Редкая погодная аномалия стала причиной града и сильного ветра в Приангарье

15.07.2022

Причиной сильного ветра до 15 – 18 м/с, оставившего без электричества 11 населенных пунктов Аларского, Нукутского, Осинского, Усольского, Тайшетского и Черемховского районов, крупного града и смерча стала редкая погодная аномалия.

Об этом рассказала заведующая базовой кафедрой Института солнечно-земной физики СО РАН – кафедрой метеорологии и физики околоземного космического пространства географического факультета Иркутского госуниверситета Инна Латышева.

— Иркутская область в июне оказалась одним из наиболее жарких и влажных регионов России. В первой половине июля жара спала, но 13 июля именно в южных районах Иркутской области днем воздух прогрелся почти до +30°С, что в условиях накопившейся влаги и привело к «взрывному» развитию конвекции, когда грозовые облака объединились в суперъячейку, достигшую высот 12 – 13 км и более. В ней мощные восходящие и нисходящие движения сформировали крупный град, а опускающийся вниз вращающийся вихрь привел к шквальному усилению ветра и образованию локального смерча.

Инна Латышева отметила, что именно на юго-западе Иркутской области такие явления возникают чаще, ведь эти районы близко расположены к подветренным склонам Восточного Саяна, где развиваются важные для образования суперъячейки вертикальные сдвиги ветра и мезоциклоны. Например, 16 июля 2004 года на юге Прибайкалья отмечался сильный шквал с порывами ветра до 27 – 40 м/с, который привел к гибели нескольких человек и нанес материальный ущерб, по некоторым оценкам, превышающий миллиард рублей.

По наблюдениям метеорологов, летняя погода в регионе изменилась по сравнению с прошлым веком.

— Если в XX веке первая половина лета в Иркутской области была более жаркой и сухой, а вторая с длительными обложными осадками, то в начале XXI века летняя погода, как и в других регионах России, стала более изменчивой и поэтому менее предсказуемой. Причиной всему возросшая активность атмосферных вихрей на фоне более продолжительных вторжений либо субтропического, либо арктического воздуха. Их главенство определяет или длительную жару с возможными сильными ливнями и грозами, или прохладную и дождливую погоду. Чтобы с большей заблаговременностью спрогнозировать такие явления, как сильный ветер, град, смерч, необходимы данные радиолокаторов, спутников и высотных данных радиозондирования. Пока же на территории региона нет ни одного радиолокатора, радиозондирование проводится только на четырех станциях утром и вечером, тогда как конвективные явления получают летом наибольшее развитие днем.

Специалисты изучают закономерности процесса наполнения Сухого озера

История Сухого озера стала предметом исследования сотрудников информационно-аналитического отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Специалисты проанализировали имеющиеся данные за всё время существования Прибайкальского национального парка – с 1986 года.

Наблюдать за планктоном в Байкале будет нейросеть

Команда ученых и разработчиков запустила нейросеть для экомониторинга Байкала на облачной платформе Yandex Cloud. Алгоритм машинного обучения уже распознает 70 форм планктона, которые чаще всего встречаются в пробах воды из озера.

Открытый урок «Противостояние Юпитера» состоится в Иркутске 26 сентября

Большой иркутский планетарий 26 сентября приглашает на открытый урок «Противостояние Юпитера» на площадке у библиотеки имени Молчанова-Сибирского.

Постоянной формой работы со студентами, магистрантами и аспирантами в ИСЗФ СО РАН станут научно-образовательные интенсивы

Особенностью Международной Байкальской молодежной научной школы фундаментальной физики «Физические процессы в космосе и околоземной среде», которая прошла в Иркутске 5 – 10 сентября, стали интенсивы на современном оборудовании научного комплекса Института солнечно-земной физики СО РАН.

Китайские ученые обнаружили на Луне новый минерал

Китайские ученые обнаружили неизвестный минерал в образцах лунного грунта, доставленных на Землю космическим аппаратом «Чанъэ-5», сообщает Центральное телевидение КНР со ссылкой на Китайское национальное космическое управление и Государственное управление атомной энергетики КНР.

Леонид Корытный - о проблемах Байкала