Изменения в правилах рекламирования медицинских товаров и услуг разъяснили представители УФАС и Росздравнадзора Приангарья

Ольга Шарипова   
05.02.2014 19:49
С 1 января 2014 года вступили в силу новые правила рекламирования медицинских товаров и услуг. О том, что теперь можно рекламировать, а что нельзя, подробно рассказали 4 февраля на пресс-конференции заместитель руководителя Иркутского УФАС Александр Кулиш и руководитель управления Росздравнадзора по Иркутской области Наталия Ледяева.
Александр Кулиш обратил внимание на то, что с 1 января этого года реклама медуслуг в каком-либо виде запрещена – за исключением мест, где проводятся медицинские выставки, конференции, собрания медработников. При этом стоит различать такие понятия, как медицинская услуга и медицинская деятельность.

«Есть два перечня – один из них утвержден Минздравом РФ, в нем прописана номенклатура медицинских услуг и есть перечень, установленный постановлением правительства РФ о лицензировании меддеятельности, где определены ее виды. Поэтому если в рекламе речь будет идти о видах медицинских услуг, которые соответствуют понятиям, определенным номенклатурой приказа Минздрава, то это будет реклама медуслуг, и ее распространять можно будет только в узком кругу, – разъяснил нововведения замруководителя Иркутского УФАС. – Если же в рекламе речь будет идти о меддеятельности в соответствии с постановлением правительства, то эта реклама может распространяться в любых средствах массовой информации».

Кроме того, Александр Кулиш напомнил, что в кодекс об административных правонарушениях также внесены изменения, которыми усилена ответственность в отношении нарушений требований закона о рекламе, связанных с распространением рекламы медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств, а также БАДов. Теперь за такие нарушении юрлицам грозит штраф до 200 до 500 тысяч рублей, должностным – от 10 до 20 рублей, гражданам – от 2 до 2,5 тысяч рублей.

Однако проверки пока не проводятся, говорит Александр Кулиш. Причина этого в том, что поправки, внесенные в федеральный закон «О рекламе», требуют уточнений. Мы понимаем нововведения так: теперь нельзя рекламировать как услуги те методы диагностики, лечения и реабилитации, которые используются врачами. Однако и в прежней редакции закона «О рекламе» содержались ограничения на рекламу методов лечения. В ФАС поступает много обращений на эту тему. Поэтому в Минздрав направлено письмо с просьбой сделать более точную формулировку новых правил.

«Надеемся, в ближайшем будущем эта норма будет уточнена, и до профессиональных участников рынка рекламы будут четко доведены правила», – выразил надежду замруководителя ведомства.

За прошлый год, рассказал Александр Кулиш, по этой статье было выявлено шесть реклам с нарушением, в основном это касалось рекламы медуслуг, все они были без предупреждения, что «имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста». Часто бывает, что БАДы рекламируются как лекарственные средства. Законом о рекламе это запрещено, так как БАД таковым не является, добавил Александр Кулиш.

Как объясняет Наталия Ледяева, внося изменения в документ, законодатель был нацелен на то, чтобы, смотря рекламу, потребитель имел возможность оценить и сделать какие-то выводы о качестве услуги и о законности ее предоставления.

Так, теперь в рекламе медтоваров и услуг нужно указывать только ту деятельность, которая прописана в лицензии медицинского учреждения. К слову, лицензию должно иметь любое медучреждение, причем срок ее действия – неограниченный, она бессрочна.

Таким образом, любой посетитель, придя в клинику, должен в первую очередь увидеть на стенде в холле лицензию, к ней должно быть приложение, в котором прописаны все виды работ и услуг, которые осуществляет эта организация. Кроме того, можно у администратора попросить сведения о профессиональных данных всех работников, которые оказывают ту или иную услугу. Руководитель регионального Росздравнадзора обратила внимание и на то, что «нельзя подписывать договор об оказании платных медуслуг в клинике, просто пробежав по нему глазами, потому что часто эти документы бывают составлены неграмотно, и в конечном итоге частная клиника не будет нести никакой ответственности за оказанную платную услугу».

Нередко бывают случаи, когда рекламируемые медуслуги оказываются совсем не того качества, которого должны быть. И они бывают опасны. В итоге здоровью пациента наносят ущерб, говорит Наталия Ледяева. «Часто пенсионеры видят такую рекламу по телевизору или слышат по радио. И они искренне верят в то, что рекламируемая медуслуга или медизделие их вылечат, только нужно купить этот прибор или обратиться в этот центр. Но это неправильно. За медуслугой пенсионер должен обращаться только к своему лечащему врачу», – подчеркнула руководитель иркутского Росздравнадзора.

К слову, в 2013 году количество жалоб на качество медицинской помощи в Иркутской области увеличилось в три раза, отметила Наталия Ледяева. Много жалоб и на качество косметологических услуг, часто люди получают увечья. Нередки жалобы на медизделия, которые продаются без регистрационных удостоверений. Часто приобретают эти медизделия именно пенсионеры. Им обещают, что они приобретут это изделие и сразу станут здоровыми.

«Сегодня люди не знают, что каждое медицинское изделие должно иметь, в первую очередь, регистрационное удостоверение, которое выдается Росздравнадзором. Оно должно быть тоже соответствующего качества. Часто приобретаются медизделия либо китайского производства, когда инструкции к товару написаны без перевода, либо изделия, которые вообще запрещены к реализации на территории РФ», – рассказала Наталия Ледяева.
 

История Оксаны Костиной, художественная гимнастика

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок