Депутат Заксобрания Приангарья Михаил Щапов предлагает решать проблему ГЭС на Селенге совместными усилиями

Ольга Шарипова   
26.05.2016 17:15
"Защита экологии Байкала не должна становиться проблемой только двух регионов – Иркутской области и Бурятии", - считает депутат Заксобрания Иркутской области Михаил Щапов.

«Вмешательство в экосистему Селенги, безусловно, не может не повлиять на Байкал. Поэтому опасения ученых на этот счет звучат весьма оправданно. Однако и проблему Монголии можно понять – стране нужен энергоисточник», – отметил депутат.

Напомним, в Монголии на реке Селенга планируется построить ГЭС «Шурэн» мощностью 245 МВт, на притоках Эгийн-голе и Орхоне – ГЭС мощностью 220 и 100 МВТ. При этом Селенга обеспечивает большую часть поступлений воды в озеро Байкал, и из-за строительства гидросооружений Байкал может постигнуть участь Аральского моря. К слову, у проекта новых ГЭС уже нашелся спонсор в лице китайского банка, который выделил $827 миллионов долларов только на инфраструктуру.

Между тем, экологи крайне обеспокоены – строительство ГЭС, по их мнению, может негативно сказаться на экосистеме Селенги и Байкала. Ученые и общественники неоднократно обращались к разработчикам проекта и властям с просьбой обратить на это особое внимание. В ближайшее время Монголия планирует провести открытые консультации по оценке экологических последствий для экосистемы озера Байкал от строительства Шурэнской ГЭС.

«Если есть возможность не вмешиваться в экосистему, то лучше не делать этого», – считает Михаил Щапов. Однако политик подчеркивает, что проблема не должна решаться исключительно на уровне взаимодействия прибайкальских регионов с монгольским правительством: «Байкал – наша гордость, это природное наследие, но сейчас вопрос касается не только Иркутской области или Бурятии, но и всех регионов нашей страны».

Михаил Щапов полагает, что для более конструктивного решения вопроса и сведения потенциальных экологических проблем к минимуму необходимы переговоры не только с авторами проекта ГЭС, но и с инвесторами, со всеми заинтересованными сторонами.

Между тем, эксперты подчеркивают, что Монголии необходим источник энергии. В Улан-Баторе сложилась крайне негативная экологическая обстановка: зимой монгольская столица, как и другие населенные пункты, отапливаются углем очень низкого качества. Предполагается также, что эту проблему можно решить с помощью газа из Сибири.

Тема газификации регулярно звучит в правительственных и общественных кругах региона. В том числе бытует мнение, что это неокупаемый проект, который вряд ли будет реализован на территории нашего региона. Причина – слишком сложная и дорогая инфраструктура и небольшое количество потребителей. Также обсуждается возможность экспортирования газа в Монголию. Предполагается, что Иркутская область смогла бы не только окупить затраты на создание инфраструктуры, но и улучшить свое финансовое состояние, а также избавить соседей от необходимости строительства опасной для Байкала ГЭС. «Этот проект заслуживает определенного внимания, но он неоднозначен, поскольку прокладка газопровода через нашу сейсмоопасную территорию тоже может оказаться экологически опасным предприятием», – считает Михаил Щапов.

Напомним, ранее некоторые эксперты высказывались с критикой в адрес проекта газификации Иркутской области, в том числе бывший глава областных природных ресурсов Олег Кравчук. Экс-министр подчеркнул, что газификация Приангарья может быть выгодным проектом только в случае создания крупного межрегионального проекта по обеспечению газом не только Иркутской области, но и Бурятии и Забайкалья. При этом должны вестись разработки мелких месторождений, находящихся на территории Иркутской области, а не подключение к Ковыкте, как это предполагается сделать сейчас в рамках проекта Газпрома.

«Улучшение качества жизни людей – задача любого правительства. Но это не должно происходить за счет уникальных природных объектов. Байкал – всемирное наследие, это гордость не только сибиряков, но и всей страны, всего мира. Полагаю, что сегодня наша задача – убедить международное сообщество в том, что решать проблему необходимо совместными усилиями, ведь только эффективное взаимодействие поможет нам цивилизованно решать проблемы и нашего региона, и соседней Монголии, и всего мира в целом», – отметил Михаил Щапов.



Новости экономики и бизнеса

ВТБ назвал страны, которые будут больше всего импортировать еду из РФ

Объёмы экспорта зерновых в 2024 году превысили на 50% средний уровень последних пяти лет. Это один из лидирующих результатов в мире с долей в 17% от глобальных объёмов. Консолидированная доля основных стран-импортеров (Египта, Турции и Ирана) составила 33%, посчитали аналитики ВТБ.

 
В каких категориях можно получить максимальный кешбэк: исследование ВТБ

По данным ВТБ, наибольшую сумму кешбэка в 2024 году пользователи программы лояльности получили при покупках в супермаркетах и аптеках. В топ-5 категорий также вошли траты на одежду и обувь, посещение кафе и ресторанов, а также универсальная категория «на все покупки».

 
Прогноз: сбережения россиян вырастут до 68 трлн рублей

В прошлом году рублевые пассивы ВТБ выросли на 60%, вдвое опередив по динамике рынок. Банк увеличил свою рыночную долю до 18,5% (+3,4 п.п. за год), обеспечив более четверти прироста рынка сбережений. Сейчас портфель рублевых пассивов розничных клиентов ВТБ достиг 10 трлн, а общий портфель превысил 10,6 трлн рублей.

 
Странам БРИКС указано не отказываться от доллара под угрозой роста пошлин

Государства БРИКС предпочли не искать замену доллару после того, как президент США Дональд Трамп пригрозил им введением солидных пошлин. Глава Белого дома выступил с таким заявлением во время встречи с губернаторами-республиканцами в Вашингтоне.

 
Мнение эксперта: рынок автокредитов потеряет 20%

Эксперты считают, что высокие ставки, жесткое регулирование Банка России и рост цен на машины серьезно снизят на автокредиты в 2025 году. Выдачи на российском рынке выдачи могут опуститься ниже 2 трлн рублей, сократившись не менее чем на 20% к прошлому году. Об этом рассказал заявил заместитель президента – председателя правления ВТБ Георгий Горшков.

 

Сергей Шмидт - серия колонок

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок