Перспективы скоростного пассажирского сообщения и железнодорожного туризма в Сибири прозвучали на «Пассажирском форуме-2012» |
13.04.2012 16:21 |
На «Пассажирском форуме-2012», прошедшем в Москве 11 апреля, организованном компанией "Бизнес Диалог" при поддержке Министерства транспорта РФ, в партнерстве с холдингом ОАО «РЖД» прозвучала тема развития пассажирских перевозок в Сибири и на Дальнем Востоке. Отвечая на вопросы журналистов об изменениях и перспективах пассажирского комплекса, Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул, что в пассажирском комплексе по-прежнему самой серьезной проблемой остаются пригородные пассажирские перевозки. «Первая составляющая сложившейся ситуации заключается в качестве подвижного состава. Новый пассажирский состав пригородные компании не могут приобретать, так как до сих пор не решена проблема безубыточности пассажирских пригородных перевозок. Вторая составляющая проблемы связана с осознанием региональными властями, что объемы пригородных перевозок регулируются ими. Именно местные власти должны определиться с необходимым количеством пригородных поездов. Эти две составляющие не позволяют ОАО «РЖД» и дочерним компаниям решить проблему в целом. Есть регионы, где полностью компенсируется убыточность от регулирования пригородных перевозок. Но есть регионы, которые полностью игнорируют свое участие в компенсации этих убытков. ОАО «РЖД» свою ответственность не снимает. Например, при формировании бюджета 2012 года нам пришлось выдержать серьезные споры. Отдельные министерства высказали позицию, что РЖД не следует расходовать финансы на приобретение нового пригородного подвижного состава. Но мы знаем, что пассажиров не устраивает сегодняшнее состояние подвижного состава, потому что помимо новых электричек, которые мы приобретаем, есть старые. Перед нами стоит две основные задачи. Первая – это решение вопроса о безубыточности пригородов, что позволит привлечь частные инвестиции и улучшить качество сервиса в пригородных перевозках. Вторая связана с недостаточной ответственностью государственных органов регулирования, которые по закону обязаны компенсировать расходы пассажирского комплекса на дальних перевозках в регулируемом секторе. Когда денег выдается определенно меньше, чем осуществлено перевозок, то это, по сути, является нарушением действующего законодательства. Надеемся, что эта проблема тоже будет решена». Владимир Якунин отметил: «Что касается перспектив, то важнейшая перспектива – это реализация проекта высокоскоростного движения. Речь идет не только о Москве и Санкт-Петербурге. Мы говорим о реализации концепции обеспечения перевозок спортсменов и гостей чемпионата мира по футболу 2018 года и олимпиады в Сочи. А также о развитии высокоскоростного сообщения в регионах Сибири и Дальнего Востока. Объективная сложность в том, что плотность населения в регионах определяет эффективность использования тех или иных видов транспорта. Поскольку плотность населения в регионах Сибири и Дальнего Востока не велика, то проект высокоскоростного сообщения носит здесь не столько коммерческий, сколько социально-политический характер. В этом вопросе много зависит и от местных властей, и от государства в целом». На вопрос о возможном участии РЖД в программе государственного субсидирования, которая сегодня позволяет жителям Дальнего Востока (пенсионерам и молодежи до 23 лет) приобретать авиабилеты по льготной цене, Владимир Якунин ответил: «Мы были бы только рады, если бы нас включили в эту программу. Но проблема заключается в том, что, к сожалению, в обществе пока еще не сформировано понимание о необходимости создания равных конкурентных условий для различных видов транспорта. Очень часто произноситься слово «конкуренция», но по–настоящему субстантивной части этого определения мало кто до конца понимает. Вряд ли можно говорить, например, о равной конкуренции железнодорожного транспорта с автомобильным, если по-прежнему государство должно выделять, по крайне мере по программе на 2013 год, либо гражданам, либо ОАО «РЖД» дополнительные субсидии, чтобы компенсировать инфраструктурную составляющую стоимости, которая входит в билет и оплачивается пассажиром. В автомобильном и автобусном транспорте этого нет. Могут ли расти железнодорожные пассажирские перевозки на дальних направлениях, если авиационному перевозчику компенсируются его расходы, и он может предложить пассажиру билет по соответствующей стоимости, а железнодорожной компании это не компенсируется? Естественно, что часть пассажиров будет переходить на авиационный транспорт. Мы со своей стороны стремимся к тому чтобы: а) повышался сервис в железнодорожном составе; б) чтобы поезда ходили быстрее; в) чтобы се6естоимость перевозок снижалась за счет управления нашими внутренними издержками. Это то, что мы можем сделать». Михаил Акулов, вице-президент ОАО «РЖД» – генеральный директор ОАО «ФПК» сообщил на форуме о запуске во второй половине 2012 года новой программы лояльности для пассажиров. «С одной стороны, - подчеркнул Михаил Акулов, - она позволит получать пассажирам поездов дальнего следования бонусные поездки и повысит общую удовлетворенность от услуг железнодорожного транспорта, а с другой – будет способствовать росту пассажиропотока в дальнем следовании. В сегменте пассажирских перевозок поездами дальнего следования ОАО «ФПК» пассажир сможет получать, например, бонусные поездки (в дерегулируемом секторе). Это будет первая бонусная программа для пассажиров железнодорожного транспорта на территории РФ. Кроме того, предусмотрено накопление пассажирами баллов за поездки по определенным правилам и обмен этих баллов на бесплатный билет или другие призы, предоставленные партнерами программы. ОАО «ФПК» многое делает для повышения ценовой доступности услуг компании, разрабатывая и проводя различные маркетинговые акции и применяя гибкую ценовую политику. Уже сегодня каждый десятый пассажир приобретает билет по какой-либо акции, то есть по наиболее привлекательной цене. По итогам 2011 года количество человек, принявших участие в маркетинговых акциях, составило 14,1% от общего объема перевозок (51% от объема перевозок в дерегулируемом сегменте). Наиболее показателен результат реализации 50% скидки на проезд на верхних полках купейных вагонов: спрос на купейные вагоны увеличился более чем на 50%, а доходные поступления возросли более чем на 25%. На вопрос о перспективах развития железнодорожного туризма, в том числе на уникальном историческом объекте – Кругобайкальской железной дороге, - Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил: «Железнодорожный туризм мы будем развивать. Недавно ОАО «РЖД» провело специальное мероприятие – мы выступали в Палате лордов Великобритании, где рассказывали о перспективах развития железнодорожного туризма в России. Доклад пользовался большим успехом, так что Кругобайкальская железная дорога, как объект железнодорожного туризма, безусловно, будет развиваться дальше». В рамках дискуссии на тему «Российский мегаполис: 5 шагов к жизнеспособной системе общественного транспорта» генеральный директор ОАО «Гипрогор» Михаил Грудинин большое внимание уделил проекту модернизации вокзала на станции Иркутск Пассажирский. Этот проект был приведен разработчиками в качестве примера инвестиционного проекта интегрированной модели вокзала, обеспечивающего комфортные условия пассажирам и привлекательного для всех категорий горожан. Проект предполагаем увеличение привокзальной площади по отношению к площади вокзала –десять к одному. По проекту привокзальная площадь станет пешеходной. В 3 раза будет увеличена площадь вокзала, в 2 раза - площадь улице-дорожной сети, в 3 раза – площадь озеленения. Общая стоимость проекта 12 миллиардов рублей, из которых 10 миллиардов собственно вокзал, все остальное : гостиницы, торговые и деловые центры. Метки: |