На Байкале сдвинулся пик «цветения»: изменения учёные изучат более подробно

25.06.2020

Сотрудники Лимнологического института (ЛИН) СО РАН, соблюдая все предписания Роспотребнадзора для научно-исследовательских судов в условиях распространения коронавирусной инфекции, провели мониторинг фитопланктона в мелководных зонах озера.

Это делается ежегодно в рамках кругобайкальской экспедиции на борту научно-исследовательского судна «Академик Коптюг» – учёные берут пробы на глубине 20-50 метров, сообщает пресс-служба ИНЦ СО РАН.

– После схода ледового покрова в Байкале происходит «первая вспышка» биологической продуктивности. Мы не можем отказаться от этого мониторинга – важно знать, какая происходит динамика в озере. Удивительно, что год назад картина «цветения» была другая. В это время в южном и среднем Байкале пик «цветения» уже завершился, вода была чистая, а северный начинал «цвести». В этом году север ещё не «цветёт», а юг ещё «цветёт». Это кажется странным – этой весной лёд на Байкале сошел гораздо раньше, вода прогрелась раньше и «цветение» должно начаться и завершиться тоже раньше, – отметил директор Лимнологического института СО РАН доктор геолого-минералогических наук Андрей Федотов.

Это изменение ученым ЛИН СО РАН предстоит изучить более подробно. Другое исследование – гидроакустическая съемка байкальского омуля – проводилось на НИС «Г. Ю. Верещагин» напротив дельты Селенги. Именно здесь наиболее продуктивный район для исследования изменений в численности омуля, в начале июня на глубине 50-400 метров находится значительная часть его популяции.

Метод гидроакустики для подсчета рыбы сотрудники ЛИН СО РАН начали тестировать еще в 90-х годах. Далее лимнологи совместно с учеными Байкальского государственного университета займутся разработкой математических моделей для точного определения количества эндемика. Планируется, что гидроакустический контроль за популяцией омуля войдет в ежегодный мониторинг ЛИН СО РАН.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией из-за коронавирусной инфекции в этом году не состоятся экспедиции с зарубежными учеными и Плавучим университетом «Class@Baikal». Но сотрудники Лимнологического института СО РАН намерены выполнить все исследования, запланированные государственным заданием. В ближайшее время научный флот ЛИН СО РАН отправится исследовать газогидраты и влияние антропогенной нагрузки на экосистему озера.

Новый сезон Байкальского научного слэма стартовал в Иркутске

Новый сезон Байкальского научного слэма открыл межрегиональный Научно-образовательный центр «Байкал». Первое в этом году мероприятие, цель которого популяризировать науку, собрал более 50 слушателей.

Магнитные бури, возникшие в результате неоднородности в приполярной ионосфере, исследовали ученые ИСЗФ СО РАН

Научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Илья Едемский и ведущий научный сотрудник института Юрий Ясюкевич провели исследование эффектов магнитных бурь в приполярной ионосфере по данным ГНСС и проанализировали особенности этих эффектов, в зависимости от природы бури. Результаты исследования опубликованы в прошлом году в журнале первого квартиля Remote Sensing. Материал можно прочитать по ссылке.

Устройство для автоматизации операции на глазах разрабатывают в Иркутске

Студент ИРНИТУ Владислав Грибоедов и офтальмолог Вячеслав Кабин создают устройство для автоматизации кросслинкинга роговицы глаза, сообщает пресс-служба вуза.

Лаборатория нейтринной астрофизики будет работать в ИГУ

В Иркутском государственном университете при НИИ прикладной физики создана новая лаборатория — нейтринной астрофизики. Организована она в целях выполнения требований подписанного в конце 2022 года ИГУ соглашения с министерством науки и высшего образования РФ на выполнение госзадания, в рамках которого в течение трех лет ученые-физики получат 54 миллиона рублей.

Итоги научной работы в 2022 году подвели в ИСЗФ СО РАН

В конце 2022 года в Институте солнечно-земной физики СО РАН Ученый совет подвел итоги работы за год. На заседании совета отмечено, что государственное задание выполнено полностью. Важнейшими результатами в результате ранжирования признаны 22 работы, все они прошли предварительный отбор на научных сессиях по отдельным направлениям исследований.