет Ангаро-Байкальского бассейнового округа   
18.04.2016 20:27
18 февраля 2016 г. в г. Улан-Удэ прошло очередное заседание бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа.

Председатель Совета, руководитель Енисейского БВУ В. К. Благов рассказал о выполнении плана мероприятий по предупреждению  возможных чрезвычайных ситуаций вызванных маловодьем и обеспечению жизнедеятельности населения Иркутской области и Республики Бурятия в осенне-зимний период 2015-2016 годов. Он сообщил о продолжении периода маловодья в Ангаро-Байкальском бассейновом округе и о складывающейся водохозяйственной обстановке. Режим работы Иркутской ГЭС, исходя из  условий положения кромки ледостава в нижнем бьефе, с 02.02.2016 снижен и установлен на уровне минимального расхода (1250 м3/с), обеспечивающего эксплуатацию водозаборов на р. Ангара. Уровень воды в озере Байкал на текущее время составляет 255,86 м (ТО).

О проводимых мероприятиях по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций,  вызванных маловодьем,  и по обеспечению жизнедеятельности населения Республики Бурятия доложил Лбов А .В., заместитель министра природных ресурсов Республики Бурятия. Маловодный период в бассейн озера Байкал продолжается 19 лет, последние 2 года – экстремально маловодные. По данным Бурятского ЦГМС, низкая водность сохраняется. В целях обеспечения бесперебойного водоснабжения населения республики в условиях малой водности Правительством Республики Бурятия совместно с Главным Управлением МЧС России по Республики Бурятия:

– создана межведомственная рабочая группа по осуществлению контроля и выработке предложений по решению вопросов, связанных с маловодностью озера Байкал;

– проведено заседание правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации  ЧС и обеспечению пожарной безопасности Республики Бурятия;

– разработан План комплексных мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения Республики Бурятия при экстремальном маловодье в бассейне озера Байкал.

Главами муниципальных образований прибрежных районов проведена работа по принятию мер бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения населения, объектов социальной сферы, коммунальных служб и объектов водообеспечения. Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия обеспечивает регулярный контроль за качеством питьевой воды. Минприроды Республики Бурятия утверждён перечень населенных пунктов, для которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. С маловодьем связано отсутствие воды в ряде скважин частных домовладений Баргузинского и Кяхтинского (отдаленного от оз. Байкал) районов в результате снижения уровня грунтовых вод. Эти районы определены приоритетными для проведения геологоразведочных работ на воду. В Кабанском районе (п. Танхой, ст. Переемная, с. Нюки) проведены технические мероприятия по повышению надежности систем водообеспечения. Для населения СП «Оймурское» Кабанского района, где отмечено существенное снижение уровня грунтовых вод, организован забор воды из общественной артезианской скважины и оз. Байкал. В связи с понижением уровня воды в общественных колодцах, в селах Горячинск и Турка Прибайкалского района осуществляется подвоз спецтранспортом воды жителям. В рамках мероприятий развития общественной инфраструктуры, муниципальными образованиями Кабанского района проводятся работы по капитальному ремонту и реконструкции сетей тепло– и водоснабжения (с. Шигаево, п. Каменск, г. Бабушкин, мкр. Березовый п. Селенгинск), по углублению колодцев (с.  Ранжурово), строительству водоразборных колонок (с. Дулан), по обеспечению санитарной защиты водозаборов (с. Посольское). Администрации районов ведут мониторинг систем водоснабжения и взаимодействуют в случае негативного проявления маловодья с Минприроды Республики Бурятия и Главным управлением МЧС по Республике Бурятия.

Абаринова Н. Г., заместитель министра природных ресурсов Иркутской области, доложила, что план мероприятий по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных маловодьем, и обеспечению жизнедеятельности населения Иркутской области в осенне-зимний период 2015-2016 годов направлен на выполнение следующих задач:

– принятие исчерпывающих мер по обеспечению устойчивой работы водозаборных и иных гидротехнических сооружений в осенне-зимний период экстремального маловодья 2015-2016 годов;

– продолжение работы по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

– обеспечение закупки автономных резервных источников электроснабжения для удаленных населенных пунктах, не имеющих электроснабжения от единой энергосистемы.

На контроль поставлена работа 6 водозаборных сооружений, где в ежедневном режиме ведется мониторинг уровня р. Ангара и ледовой обстановки на водоприемных устройствах. На 20.10.2015 уровень воды р. Ангара был ниже критического на -19 см на водозаборе ОАО «АЭХК», запас над критическим уровнем составлял от +3 см (водозабор ТЭЦ-10 в г. Ангарске) до +292 (Черемховский водозабор). После стабилизации продвижения кромки ледостава вверх по течению на 16.02.2016 запас над критическим уровнем составляет от +30 см (водозабор г. Усолье-Сибирское) до +246см (Черемховский водозабор).

Для каждого водозабора разработаны планы обеспечения бесперебойной работы водозаборов в условиях маловодья. Так, на самом крупном из рассматриваемых, водозаборе ТЭЦ-10, организованы круглосуточное дежурство, контроль за устойчивой работой насосных агрегатов и схемой рециркуляции воды, выполнена чистка водозаборного ковша от иловых отложений, разработан план оперативных мероприятий, проведены инструктажи руководящему и оперативному персоналу в случае нарушений (прекращения) работы водозаборных сооружений, введен режим экономии потребления водных ресурсов и сокращения сбросов технологических вод, проведена проверка генерирующего оборудования, находящегося в холодном резерве, на предмет обеспечения возможности пуска в соответствии с установленными нормативами, выполнен капитальный ремонт циркулярных насосов ЦНВ-1 и ЦНВ-2 с заменой рабочих колес, выполнен текущий ремонт циркуляционных насосов.

ОАО «АНХК» ведется ежедневный мониторинг уровней воды в ковше водозабора №1 и водоприемном канале технического водозабора №2, разработан план оперативных мероприятий, проведены инструктажи руководящему и оперативному персоналу в случае нарушений (прекращения) работы водозаборных сооружений, проводится ежесменная очистка сороудерживающих сеток и решеток, уборка водорослей и плавающего мусора у водоприемных окон насосных станций, выполнены работы по очистке от ила и водорослей водоприемных и водоподводящих устройств, ведутся закупочные работы по приобретению земснаряда и кабельной продукции для обеспечения работ второго земснаряда, закуплено дополнительное мусорозащитное боновое ограждение для установки в водоподводящем канале водозабора №2, ведется подготовка документов на выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий для реконструкции водозабора.

ОАО «АЭХК» организован контроль за устойчивой работой насосных агрегатов и схемой рециркуляции воды, выполнена чистка водозаборного ковша от иловых отложений, проведены работы по очистке от донных отложений русла водозаборного ковша береговой насосной станции №1, разработан план оперативных мероприятий, проведены инструктажи руководящему и оперативному персоналу в случае нарушений (прекращения) работы водозаборных сооружений на р. Ангара, разработана и согласована инструкция по взаимодействию с ТЭЦ-10, проведены противоаварийные тренировки персонала, проведена проверка работы запорного оборудования на водоприемных сооружениях, осуществляется контроль за состоянием водоохранных зон с целью предотвращения попадания мусора.

На Черемховском водозаборе разработан план оперативных мероприятий, проведены инструктажи руководящему и оперативному персоналу в случае нарушений (прекращения) работы водозаборных сооружений, обустроен пост в районе насосной станции 1 подъёма для контроля уровня воды в р. Ангара, проведено обследование оголовков кинокамерой, выполняется водолазное обследование оголовков действующего водозабора, оголовка водозабора  огнеупорного завода и оголовка водозабора незавершенного строительством АВПУ (аварийного водоприемного устройства), проведены работы по запуску станции первого подъема резервного водозабора.

В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 23.10.2015 № 658 «О резервировании подземных водных объектов в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации» предусмотрено использование месторождений подземных вод в городах Братск, Зима, Саянск, Тайшет, Бирюсинск, Усть-Кут и Железногорск-Илимский.

Во исполнение протокола от 5.12.2014 № 01-15/159-пр совещания у министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлено обоснование «Поиски питьевых подземных вод для обеспечения хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов нижнего бьефа Иркутского гидроузла Иркутской области» на Тоскуйском участке и проведение на нем поисково-оценочных работ в 2016 г.

В Иркутской области сформирован аварийно-технический запас из 8 автономных резервных источников электроэнергии. Порядок расходования аварийно-технического запаса Иркутской области утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 27.09.2010 № 238-пп. Работа по приобретению в 2016 году автономных резервных источников электроснабжения будет продолжена.

В обсуждении докладов приняли участие: Благов В.К., Борисов Г.О., Гармаев Е.Ж., Дондоков З.Б., Леонова Л.А., Молотов В.С., Шапхаев С.Г. Было отмечено:

  1. Снижение уровня воды в колодцах и скважинах, отмечаемое в прибрежных районах оз. Байкал и в других районах Республики Бурятия, связано с маловодьем и, как следствие, с общим понижением уровня грунтовых вод, используемых на таких сооружениях.
  2. Ясна необходимость повышения надежности сооружений водообеспечения населения Республики Бурятия и Иркутской области, в том числе за счет использования подземных вод 2 и 3 уровня (межпластовых), для чего необходимо активизировать разведку и утверждение запасов подземных вод.
  3. Выполнение экономической оценки последствий снижения уровня Байкал, в том числе экологических, связанных с этим ущербов сельскому и лесному хозяйству Байкальской природной территории и других факторов,  носит фундаментальный характер и находятся в компетенции научных учреждений.
  4. В зимний период эксплуатация водозаборов жизнеобеспечения населенных пунктов в нижнем бьефе Иркутской ГЭС на р. Ангара определяется расходами воды, поступающей из Иркутского водохранилища (включая озеро Байкал), положением и динамикой продвижения кромки ледостава.
  5. Необходимо повышение надежности среднесрочных метеорологических и гидрологических прогнозов.
  6. Реконструкцию действующих водозаборных сооружений в нижнем бьефе Иркутской ГЭС на р. Ангара с целью снижения минимальных эксплуатационных уровней невозможно осуществить в кратчайшие сроки, так как требуется тщательная проработка ТЭО и проектов, разработка различных вариантов инженерно-технических решений и других условий реализации проектов, оценка финансовых затрат.

Единогласно принято решение:

–  Доклады принять к сведению.

– Считать целесообразным и актуальным выполнение работ по резервированию источников водоснабжения населения, в том числе за счет защищенных от загрязнения межпластовых горизонтов подземных вод.

– Рекомендовать Роснедрам Российской Федерации активизировать работу по разведке месторождений подземных вод на территории Республики Бурятия и Иркутской области.

О результатах НИР по теме «Исследование негативного воздействия выбросов и сбросов вредных  (загрязняющих) веществ на Байкальскую природную территорию и разработка научно-обоснованных рекомендаций по их регулированию» доложил Гармаев Е. Ж., директор Байкальского института природопользования СО РАН,  д.г.н. В рамках реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» в 2014-2015 гг. выполнена эта НИР. Целью данной работы является совершенствование методов разработки нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также определение допустимого объема выбросов и сбросов с использованием современных научных достижений как методического, так и технического плана. В ходе НИР выполнен аналитический обзор работ по установлению нормативов допустимого воздействия на уникальную экологическую систему озера Байкал; дана оценка негативного воздействия выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ на уникальную экологическую систему озера Байкал за период 2010-2013 гг.. Выполнено научное обоснование методов определения нормативов предельно-допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, разработано научное обоснование нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, в части внесения изменений в приказ МПР РФ от 05.03.2010 № 63, и научно обоснованные рекомендаций по регулированию выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ.

В обсуждении доклада приняли участие Абаринова Н.  Г., Коломеец О. П., Корытный Л. М., Лбов А. В., Луничкина Е. А., Человечкин М. Ю. Принято решение: доклад принять к сведению, работу одобрить.

Корытный Л .М., зам. директора Института географии им. В.Б.Сочавы (г. Иркутск), д.г.н., профессор, председатель общественной организации «Совет бассейна реки Ангара» выступил по вопросу о ширине водоохранной зоны озера Байкал. Распоряжением Правительства «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» от 05.03.2015 № 368-р закреплено географическое положение границ водоохранной зоны озера Байкал (далее – ВЗ). Это обосновывалось необходимостью минимизации возможного негативного воздействия, снижения существующих техногенных нагрузок на водный объект, сохранения биологического разнообразия уникальной экологической системы озера Байкал и оптимального использования потенциальных возможностей развития охраняемых территорий ВЗ, для чего граница ВЗ устанавливается по границе центральной экологической зоны Байкальской природной территории, которая утверждена распоряжением Правительства от 26.11.2006 г. № 1641-р, с учетом прохождения этой границы на ООПТ по линии водораздела.

При этом ширина ВЗ увеличилась до десятков километров, что вызвало закономерные протесты научных экспертов и, главное, населения. Поэтому подготовлен проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», представленный Минприроды России в декабре 2015 г. для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru в сети Интернет, который содержит положение, согласно которому ширина водоохранной зоны озера Байкал будет устанавливаться в размере 500 м. Однако и это предложение не является оптимальным, поскольку предложенная в законопроекте ширина ВЗ не учитывает природно-экологические условия, необходимость водоохранного зонирования территории ВЗ, важность дифференцированного географического подхода к установлению ВЗ в границах населенных пунктов  на основе природных условий и особенностей хозяйственного развития. Такой подход был обоснован Институтом географии СО РАН ещё в середине 2000-х гг., и на его основе в 2014 г. были  по заказу Агентства водных ресурсов МПР РФ  подготовлен соответствующий вариант границы, который и должен быть принят.

В обсуждении доклада принял участие Благов В.К., Шапхаев С.Г., которые отметили, что при установлении границ водоохранной зоны для озера Байкал необходимо учитывать природно-экологические аспекты, соответствующие его уникальному статусу как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Принято решение обратиться в Минприроды России по вопросу установления оптимальных границ водоохранной зоны озера Байкал.

В докладе Болгова В. М., зам. директора Института водных проблем РАН, д.т.н., рассмотрены результаты НИР по теме «Оценка связи (влияния) уровенного режима озера Байкал (Иркутского водохранилища) с его экологическим состоянием и современными социально-экономическими требованиями региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности. Анализ нормативных правовых основ регулирования стока  и предложения по их совершенствованию». Основная практическая проблема заключается в обосновании возможных границ диапазона колебаний уровня воды в озере Байкал, исходя из компромисса противоречивых интересов водопользования и требований экосистемы в условиях значительной изменчивости гидрометеорологических условий бассейна, в первую очередь, в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности.

Выполнен анализ данных гидрометеорологического мониторинга озера Байкал за весь период наблюдений (1899-2015 гг.), анализ уровенного режима озера Байкал в естественных условиях и в условиях эксплуатации Иркутского гидроузла. Колебания уровня озера Байкал за весь период наблюдений составили 2,5 м, максимальная внутригодовая амплитуда составила 1,81 м (1973 г.), средняя многолетняя – 0,91 м. Диапазон колебаний уровней за наблюденный период естественного режима (1900-1955 гг.) составил 2,00 м, в условиях зарегулированного режима (1960-2015 гг.) – 2,15 м. Техническим проектом Иркутской ГЭС и соответствующих ПИВР (1988 г.) определен диапазон колебаний уровней 1,46 м при НПУ и 1,96 м при форсировке. С вступлением в силу постановления Правительства РФ № 234 от 26 марта 2001 г. произошло уменьшение до 1,00 м допустимой годовой амплитуды колебаний уровня озера Байкал по сравнению с принятой в Техническом проекте гидроузла и по сравнению с диапазоном, нблюдаемым в естественных условиях. В результате появились высокие риски неизбежного выхода уровня за пределы допустимых значений, особенно в  условиях экстремально низкой и высокой водности. Среднемноголетнее значение нормы годового стока – 59 км3, факт 2014 года – 48 км3.

При выполнении НИР были проанализированы характеристики уровней и притоков воды в оз. Байкал для различных периодов водности,  внутригодового полезного притока, колебания среднегодовых величин притока воды за период инструментальных наблюдений. Для анализа была получена разностно-интегральная кривая колебаний среднегодовых значений и доверительный интервал вероятностного прогноза притока к озеру Байкал, была рассмотрена динамика колебаний в зависимости от времени и периода и эволюция логарифма спектра мощности в скользящем временном окне длиной 32 года. Выполнено моделирование искусственного ряда среднегодовых величин притока воды к озеру Байкал длиной в 1000 лет, проведен анализ дат достижения минимального и максимального уровня озера Байкал в естественных и зарегулированных условиях. Также был рассмотрен вопрос роли подземного стока и  представлен характер водообмена озера Байкал с подземными водами верхнего горизонта. Отмечено преобладание потока, обеспечивающего разгрузку подземных вод в озеро, а не питание подземных вод водами озера.

Однозначная связь динамики уровня озера Байкал с численностью и структурой нерестового стада омуля, как основного показателя продуктивности биоресурсов озера, не определена.

Анализ и оценка экономических последствий выхода уровня озера Байкал за пределы действующего диапазона (456,0 – 457,0 м ТО) показала, что инициализация новых и развитие уже существующих на прибрежной территории опасных процессов не связаны с предлагаемым возможным изменением диапазона изменений уровенного режима, поскольку рекомендуемые отметки не выходят за пределы имевших место границ колебания уровня в период эксплуатации Иркутской ГЭС.  Рассмотренные закономерности колебаний уровенного режима озера в естественных и зарегулированных условиях, особенности формирования затяжных маловодий в регионе, особенности регулирования стока и сработки уровня в особо маловодные годы, последствия изменений характеристик уровенного режима для экономики прибрежных территорий, позволили создать модели водобалансовых и водноэнергетических расчетов и регулирования стока.

По результатам НИР сделаны следующие выводы:

1. Особенностью водных ресурсов бассейна озера Байкал является чрезвычайно широкое разнообразие условий их формирования. Изменчивость стока в значительной мере определяется региональными особенностями формирования атмосферных осадков, которые характеризуются затяжными сухими и влажными периодами.

2. Статистический анализ результатов наблюдений показал, что колебания уровня озера Байкал в периоды до строительства Иркутской ГЭС и после сохранили многолетние и внутригодовые особенности, определяющиеся характером формирования притока на водосборе озера. Возможные в будущем вариации притока (направленные изменения) в результате климатических изменений, в том числе и глобального характера, могут привести к водохозяйственным и экологическим рискам управления уровенным режимом озера.

3. Ограничения в нижнем бьефе по условиям пропуска максимальных расходов, осложненные в последние годы несанкционированной застройкой затапливаемых территорий, требуют ограничения максимального расхода воды величиной до 6000 м3/с, что невозможно в многоводные годы без соответствующего повышения уровня воды в озере выше отметки 457 м на 0,1 – 0,5 м в зависимости от обеспеченности паводка.

4. В результате принятия Постановления правительства № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», Иркутское водохранилище (озеро Байкал) может осуществлять только сезонное регулирование стока, многолетнее регулирование стока исключено, само постановление может быть выполнено только в 80-85 % лет, гарантия обеспечения водопользователей в маловодные годы снижена, а вероятность затопления верхнего бьефа в многоводные годы увеличена.

5. Научно обоснованные экологические требования к режиму колебаний уровня Иркутского водохранилища, обеспечивающие минимизацию негативного воздействия исходя из мониторинговой информации и знаний о наиболее важных особенностях функционирования экосистемы озера, сегодня отсутствуют. В научной литературе имеются в основном качественные выводы о необходимости придерживаться показателей (параметров распределений), имевших место в естественном режиме, с различной степенью обеспеченности. Для обоснования требований к характеристикам гидрологического режима, которые необходимо выдерживать в процессе регулирования стока, рекомендуется набор функций распределения искомых характеристик.

6. Задача прогноза состояния водных, околоводных и прибрежных экосистем, в особенности связанных с негативным развитием литодинамических процессов, требует серьезного научного обоснования. Необходимо реализовать комплекс научных исследований, на основе результатов которых можно будет сделать выводы о дополнительных природоохранных мероприятиях.

В обсуждении доклада приняли участие: Благов В. К., Борисов Г. О., Гармаев Е. Ж., Дондоков З. Б., Лбов А. В., Леонова Л. А., Лушников Д. А., Шапхаев С. Г. Большинством выступающих отмечено, что НИР выполнена в соответствии с Техническим заданием, которое разрабатывалось межведомственной экспертной группой при Росводресурсах. В составе НИР не предусматривался вопрос подсчета экологического ущерба при различных вариантах регулирования режима сработки Иркутского водохранилища (включая озеро Байкал). Противоположное мнение высказал С. Г. Шапхаев, который считает, что открывается возможность необоснованных изменений уровня в диапазоне двух метров и более, а это приведет к неблагоприятным социально-экономическим последствиям.

Следующее заседание бассейнового совета намечено в Иркутске.

Новости экологии

55 тонн макулатуры собрали в рамках всероссийской акции активисты из Приангарья

Иркутская область заняла 21-е место в общем зачете субъектов страны по сбору макулатуры в рамках пятого сезона всероссийской акции «БумБатл». Участники из региона собрали и сдали на переработку 55 тонн бумажного сырья.

 
На окраине Хужира поселилась дикая рысь

Дикая рысь обосновалась в недостроенном доме на окраине поселка Хужир Ольхонского района. Дальнейшую судьбу животного решили научные сотрудники «Заповедного Прибайкалья».

 
113 млн рублей на развитие получит Мегетский лесопитомник из федерального бюджета

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации поддержало предложение губернатора Иркутской области Игоря Кобзева о выделении региону средств федерального бюджета, которые планируется направить на увеличение производительности Мегетского лесного питомника.

 
В Прибайкальском нацпарке браконьеры убили двух благородных оленей

На Ольхоне в нацпарке браконьеры застрелили двух благородных оленей. Как сообщает пресс-служба «Заповедного Прибайкалья», инспекторы Прибайкальского национального парка обнаружили автомобильные следы, ведущие в лес.

 
В Иркутской области потратят еще 4,5 млн рублей на ремонт сибиреязвенных могильников

Правительство Иркутской области в текущем году направило на ремонт сибиреязвенных скотомогильников 4,5 млн рублей.

Метки:
 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок