Активисты ТОСов и депутаты надеются, что их предложения по организации территориального самоуправления в Приангарье услышат в Москве

29.03.2011 16:17

Решения о создании территориальных общественных самоуправлениях – ТОСах – должны приниматься на собраниях именно в закрытых помещениях, а исполнительные органы ТОСов должны быть сменяемы в соответствии с Уставом конкретного ТОСа, но не реже, чем раз в пять лет. Эти предложения были разработаны Иркутским областным институтом законодательства Сперанского и озвучены сегодня в Законодательном собрании на семинаре «О проблемах создания и деятельности органов ТОС в Иркутской области». Областная представительская власть и активисты ТОСов надеются, что в федеральном центре их законодательная инициатива будет услышана и принята.

Местные законотворцы разработали свои предложения, чтобы устранить пробелы в федеральном законе № 131 «Об основах организации местного самоуправления». ФЗ-131 изобилует пробелами относительно того, как граждане должны самоорганизовываться в ТОСы, какими полномочиями обладают ТОСы, их исполнительные органы, сколько человек имеют право создать ТОС.

Как сообщила специалист института Сперанского Ольга Шишпаренок, сегодня, в соответствии с действующим законодательством решение о создании ТОСа на территории принимает собрание жителей, на котором должно присутствовать не менее 50% населения территории.

Но присутствующие на мероприятии председатели ТОСов Иркутска не согласны с институтом. Во-первых, в Иркутске множество микрорайонов с населением 10-20 тысяч человек. Где найти такое помещение в Иркутске, в которое можно вместить хотя бы тысячу человек? Но даже если и найти, то, как показывает практика, большие собрания людей не способствуют конструктивной работе. «Одна говорильня и никаких решений», – высказала мнение председатель ТОС «Мельниково» Ирина Балуева. Активистами общественного самоуправления предложение областных законотворцев было отвергнуто.

Наиболее оптимальный вариант – проводить собрания в подъездах многоквартирных домов, избирать от них делегатов, делегатов собирать на конференции, а конференциям придать статус учредительного собрания. Таким образом, мнения всех жителей конкретной территории будут учтены.

Прозвучало предложение снизить «порог явки» на учредительное собрание с 50% до 20%. Но некоторые активисты против снижения «порога», поскольку именно решение, принятое большинством – легитимно и обязательно для исполнения меньшинством, которое проигнорировало собрание.

Депутат Антон Романов внес предложение законодательно «сузить» границы ТОСов до полутора-двух тысяч человек. Тогда, по его мнению, у людей появится физическая возможность принимать участие в учредительном собрании. Также депутат предложил законодательно закрепить обязательность исполнения решений ТОСов даже теми, кто с этими решениями не согласен и предусмотреть какие-то варианты принуждения.

– То есть, если ТОС принял решение провести субботник по уборке территории, то на субботник должны выйти и те, кто не согласен с таким решением, – считает депутат.

Были отмечены и негативные моменты в развитии территориального самоуправления. Долгая – более полугода – процедура регистрации, вместо положенного месяца. Очень часто ТОСы создают Управляющие компании для решения своих коммерческих задач, ставят старшими по подъездам и управдомами «своих» людей, что дискредитирует саму идею самоуправления, которое призвано служить интересам жителей территории, а не коммерческим структурам. До сих пор не понятно, какие вопросы находятся все-таки в компетенции ТОСов, а какие в полномочиях органов местного самоуправления – администраций и дум. ТОСы находятся в роли просителей – не решен вопрос с их финансированием. Хотя на областном уровне готовится законодательный акт, по которому ТОСы смогут наравне со множеством других общественных организаций рассчитывать на финансовую поддержку из регионального бюджета.

Также было отмечено, что никак не затронуты процессом организации ТОСов сельская местность. Там территориальное самоуправление принимает свои формы, отличные от городского.

Председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению Борис Алексеев сообщил, что все предложения будут суммированы и отправлены на федеральный уровень. Существует возможность, что депутаты Госдумы их учтут при разработке поправок в ФЗ-131.

Справка. По статистике депутаты Госдумы принимают всего 1% законодательных инициатив, поступающих из регионов. 99% законодательных инициатив, которые рассматривают депутаты Госдумы, – инициативы федерального центра.

 

История Оксаны Костиной, художественная гимнастика

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок