Сбер провёл пленарную сессию о возможностях ИИ в творчестве
По инф. ИА Телеинформ
08.06.2021 23:20
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) прошла пленарная сессия Art.Creativity.AI, сообщает пресс-служба Сбербанка. Спикером выступил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
Модератор встречи – Андрей Курпатов, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка. Участники дискуссии обсудили вопросы регулирования создания и распространения произведений изобразительного искусства, текстов и музыки, созданных ИИ, вопросы авторского права в отношении таких произведений.
На сессии выступили: директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса Александр Крайнов; режиссёр, продюсер и сценарист Илья Найшуллер; заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» и директор musicAeterna в России Дмитрий Озерков; основатель и президент Cognitive Technologies Ольга Ускова; главный научный советник АНО ИИИ (Автономная некоммерческая организация «Институт искусственного интеллекта») Юрген Шмидхубер; генеральный директор российского представительства Google Юлия Соловьёва.
Ключевыми темами дискуссии стали следующие вопросы: способен ли ИИ к креативу или творческое начало присуще исключительно человеку? Изменит ли ИИ наше понимание искусства? Кого считать автором произведения, созданного ИИ, – искусственный интеллект, разработчиков, создавших нейросеть и обучивших её, или кого-то ещё?
Дмитрий Озерков рассказал о своём видении роли нейросетей в искусстве. По его мнению, это скорее инструмент, который помогает создавать художнику произведения. И всё-таки в первую очередь, покупая картину, мы руководствуемся её историей, а не только тем, что на ней изображено. Илья Найшуллер отметил, что в искусстве также важно знать, кто стоит за произведением, ведь часто мы слушаем музыку не только из-за того, что нам нравится, как сложены ноты, но и потому, что мы следим за историей музыканта. Он подчеркнул, что в любом случае в первую очередь важны эмоции, которые вызывает произведение.
Ольга Ускова добавила, что, по её мнению, вызвать у аудитории мурашки способен только человек, ведь, создавая своё произведение, он подключает и что-то коллективное бессознательное, доступное только людям. Представитель Яндекса Александр Крайнов сказал, что в своей работе они скорее используют условно творческие навыки ИИ для развлечения пользователей. Представитель Google в России Юлия Соловьёва тоже отметила, что они подключают ИИ для того, чтобы подсветить искусство с новой стороны и привлечь к нему внимание аудитории, чтобы люди смогли продолжить своё погружение в эту тему – эту задачу решает проект Google Arts & Culture.
И всё же Юрген Шмидхубер, как учёный, который ещё в 1990 году представил подходы к созданию творческих и «любопытных» алгоритмов ИИ с состязательными нейросетями в основе, предсказал, что с продолжающимся экспоненциальным ростом мощности компьютеров искусствоведы и художники с помощью этих подходов вскоре внесут значительный вклад в прогресс как науки, так и искусства.
Завершила сессию голосовой помощник семейства виртуальных ассистентов Салют Афина, которая пошутила, что скоро заменит человека в творчестве, а затем рассказала о своём настоящем предназначении, функциях и задачах. Афина сказала, что на самом деле её задача – помогать людям творческих профессий как ассистент, проверять ошибки, обрабатывать данные, подсказывать решения.
– Сейчас активно развивается Digital Art – цифровое искусство, и сейчас уже есть специалисты по этому направлению. Это только вопрос времени, когда появятся искусствоведы по AI Art как одному из видов Digital Art. Вопрос интеллектуальной собственности тоже очень чётко отрегулирован. Считается, что автором является человек или организация, которой принадлежат интеллектуальные права. Но в реальности это не так, в реальности одна модель пишет другую модель. Сейчас мы готовим первую в России заявку на интеллектуальный продукт самого искусственного интеллекта, когда код ИИ написал другой код ИИ, обсуждаем это с Роспатентом. Мы планируем получить патент на произведение именно искусственного интеллекта. Это не фильм, не картина, это код, но тем не менее это очень важно. Если нам с Роспатентом удастся найти правильную формулу закрепления интеллектуальной собственности, то это может быть буквально прорыв в дальнейшем движении вперёд в развитии авторского права на произведения, созданные искусственным интеллектом, – заявил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
– Я большой противник попытки сталкивания того, что делает искусственный интеллект (или, как я его люблю называть, машинный интеллект) с тем, что делает человек. У него уже совсем другие принципы создания. Это не биология, не биохимия, в ней нет инстинктов, желания жизни, любви и прочего, что присуще человеческому существу. И самое опасное – начать сейчас продавать картины, созданные ИИ, на аукционах, потому что мы должны сохранять человеческую исключительность в этой сфере. Потому что искусство – это то, как мы, люди, разговариваем друг с другом, а ИИ – это техническое. Оно может быть блестящее, сложное, неожиданное, но внутренняя самозащита общества и культуры должна работать, чтобы этот инструмент не превратился в способ модификации нас самих, где мы будем меньше чувствовать, но больше реагировать, потому что нейронаука даёт нам соответствующие инструменты, чтобы эти реакции порождать, – прокомментировал руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка Андрей Курпатов.
Премьера криминальной восьмисерийной драмы «Расплата» (16+) состоится в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) 16 мая 2024 года.
В программе «Легенда» на RTVI режиссер рассказал, что ему предложили снять сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», однако он не заинтересовался этим проектом.
В Иркутске началась подготовка к первому книжному фестивалю «КнигаМай». Он пройдёт на острове Конный с 17 по 19 мая. В дни фестиваля состоятся презентации книг, лекции, литературные встречи, мастер-классы и мероприятия для семей – всего более 50 различных активностей.
Tele2, российский оператор мобильной связи, предлагает своим абонентам обменять остатки минут в пакете на билеты в культурные учреждения. С 15 апреля клиенты компании могут воспользоваться акцией и побывать в более чем 40 музеях в разных городах России от Владивостока до Калининграда. В Иркутске в обмен на минуты можно посетить галерею В. Бронштейна и Иркутский планетарий.
Я давным-давно живу в соответствии с мудрым принципом, подсказанным одним старшим товарищем: «Если ты не можешь ничего изменить, ты должен попытаться хотя бы понять». У меня даже футболка с этими словами есть, специально заказал и надеваю, если предстоит общение с какими-нибудь фрустрированными по политике балагурами.
Перелома на полях сражений за минувший месяц не произошло – ни решительного, ни коренного. Позволю себе, чуть ли не в первый раз за боевой год, написать о делах внутренних, а не боевых и внешнеполитических. Репертуар внутриполитических тем у нас не такой уж богатый и, на мой вкус, одна из...
Год минул. В Лужниках состоялось хоровое пение Цоя. Я немного удивился, что пели «Группу крови». Думал, что «Звезду по имени Солнце» с необходимыми правками:
Январская история с «Леопардами» – довольно интересный сюжет, как на тему замысловатости политической жизни в демократиях, так и на тему взаимодействия внутренней и внешней политики. Канцлер Шольц по причинам, которые могут быть самыми разными, танки Украине давать не хотел. Но министр иностранных дел его правительства – госпожа Анналена Бербок, которую...
Видит бог, я из тех мелких жуликов от гуманитаристики, прячущихся под якобы солидной вывеской «политолог», что совершенно не стесняются полного провала своей аналитики и прогнозов. В моей «политологической» жизни таких суперпровалов было два и 2022-й год один из них. Моя годичной давности уверенность в том, что никакого перевода отношений России...
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных, изложенной здесь.